на главную страницу

26 Марта 2005 года

Люди переднего края

Суббота

Спецназовец с морской душой

Игорь Бысенков.




     В военно-морское училище Валерия Межгихова убедил поступить отец, сам отдавший флоту почти тридцать лет. На вступительных экзаменах Валера набрал 18 из 20 баллов и был зачислен курсантом Севастопольского высшего командного военно-морского ордена Красной Звезды училища имени Павла Степановича Нахимова на факультет вооружения надводных кораблей.
     В 1991 году распался Союз, а вместе с ним и Черноморский флот. Не прошло и года, как курсантов, их командиров и преподавателей заставили сделать выбор: остаться учиться, присягнув Украине, или переехать в Россию. Уезжать из родного Севастополя Валера не хотел. Чтобы спокойно доучиться, пришлось принять украинскую присягу.
     Однако после выпуска из училища офицерская служба в армии независимой Украины у лейтенанта Межгихова не сложилась. Он очень скоро уволился в запас.
     - Поезжай, Валера, в Пятигорск, - посоветовали ему родители после двух лет гражданской жизни, - там и за сестрой присмотришь, да и работу себе найдешь.
     Валера до сих пор шутит, что, мол, сослали его, как Лермонтова, на Кавказ, а он там и остался.
     Вскоре познакомился с парнем, который служил командиром взвода специального назначения в местной дивизии Внутренних войск. Он-то и предложил новому приятелю поступить на военную службу в ВВ.
     - Как я тогда так быстро согласился, до сих пор не пойму, - удивляется Межгихов. – Наверное, фильмов об армии насмотрелся.
     Валерий вернулся в Севастополь, собрал необходимые документы, взял из военкомата личное дело. И уже через две недели снова надел лейтенантские погоны, стал командиром взвода оперативного назначения.
     ...Однажды, уже старшим лейтенантом, Межгихов задержался в расположении взвода после окончания рабочего дня.
     - Смирно! – истошно закричал дневальный.
     Все, кто оказался в помещении, выстроились в коридоре. У входа в расположение стояли командующий Внутренними войсками генерал-полковник Шкирко, командующий войсками Северо-Кавказского округа ВВ, офицеры управления дивизии. Шкирко с сопровождающими обошел строй и остановился напротив Межгихова.
     - Какое училище заканчивали, товарищ старший лейтенант?
     - Высшее командное военно-морское… - начал рапортовать Валерий.
     Взгляд генерала с каждым словом Межгихова выражал все большее недоумение. Наконец он удивленно спросил:
     - А здесь-то ты что делаешь?
     - Родине служу, товарищ командующий.
     …Взводом Межгихов командовал три года. Осенью 1998-го в дивизии началась реорганизация. Стали создавать отряд специального назначения.
     - Валера, в отряде вакансия командира разведвзвода. Подумай, - ошарашил знакомый кадровик.
     - Согласен, - недолго думая выпалил Межгихов.
     Но одного согласия оказалось недостаточно. Всех кандидатов на службу в отряде ждала суровая аттестационная комиссия и экзамены. Отбор был жесткий. К Валериному удивлению, его в отряд приняли…
     Разведывательный взвод оказался необычным подразделением. Поначалу в нем служили только Межгихов – командир, трое солдат-срочников и почти десять прапорщиков и контрактников. Причем последние пришли из других штатных разведподразделений, в которых прослужили от 4 до 6 лет. Все воевали в Чечне. Несколько человек носили зеленые береты – символ высшей квалификации войскового разведчика. Словом, это были матерые профи.
     В такой компании бывший моряк чувствовал себя крайне неуютно. Тем более что с первых дней службы эти самые профи стали «проверять» молодого командира. Валерий не обижался, понимал, что опыта у него никакого, надо многому научиться. Однако и отступать не собирался. Для себя решил однозначно: «Раз уж оказался здесь, то надо быстрее все узнать и влиться в строй».
     Пришлось перелопатить множество наставлений и специальной литературы. Но это оказалось ничто по сравнению с тем, чему он научился у своих опытных подчиненных. Одновременно ему пришлось доказывать своим подчиненным, что и он не из робкого десятка и кое-что умеет.
     Еще в школе Валера занимался в секции дзюдо, в 10-м классе в ДОСААФе несколько раз с парашютом успел прыгнуть. А уже в училище стал ходить в городскую секцию рукопашного боя. Даже стал призером открытого чемпионата Крыма по каратэ. В разведке спортивное прошлое здорово выручало.
     Не прошло и года службы в отряде, как Валерия Межгихова настигла война. В июле 1999 года отряд перебросили в Дагестан на границу с Чечней.
     Межгихов возглавлял поисковую группу разведчиков. Они должны были расположиться на дагестанском берегу пограничной речки и прикрывать дорогу, которую боевики периодически обстреливали с противоположной стороны.
     …Они наблюдали почти сутки. Но ничего подозрительного обнаружить так и не удалось. Бандиты никак себя не проявили. На следующий день разведчикам приказали отправиться к мосту через речку, перейти по нему на другую сторону и разведать прилегающую местность.
     Боевики знали, что, кроме как по узкому мосту, в этом районе речку перейти невозможно. Поэтому и охраняли его круглосуточно.
     Разведчики поняли, что незамеченными пройти невозможно, когда с той стороны раздались автоматные очереди. Практически сразу пули зацепили прапорщика и солдата. Валерий огнем из автомата прикрывал эвакуацию раненых. Боестолкновение закончилось неожиданно быстро.
     По дороге на базу Валерий почувствовал, что саднит нога, и увидел, как на брюках увеличивается кровавое пятно. Подумал, что это когда кого-то из раненых вытаскивал. Но на поверку вышло, что в той перестрелке и ему досталось. Правда, пуля прошла навылет, не зацепив кость. В азарте боя сразу и не заметил. Пришлось отправляться в госпиталь.
     К началу сентября взводный вернулся в свое подразделение. Отряд готовился штурмовать село Чабанмахи, которое боевики превратили в укрепленный район. В первой линии действовали группы специального назначения. Разведчики находились в резерве. Взвод разделили на две подгруппы. Первой из 10 бойцов, командовал начальник разведки отряда, второй - Межгихов. Разведчиков бросали по всему фронту, на котором действовал отряд, туда, где становилось труднее всего. После нескольких дней штурма из 14 человек разведвзвода в строю остались Межгихов и четыре бойца. Погиб Игорь Клевцов. Об этом Валерий узнал в последний день штурма, когда его подгруппа заняла конечный рубеж наступления возле недостроенной мечети. Еще восемь человек в том бою были ранены.
     Из госпиталей они вернулись к началу ноября. Отряд уже действовал на территории Чечни…
     - Командир, выйди, дело есть, - откинув брезент входа в палатку, обратился к Валерию накануне Дня разведчика один из прапорщиков.
     Ничего не подозревая, Межгихов вышел наружу. У входа в строю стояли его подчиненные. Те самые прапорщики, которые не так давно не давали жизни командиру, изучавшему разведывательную науку, вручили ему зеленый берет разведчика. Межгихов берет взял, надел на голову. Молча посмотрел на своих разведчиков. Теперь он знал точно: они одна семья. Для Валерия это означало, что его признали своим, таким же профессионалом.
     В апреле 2000 года после возвращения из очередной командировки в Чечню его назначили на должность помощника начальника разведки дивизии. Перевод оказался неожиданным и радости Валерию не принес. Он мечтал работать с людьми, а тут… штабная работа. Впрочем, за четыре месяца она ему изрядно надоела, и он стал проситься назад в отряд. К тому же взвод, которым он командовал, расширили до разведывательной группы.
     - Вообще-то у нас на тебя другие планы, - ответили в штабе дивизии, когда Валерий в очередной раз просил перевода, и вручили предписание убыть для учебы в Москву на трехмесячные курсы для начальников разведок частей и соединений.
     Межгихов поначалу почувствовал себя не в своей тарелке. Он рвался в бой, а его посадили за парту. Но разочарование прошло, как только Валерий узнал, что его просьбу о назначении в отряд в дивизии удовлетворили. После такой новости учеба пошла веселее.
     К моменту возвращения из Москвы приказ о его назначении командиром разведгруппы был подписан. Несколько дней понадобилось, чтобы сдать должность, а 16 января 2001 года Межгихов уже прибыл в Центорой.
     …В одном из горных сел района федеральные силы проводили специальную операцию.
     - Командир, за лесом две машины стоят, не наши. Съезди, проверь, - едва заметно шевеля губами, произнес мужчина из местных, проходя мимо Межгихова.
     На дороге за селом действительно стояли УАЗ и КамАЗ. Машины были засыпаны снегом, вокруг не было ничьих следов.
     Осматривать автомобили отправился сапер группы прапорщик Сергиев. И не напрасно. Каждая из них хоть и неумело, но была заминирована. Видимо, хозяева торопились убраться отсюда поскорее.
     - Обыскать округу до последнего камешка! - приказал командир разведгруппы подчиненным.
     Вскоре они нашли схрон с оружием и боеприпасами. Судя по всему, именно этот груз боевики везли на машинах. Но бушевала снежная пурга, техника завязла в снегу и заглохла. А тут еще с противоположной окраины села началась специальная операция. Вот бандиты и решили разгрузить машины, спрятать все до поры до времени.
     Найденное оружие и боеприпасы полностью заняли десантное отделение БТРа. Вскоре недалеко от места схрона задержали и нескольких бандитов. Возможно, кого-то из тех, кто вез это оружие…
     В 2001 году к ордену Мужества (им офицера наградили в начале 2000 года) на груди Валерия Межгихова прибавилась медаль Суворова.
     В мае прошлого года закончилась очередная командировка отряда в Чеченскую Республику. По результатам выполнения служебно-боевых задач разведывательная группа признана лучшей в части.
     Майор Межгихов уже не командует этим подразделением. Не так давно его назначили на должность заместителя начальника штаба отряда, но до сих действия разведчиков для него не безразличны. Он же был первым командиром и взвода, и группы. Как говорят, бывших разведчиков не бывает.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex