на главную страницу

25 Марта 2005 года

Армия сегодня

Пятница

НЕ НА ЗАПАСНОМ ПУТИ

Владимир ЕВДОМАШКИН, «Красная звезда».



Сегодня на вооружении железнодорожных частей, дислоцированных в Чечне, находятся четыре спецпоезда. Один из них предназначен для восстановления и строительства железнодорожных мостов, путей и объектов инфраструктуры. В задачу других входят сопровождение поездов с народно-хозяйственными и воинскими грузами, а также перевозка личного состава из Моздока в Грозный. На днях по заданию редакции наш корреспондент проделал этот путь на «бронике», как ласково называют бронепоезд в Чечне наши бойцы, и теперь делится впечатлениями с читателями.

     После организованной, без излишней суеты погрузки служивого люда в вагоны состав плавно трогается с места. В глазах попутчиков, особенно тех, кто направляется по каким-то делам в Чечню впервые, нетрудно заметить нескрываемое волнение. Оно и понятно. Ведь едут не в Сочи, а в Грозный, где обстановка, что скрывать, далека от спокойной. Состав идет небыстро, а кое-где и вовсе останавливается. Машинист тепловоза сержант Владимир Аксенов ориентируется на инженерную разведку, которая движется впереди бронепоезда, внимательно осматривая железнодорожное полотно.
     На ближайшей от Моздока станции Ищерской в пассажирский вагон заходит начальник спецпоезда «Байкал» майор Игорь Брянцев, который и знакомит меня с «начинкой» железнодорожного состава. Признаться, был немало удивлен тем, что это не просто подвижной состав, а отдельная воинская часть на колесах.
     – Живем и служим здесь, словно на боевом корабле, – рассказывает Игорь Брянцев, – в автономном режиме.
     Обойдя состав, убедился: все тут продумано до мелочей. Судите сами. Плацкартный вагон приспособлен под общежитие для военнослужащих по контракту. прапорщики и офицеры занимают отдельные кубрики-купе. Даже комната досуга имеется – с телевизором, видеомагнитофоном и небольшой подборкой газет и журналов.
     В соседнем вагоне – столовая, где питаются солдаты вместе с офицерами, как говорится, из одного котла, который находится в соседнем вагоне-кухне. Там колдуют над приготовлением пищи повара. А всем этим нехитрым хозяйством мобильно-передвижной части заведует старшина бронепоезда старший прапорщик Нельсон Кортанян. Хлопот и забот у него – хоть отбавляй: каждую боевую смену вовремя накорми, помывку личного состава организуй и т. д. Кроме того, солдат должен всегда быть одет в чистое белье, подстрижен и побрит. Задач, как видите, не счесть, но Кортанян за долгие годы службы так поднаторел в своем деле, что ни у кого не возникает в его адрес ни нареканий, ни упреков.
     Бронепоезд – это солидная огневая мощь. На открытой платформе – танки с экипажами, несколько зенитных установок с расчетами. В постоянной готовности стрелки-наблюдатели, готовые дать достойный отпор любой банде боевиков, осмелившейся напасть на железнодорожный состав. По пути следования личный состав поезда держит под прицелом все подозрительные развалины домов, автомобили, движущиеся рядом с поездом, и т.д. Надо ли говорить, какая ответственность лежит на военнослужащих, несущих службу на бронепоезде? Ведь в дороге случается всякое, в том числе и провокации.
     На очередной станции подходим к саперам. Командир минно-взрывного взвода младший лейтенант Геннадий Партыс встретил нас приветливо, хотя и без особой радости. Оно и понятно: лишние люди на платформе, да еще донимающие расспросами, – помеха в его весьма ответственном деле. Саперы, как известно, по роду занятий всегда на переднем крае. А уж здесь – тем более. Особо опасные места они проходят пешком, щупами и миноискателями «Корнет» буквально «шерстят» каждый метр земли под полотном железной дороги. Когда бронепоезд движется, они ведут визуальное наблюдение за состоянием насыпи, глазами отыскивая любые признаки минирования.
     Геннадию Партысу опыта не занимать. Один лишь тот факт, что он из прапорщиков произведен в офицеры, говорит о многом. О наградах Геннадий скромно умалчивает: не любят саперы, как, впрочем, и летчики, рассказывать о себе и своей работе – суеверные.
     …Подъезжаем к очередному переезду, который, как и положено, перекрыт тяжелыми «Уралами». Здесь же выставлена охрана. Все меры противодействия терактам выполняются строго и неукоснительно. Из бесед с воинами-железнодорожниками сделал вывод, что боевики не оставляют попыток расправиться хотя бы с одним бронепоездом…
     Наконец впереди показалась станция Ханкала, саперы облегченно вздыхают. Весь путь от Моздока до Грозного бронепоезд прошел благополучно. Всегда бы так!
     На снимке: расчет зенитной установки к бою готов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex