на главную страницу

24 Марта 2005 года

Армия и общество

Четверг

Главная роль в минных эпизодах

Виктор ПЯТКОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



     Сегодня у начальника минно-торпедного отделения новороссийской военно-морской базы капитана 2 ранга Петра Пименова горячие деньки. В разгаре подготовка к весеннему сбору-походу. Погрузка, разгрузка, планы, бумаги, регламентные работы. Нелегко, одним словом. Но морская душа любит эти хлопоты куда больше покоя. Ведь готовятся к настоящему делу!
     - Перемены, происходящие в отношении государства к своей армии на флоте, думаю, заметнее, чем где-либо, - говорит Петр Пименов, - если ходим в море, а не стоим прикованные безденежьем у пирса, уже служба в радость. Ну а принятие федеральной программы по развитию Новороссийской военно-морской базы - особый повод для оптимизма.
     Впрочем, плавать, или ходить, как говорят моряки, капитану 2 ранга Пименову приходится чаще, чем кому-либо. Петр Александрович возглавляет нештатную подвижную группу разграждения, задача которой – ликвидация морских мин - смертельно опасных приветов из прошлого. В среднем три раза в год у российских черноморских берегов обнаруживают морские мины времен Второй мировой войны. За эту опасную работу капитан 2 ранга Петр Пименов отмечен медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
     Пименов выкладывает на стол один из трофеев – кусок стальной тележки донной немецкой мины, которую его группа уничтожила в августе минувшего года у мыса Железный Рог.
     Обе мины, которые предстояло обезвредить, находились на грунте. Обнаружили их гражданские специалисты при обследовании места якорной стоянки судов. Но выставленные ими буи вскоре сорвало волнами. Поэтому их местонахождение минерам показали лишь приблизительно. К месту находки вышли тральщик «Минеральные Воды» и водолазное судно ВМ-108. Прибыли в предполагаемый район, спустили на воду шлюпку и дальше с капитаном 3 ранга Евгением Герасимовым и капитаном Олегом Бабайцевым поплыли на ней, чтобы взрыватели мин не сработали на железо. А под водой к поиску мин приступили водолазы - сержант Эдуард Митрощенко, матросы Павел Волегов, Александр Белков и Алексей Никанкин. Пока позволяли условия, работали в аквалангах. С ухудшением видимости переоделись в тяжелое водолазное снаряжение. В нем по дну шаг за шагом, практически на ощупь, шли по спирали, постепенно сужая сектор поиска. Пока наконец на четвертый день не обнаружили мины. Обследовав их, водолазы доложили Пименову на шлюпку. Учитывая течения и глубины в районе, а также удаленность гражданских судов, он решил тут же уничтожить их накладными зарядами. Операция завершилась.
     Считается, что случаев обнаружения взрывоопасных предметов гораздо больше, чем говорит статистика. Часто рыбаки, поймав в сети мину, стараются сразу же избавиться от нее и молчат о находке, чтоб военные не заставили их приостановить лов. Обычно в таких ситуациях они лишь потом сообщают, что при выборке трала зацепили мину, которая сорвалась в море в таком-то квадрате. Сектор поиска увеличивается в этом случае сразу в несколько раз.
     Другое дело, если мина оказалась вдруг на палубе сейнера. В практике Пименова были и подобные случаи. Взять хотя бы тот, когда пришлось спасать рыболовецкое судно в районе порта Новороссийск. Когда Пименов со своей группой разминирования прибыл на судно, выяснилось, что смертоносная находка покоится под грудой рыбы. Делать нечего, пришлось первым делом как следует поработать лопатами. Но самое трудное было потом. Для уничтожения надо было вновь вернуть мину в море, но продержится ли она на плаву до срабатывания подрывного заряда, чтоб точно знать, что она взорвалась? Пришлось готовить что-то типа плота из обшитых деревом порожних железных бочек. Потом устроили на нем мягкую «постель» из мешков с песком. Сооружение спустили на воду и подвели к сейнеру. Установили на мину заряд. И наконец, самое сложное – аккуратно поднять смертоносный груз с палубы, переместить на плот. Как назло разыгравшееся в это время на море волнение требовало от саперов особенно ювелирной работы.
     Ну а насколько опасны подобные находки, наглядно показали прошлогодние события в Севастополе. Сборщики металлолома вытащили на берег со дна Камышовой бухты ржавую, поросшую тиной немецкую мину. А дальше случилась трагедия – попытавшись разобрать ее, три человека погибли. Повезло еще, что взорвалась не сама мина, а лишь одна из ее противосаперных ловушек. Остальные 600 килограммов взрывчатки не сдетонировали лишь по счастливой случайности.
     Практика и личный опыт специалистов минно-торпедного отделения новороссийской военно-морской базы показывают, что даже через 60 лет механизмы таких мин, к сожалению, очень надежны. Поэтому, как человек государственный и отвечающий по роду деятельности за безопасность судоходства в зоне ответственности новороссийской военно-морской базы, капитан 2 ранга Пименов не в восторге от строительства гражданских портов на Черноморском побережье без соответствующей проверки на минную безопасность. Особенно в акватории Керченского пролива. Именно это место считается одним из самых минно-опасных и слаборазведанных. По имеющейся информации, в этом районе в годы Великой Отечественной Черноморским флотом СССР и ВМС Германии было выставлено более 1.000 морских мин, в том числе и донных. В этом же районе активно действовала бомбардировочная и штурмовая авиация обеих сторон, что не исключает нахождения на дне и неразорвавшихся авиабомб. В результате же проведенного после войны траления уничтожено порядка полутора сотен мин.
     Поэтому работы у капитана 2 ранга Петра Пименова и его подчиненных с каждым новым годом не убывает. Но каждый минный эпизод с их участием все же делает Черное море чуточку более мирным.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex