на главную страницу

26 Марта 2005 года

Точка зрения

Суббота

ОСАГО здравствует, пенсионеры стонут

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     Солнышко начинает припекать. Снегу навалило много, но через месяц, смотришь, его и не будет, и автовладельцы-«чайники», в основном пенсионеры, начнут выводить своих застоявшихся стальных коней для поездок на садово-огородные участки да и по другим делам. Все бы радовало, но, как видно из писем в редакцию и телефонных звонков, одна мысль «душу омрачает» – о нависающей «автогражданке». Ведь она жива, здорова и материально «разбухает» с каждым месяцем и все больше дает о себе знать: «Оформляйте полисы!..»

     И снова вспоминается осень 2003 года, когда насильно, как некогда в колхоз, стали загонять в «автогражданку». Начались тогда протесты, забурлила Дума, и чуть было вообще не прихлопнули «автогражданку», но она дала слово: в апреле 2004 года разберемся, что и как получается с обязательным страхованием, и доложим обществу результаты. К тому времени уже окончательно сформировалось общественное мнение: 80 процентов автомобилистов были возмущены высоченными тарифами (величиной в две пенсии), высказались тогда и государственные мужи, осудив непродуманный закон. И даже Президент России Владимир Путин в телевизионном разговоре со страной предложил доработать его. Казалось бы, после этого что-то будет. Но не произошло ничего. ОСАГО (Обязательное страхование автогражданской ответственности) в апреле скромно промолчало. Потом затаилось. А для пущей надежности своего предприятия взяло «за яблочко» своих подопечных: без нашего страхового полиса, помимо штрафа в 800 рублей прямо на дороге, вы не пройдете техосмотр, а без него, как известно, нельзя выехать даже из гаража...

     Правда, общественность вскоре узнала, что за истекшее время страховые компании за продажу 25 млн. полисов получили 48 млрд. рублей, а выплата пострадавшим автовладельцам составила лишь 8 млрд. Налицо были явный прибыток у энтузиастов-страховщиков и несомненный убыток у владельцев машин. Ведь, как уже не раз писалось, людям состоятельным выбросить на ветер пять, десять и даже двадцать тысяч рублей ничего не стоит, а для большинства граждан, в том числе и военных пенсионеров, это что-то значит.

     Да и, как показала практика, в случае ДТП тебе еще немало поморачат голову, прежде чем выплатят страховку. Хотя все знают, что при небольшом столкновении дешевле обошлось бы полюбовное разбирательство на месте.
     Но вслед за полугодичным обещанием разобраться с законом (даже после указания президента) уже и годичный срок не принес никаких благих вестей. Хотя президент весьма конкретно высказался и насчет учреждения для пенсионеров полиса выходного дня и льготной оплаты для участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. Но, увлекшись легко падающей в руки прибылью, руководители ОСАГО словно этого не слышали.
     А люди продолжают возмущаться. Откликаясь на их настроения, мэр Москвы Юрий Лужков недавно снова назвал «автогражданку» грабительской: ведь доход страховщиков за истекшее время перевалил за 50 миллиардов рублей при 18 миллиардах выплат. И в недавней телепередаче «Народ хочет знать» тоже было высвечено общественное мнение: подавляющее большинство участников высказались за добровольность страхования, понижение тарифов (кстати, почему за полугодичный срок берется не 50, а 70 процентов?) и дифференцированный подход в охвате автомобилистов страхованием.

     Несколько дней назад депутаты-«единороссы» Георгий Боос и Ильдар Габдрахманов подготовили для обсуждения в Думе предложения о снижении тарифов автострахования и о введении «договора выходного дня» – для тех, кто выезжает на машине по выходным и праздникам, а в остальные дни полис будет недействительным. Да и без этого стоило бы при подготовке к 60-летию Победы сделать подарок участникам Великой Отечественной войны и других боевых действий – по меньшей мере снизить тарифы на «автогражданку».

     Да, закон о страховании автотранспорта, наверное, нужен. Но он должен представлять собой не обязаловку в грубой и навязчивой форме, как это сделано сегодня. Он должен исходить из принципа взаимной заинтересованности – как учредителей закона (рынок есть рынок), так и самих страхующихся.

     Когда верстался номер, пришло сообщение, что вопрос об ОСАГО обсуждается в Конституционном суде РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex