на главную страницу

26 Марта 2005 года

Геополитика

Суббота

Черное золото викингов



«Каждый норвежец спит и видит, что у него личным шофером работает швед». Эта поговорка в Норвегии вошла в обиход в начале 70-х годов прошлого столетия. Поводом для нее послужило открытие на континентальном шельфе в Северном море крупных месторождений нефти, которые давали норвежцам основание рассчитывать на такое повышение своего благосостояния, что шведы, имевшие на то время один из самых высоких уровней жизни в мире, придут к ним наниматься на работу. Насколько оправдались эти надежды, как добываемые углеводороды изменили Норвегию, какова ее роль на мировых и региональных рынках нефти... Об этом идет речь в материале, который совместно подготовлен редакцией «Красной звезды» и Институтом геополитической информации «Энергия».

     
От «Экофиска» до «Белоснежки»

     К тому моменту Норвегия представляла собой рыболовецкую провинцию Европы, которая экспортировала в основном морепродукты, а еще лес и продукцию цветной металлургии. Правда, было еще судостроение, которым норвежцы занимались на протяжении веков и в котором достигли высокого технологического уровня. Но все это позволяло большинству населения Норвегии всего лишь существовать. И никто не предполагал, что в стране, а вернее, на ее континентальном шельфе в Северном море находятся огромные залежи нефти и газа. Более того, когда в начале 1960-х годов одна американская компания обратилась к норвежскому правительству с просьбой предоставить ей эксклюзивное право на пользование возможными природными ресурсами на шельфе в Северном море, в Осло, очевидно, скептически улыбнулись, не веря в успех этого дела. Тем не менее, скорее руководствуясь традиционной осторожностью, чем далеко идущими расчетами, правительство решило все-таки не предоставлять компании эксклюзивного права, но дать условное разрешение на поиск и добычу углеводородов. Одновременно норвежский стортинг (парламент) принял закон о суверенитете над континентальным шельфом, а в 1965 году были заключены соглашения с Великобританией и Данией о разделе континентального шельфа.
     Открытие в декабре 1969 года первого крупного нефтяного месторождения «Экофиск» в корне меняло ситуацию – Норвегия оказалась перед перспективой стать одной из богатейших стран мира. Для этого надо было лишь получить необходимые научно-технические знания и создать соответствующую материальную базу в области нефтегазодобычи, а также сформулировать политические цели государства и сформировать административные органы управления в новом для страны секторе экономики. Очень скоро эти задачи были решены. Уже к 1975 году число открытых месторождений нефти и газа составило более 10 при успешности бурения около 50 процентов – очень высоком результате в мировых геологоразведочных работах. К 1982 году в Северном море было выявлено уже 55 месторождений, из них 32 нефтяных и нефтегазовых и 23 газовых и газоконденсатных.
     В настоящее время в Северном и Норвежском морях эксплуатируются почти 60 месторождений нефти и природного газа. На очереди стоят 136 небольших и средних месторождений, часть из которых находится в стадии подготовки к освоению. Доказанные запасы нефти Норвегии оцениваются в 10,4 млрд. баррелей, газа – 1,35 трлн. кубометров. Подавляющая часть нефти добывается Норвегией на шельфовых месторождениях Северного моря, потенциал которого еще велик. По прогнозам экспертов, в течение ближайших нескольких лет запасы углеводородного сырья Норвегии в Северном море могут возрасти на 7 млрд. баррелей нефти и 26 триллионов кубических футов газа. Последним крупным открытием геологов в норвежском секторе Северного моря стало месторождение «Донателло», промышленные запасы которого оцениваются в 200-500 млн. баррелей нефти и газа.
     Между тем эра открытия гигантских месторождений, похоже, подошла к концу. Сегодня резервы углеводородного сырья Норвегии характеризуются месторождениями малой и средней важности. Отмечается и тенденция сокращения открытий новых месторождений. Так, в 2002 году на норвежском континентальном шельфе было открыто лишь 8 новых месторождений (в 2001-м – 12). И все эти месторождения небольшие, что свидетельствует об истощении шельфа. Согласно данным нефтяного директората Норвегии, на нем уже извлечено около 1/3 запасов нефти и 10 процентов газа.
     Поэтому в поисках новых месторождений норвежцы поднимаются все выше на север. Норвегия готова развивать сектор «Ормен ланге» – обширное месторождение газа, расположенное в Норвежском море на глубине 1.200 метров. Данный проект расширит не только перспективы добычи газа, но и перенесет работы к северу норвежского континентального шельфа. После шестилетней остановки возобновлены разведочные работы в Баренцевом море. Здесь Норвегия уже разрабатывает месторождение «Белоснежка». Считается, что ресурсы углеводородного сырья в Баренцевом море могут составить почти 30 процентов от разведанных суммарных запасов на норвежском континентальном шельфе.
     Одновременно решается задача по повышению нефтеотдачи пластов и с постепенным доведением этого показателя до 50-процентного уровня. Следует отметить, что Норвегия обладает совершенно уникальным опытом добычи углеводоров в северных широтах, использует технологии мирового уровня для повышения отдачи пластов. В том числе, например, закачивание в скважины воды и газа, которые затем могут быть извлечены, методы проходки горизонтальных скважин, сейсмическое картографирование морского дна, дистанционное управление буровыми операциями, готовится к внедрению полуутопленных модулей для добычи нефти на больших глубинах и т.д. В августе 1998 года завершен четырехлетний проект «Экофиск-2», который предусматривал перестройку инфраструктуры месторождения «Экофиск». На проект было затрачено 2,5 млрд. долларов. В результате на месторождении построены две новые платформы, которые позволят увеличить добычу нефти и газа на «Экофиске» примерно на 20 процентов. Считается, что активная добыча нефти и газа на этом месторождении теперь может вестись вплоть до 2028 года.
     Норвегия экспортирует более 3 млн. баррелей нефти в день, что составляет свыше 90 процентов ее добычи. С такими показателями страна занимает третье место в мире после Саудовской Аравии и России среди экспортеров нефти. Специалисты считают, что если будут сохраняться нынешние темпы добычи, то разведанных запасов нефти хватит на 15 – 20 лет. Правда, в Осло надеются продлить эксплуатацию нефтересурсов еще на 50 лет.
     Более оптимистичнее видятся газовые перспективы Норвегии. Добыча газа составляет более 70 млрд. кубических метров. Почти полностью этот объем идет на экспорт, что делает Норвегию четвертым в мире экспортером газа после России, Канады и Алжира и третьим по величине экспортером газа в Европу после России и Алжира. Благодаря богатству месторождений и мерам по увеличению добычи, современный уровень производства газа может сохраняться еще около 100 лет.
     Объем экспортной продажи нефти и природного газа в прошлом году составил более 300 млрд. норвежских крон (свыше 40 млрд. евро), что равно примерно 44 процентам от общего объема норвежского экспорта.

     Наша справка
     Королевство Норвегия занимает западную и северную часть Скандинавского полуострова, архипелаг Шпицберген, остров Медвежий в Северном Ледовитом океане и остров Ян-Майен в Северной части Атлантического океана. Площадь страны – 387 тыс. кв. км, население – 4,3 млн. Особую этническую группу составляют саами (саамы, лопари) – около 40 тыс. Большинство норвежцев живет в прибрежной полосе в небольших поселениях, рассредоточенных по берегам фьордов и долинам рек. В столице – Осло (около 500 тыс. жителей) – и прилегающих районах сконцентрирована примерно одна треть населения страны. Государственный строй – конституционная монархия. Глава государства – король. Законодательный орган – парламент (cтортинг). Среди природных ресурсов – руды черных и цветных металлов, а также нерудные ископаемые – известняк, кварц, нефелин, оливин. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на седьмом. Первое место в мире страна занимает по производству электроэнергии – в год вырабатывается свыше 123 млрд. кВт. ч, из них 99,4 процента производится на ГЭС.

     
Нефть принадлежит народу

     Во всех официальных документах Норвегии, касающихся национальных нефтяных ресурсов, записано, что они «принадлежат норвежскому народу и должны быть использованы во благо нынешнего и будущего поколений». И это не формальная декларация, а жесткое правило, которое неукоснительно соблюдается в стране начиная с того момента, когда ударил первый фонтан норвежской нефти, до сегодняшнего дня. Для этого создана система государственного контроля и регулирования нефтяной отраслью. Во главе ее стоит стортинг (парламент), который определяет нефтяную политику государства, начиная от общих вопросов развития и завершая вопросами нефтяного налогообложения и защиты окружающей среды в районах, где осуществлялась добыча нефти и природного газа. Им же разработана законодательная база, где, в частности, закреплены следующие положения:
     - все шельфовые ресурсы являются государственной собственностью;
     - поиск и добыча нефти и газа находятся под жестким государственным контролем, который обеспечивается выдачей лицензий через проводимый раз в два года конкурс и участием государства во всех лицензионных разработках. Кроме того, государство не допускает концентрации прав в одних руках, контролируя распределение долей участников в каждой лицензии;
     - доходы от нефтяных операций направляются в государственный бюджет;
     - действуют крайне жесткие экологические нормативы.
     Нефтяную политику проводит правительство в лице министерства нефти и энергетики. При этом оно не занимается оперативным управлением отраслью, а рассматривает и регулирует основные аспекты ее развития, несет ответственность за организацию административного и финансового контроля над ходом геологоразведки и разработки запасов нефти и газа. За подготовку же и обоснование важнейших рекомендаций, касающихся концептуальных положений ресурсной и энергетической политики государства, нормативной документации, экспертизы и утверждения программ бурения и разработки месторождений, стратегических геологических оценок ответственен норвежский нефтяной директорат, который сочетает в себе функции производственного и финансового контроля.
     В систему государственного контроля за нефтересурсами входит также государственная компания «Статойл», представляющая интересы государства на континентальном шельфе и являвшаяся до последнего времени главным инструментом государственного предпринимательства. Согласно условиям предоставления лицензий, она получала часть добытой нефти, право участвовать в принятии решений по освоению месторождений и другие льготы. «Статойл» стала предпочтительным партнером для всех остальных компаний, поскольку пользовалась всеобъемлющей поддержкой норвежского правительства.
     Прямое государственное участие в освоении нефтегазовых ресурсов позволяет норвежскому правительству контролировать как основную (около 80 процентов) долю нефтяных доходов, так и экономическую ренту от месторождений. При этом оно всегда стремилось объединить в своей нефтяной политике два основополагающих принципа: сделать континентальный шельф интересным для лучших нефтяных компаний мира и привлечь иностранные технологии и иностранный капитал, с одной стороны, а с другой – совместить это с контролем за деятельностью иностранных и норвежских компаний и защитой национальных интересов. Другими словами, нефтяная политика Норвегии базируется на открытости и создании благоприятных условий для иностранных и норвежских компаний и, с другой стороны, на контроле и сохранении национальных интересов. Поэтому для освоения месторождений созданы совместные предприятия, в которых участвуют различные нефтяные компании, в том числе и транснациональные.
     Их не отпугивают ни высокие издержки добычи (12 – 14 долларов за баррель по сравнению с 3 – 4 долларами, например, в Иране), ни необходимость строго следовать требованиям норвежского правительства. И по сей день транснациональные нефтяные компании борются за участие в разработках норвежских углеводородных ресурсов, потому что уверены в политической и экономической стабильности в стране, постоянстве и предсказуемости системы государственного регулирования. Еще один положительный фактор – близость потребительского рынка Европы и США, что также влияет на заинтересованность ТНК в освоении нефтяных и газовых месторождений Норвегии. Для иностранных компаний своеобразной страховкой инвестиционных проектов является и тот факт, что начиная с середины 80-х годов норвежское правительство несет на себе основную финансовую нагрузку при проведении работ на континентальном шельфе. А капиталовложения государства в разработку месторождений достигали 10 млрд. долларов.
     Сейчас в нефтегазовом секторе Норвегии работают 30 компаний. Однако главную роль в нем по-прежнему играют государственная «Статойл» и частично государственная (госдоля составляет 44 процента) компания «Норск гидро». В 1984 году, опасаясь, что корпоративные интересы станут выше национальных, правительство разделило «Статойл» на две части. Одна из них осталась за компанией, а вторая перешла в прямую собственность государства, постепенно переданная недавно созданной госкомпании «Петеро». В 2001 году «Статойл» частично приватизировали – за ее 17,5-процентный пакет акций инвесторы, в основном иностранные, заплатили почти 3 млрд. долларов, пошедших, естественно, в государственную казну.
     Исходя из того, что углеводородные ресурсы принадлежат народу и, следовательно, сверхприбыль от их эксплуатации должна идти во благо всех граждан страны, а не отдельных лиц, в Норвегии принята очень жесткая система налогообложения. В частности, нефтяные компании платят, помимо общих для всех типов производства налогов на прибыль в размере 28 процентов, дополнительный налог на нефтедобычу – 50 процентов. Кроме того, c предприятий, занимающихся нефтедобычей, взимаются пошлина на производство, региональная пошлина и пошлина на углекислый газ. То есть в общей сложности компании платят налоги в объеме приблизительно 80 процентов от суммы своих доходов. Вместе с тем налоговая система довольно гибка и предусматривает для компаний, вкладывающих средства из полученного дохода в освоение континентального шельфа, систему зачетов инвестиций. Это снижает налогооблагаемую базу и является достаточно эффективным средством стимулирования инвестиционных процессов.
     В результате нефтегазовый сектор дает солидные поступления в государственный бюджет, что позволяет правительству делать значительные инвестиции в самые разные сферы норвежского общества. Именно благодаря этому не сбылись опасения, что нефтегазовый комплекс послужит средством проведения деиндустриализации страны и превращения Норвегии в своеобразный «европейский Кувейт». Создав новый сектор национальной экономики и приступив к его обслуживанию, страна фиордов в то же время не только сохранила традиционные отрасли экономики, но и значительно расширила спектр их возможностей. Во многом на средства, полученные от реализации нефтяных ресурсов, Норвегия на современном этапе осуществляет широкомасштабное развитие телекоммуникационных технологий и других так называемых «технологий будущего».

     Россия и Норвегия как ведущие производители и экспортеры энергетических ресурсов отмечают важность активизации двустороннего энергодиалога. Этот диалог будет, в частности, включать общие вопросы нефтегазовой отрасли в обеих странах, вопросы, связанные с энергетической политикой и законодательством, развитием нефтяного и газового рынка, с предотвращением разливов нефти, безопасностью, экологические аспекты, относящиеся к нефтегазовой отрасли, а также деятельность в рамках энергосбережения и меры в связи с сохранением климата.
     
Из Совместного заявления Президента Российской Федерации
и Премьер-министра Королевства Норвегия,
принятого 12 ноября 2004 года в Осло.

     
Продолжение >>>



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex