на главную страницу

29 Марта 2005 года

Планета людей

Вторник

Польские откровения

Вадим МАРКУШИН.



     Юбилей Победы не дает покоя «друзьям» России. Заядлые любители поковыряться в анналах позорного прошлого, в котором страх перед нацизмом, перемешиваясь с генетическим европейским лицемерием, давал на выходе судорожную политику капитулянтства, задним числом отыскивают более выгодные, по их соображениям, ходы.
     Весьма характерным образчиком горьких сожалений по «упущенным возможностям» стало утверждение, что Польша в канун Второй мировой войны повела себя нерасчетливо, противясь Гитлеру. Что ей следовало поступить так, как это сделали ее более умные соседи. Что не надо было вступать в союз с Англией и Францией, а надо было отдать Германии Данциг (Гданьск), предоставить немцам нужный им коридор и увеличить права немецкого меньшинства в Польше. То есть покорно сделать то, чего требовал Гитлер. Проявлением мудрости стало бы заключение союза с третьим рейхом и превращение Польши в такое же, как Венгрия, Румыния и Болгария, вассальное государство. И, как следствие, вступление в июне 1941 года в войну против Советского Союза.
     Комментировать данное откровение нет никакого желания. Тем более что далеко не все в Польше опустились до постулатов такой вот религии пресмыкательства. Выразим лишь удивление по поводу того, что подобные перлы тиражируются в стране, в которой нацисты уничтожили несколько миллионов мирных граждан.
     История, писал классик, не тротуар Невского проспекта. Трудно найти на карте мира двух соседей, которые бы на протяжении веков жили между собой, как говорится, душа в душу. Уж так исторически сложилось, что между поляками и русскими никогда не было особо трогательных отношений. Зато в наличии всегда были взаимные претензии. Вопрос в том, как наконец набраться ума и оставить в прошлом прежние дрязги? Как подчиниться рациональному мышлению и выстроить хладнокровные, взаимовыгодные отношения?
     Адресуем эти вопросы, к примеру, главному редактору еженедельника Newsweek Polska Томашу Врублевскому, написавшему в последнем номере, что грядущие московские юбилейные мероприятия есть не что иное, как «прелюдия тоталитарного концерта Владимира Путина при молчаливом согласии Европы».
     Адресуем эти вопросы депутатам польского сейма, которые в специальном постановлении охарактеризовали события в Катыни весной 1940 года как геноцид. Хотя сутью этого страшного понятия является, как пишет польский журнал «Пшегленд», плановое уничтожение целых народов, этнических, религиозных, общественных групп, чего на территории России не было, ибо «там не убивали каждого поляка по той причине, что он поляк». Недавно побывавший в Москве знаменитый кинорежиссер Кшиштоф Занусси, отмечает журнал, выразил убеждение, что между народами двух стран постепенно исчезает недоверие. Разрушить ростки добрососедства можно в одночасье. И кто-то в Варшаве этим упорно занимается.
     Последствия подобного рода занятий, пишет польский ветеран Петр Кунцевич (Trybuna), могут стать фатальными. По его словам, в этом нет никакого преувеличения, поскольку Польша – не держава и с таким пониманием международной политики ею никогда не станет. «Ненависть портит самого ненавистника, - пишет автор. - У Польши были, к сожалению, реальные причины для таких чувств на протяжении целых столетий. Особенно потому, что мы являемся народом наивным и полным неуместной спеси. Поэтому нечего удивляться, что более могущественные соседи качают головой и попросту смеются над нами».
     Для Кунцевича, как он сам пишет, ясны причины, которые склоняют поляков хотя бы к символическому реваншу. Однако он считает их «глупыми, вредными и выставляющими на посмешище нас самих». Сравнивая гитлеровскую и советскую оккупации, Кунцевич подчеркивает, что они «соотносятся, как смерть с жизнью». Он напоминает, что после Ялтинской конференции Польша получила оптимальные границы, революцию в просвещении, ликвидацию безграмотности, электрификацию и, наконец, достойный социальный статус для крестьян и рабочих.
     Что же касается предстоящего праздника, то, по мнению цитируемого нами автора, «Россия, что бы о ней ни говорили, понесла в войне с третьим рейхом ужасающие, гигантские потери и теперь имеет право организовать всемирное празднование юбилея Победы. Неужели тот или иной дурак не понимает, что без российского фронта не было бы Победы (разве что ядерной) над Гитлером, а в таком случае его, дурака, вообще бы не было?»
     Увы, реальность такова, что понимание величия подвига России нынче кое-кто хочет вытеснить с помощью «политических пируэтов» вокруг приглашения российского руководства вместе отметить юбилей Победы в Москве, как на днях выразился посол РФ в Великобритании Григорий Красин. Кампания по переоценке итогов Второй мировой войны, указывает он, приняла «мегафонный характер и уже многих обидела». Россия, заметил дипломат, тоже способна обижаться. Но насколько все это соответствует новым целям Европы? В поисках ответов мы не должны смотреть только в прошлое. Юбилей - хороший повод вместе подумать о будущем.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex