на главную страницу

30 Марта 2005 года

Армия и общество

Среда

На южном форпосте

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда». Душанбе.



Мы улетали из Москвы в бушующий метелями зимний день, а на земле Таджикистана через несколько часов встретились с весной. Теплые дни и слепящее солнце символично подчеркивали не только красоту, но и гостеприимность таджикской земли. Здесь на страже мирного неба и безопасности южных рубежей СНГ стоит 201-я российская дивизия, получившая в прошлом году статус военной базы.

     
Родная дивизия


     Окончательно вопрос о придании 201-й мотострелковой дивизии статуса российской военной базы в Таджикистане решен осенью прошлого года во время визита в Душанбе Президента РФ Владимира Путина. Это стало политико-юридическим закреплением российского военного присутствия, которое вот уже долгие годы обеспечивает мир и стабильность на таджикской земле, а также играет огромную роль в общей системе обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона. Основой этого присутствия продолжает оставаться 201-я Гатчинская дважды Краснознаменная мотострелковая дивизия, образованная в опаленном войной 1943 году. Уже около 60 лет дивизия дислоцирована именно на территории Таджикистана, потому ее здесь считают родной.
     Во время обрушившейся на Таджикистан беды - гражданской войны — гатчинцы оказывали столь необходимую тогда помощь в достижении национального согласия в республике, решении гуманитарных проблем, защите мирных граждан, а затем и в становлении вооруженных сил Таджикистана (в частности, в подготовке младших военных специалистов в сводной учебной роте, оказании военно-технической помощи и материальной поддержки).
     Не секрет, что экономическое положение в республике продолжает оставаться довольно сложным, поэтому для жителей Таджикистана, имеющих российское гражданство, служба в 201-й дивизии стала серьезным материальным подспорьем. Зарплата солдата-контрактника здесь выше, чем у министра обороны республики. Военнослужащие-таджики во многом определяют высокую боеготовность соединения.
     Став своеобразным южным форпостом, российская база продолжает защищать южные рубежи Содружества. И вопрос о ее выводе с территории республики никогда не поднимался ни российской, ни таджикской стороной.

     
От «Весны» до «Сада»


     Так называемые тактические группы 201-й мсд выполняют одну из важнейших задач – прикрытие пограничных застав в случае обострения ситуации на таджикско-афганской границе. Мне удалось побывать в двух тактических группах, прикрывающих 10-ю и 11-ю заставы Московского погранотряда.
     Десятую, носящую название «Бахораг», в переводе с таджикского - «Весна», прикрывают мотострелковый взвод на БМП и артиллерийская батарея самоходных артиллерийских установок. Несмотря на красоту местного ландшафта, службу здесь курортом не назовешь. Зимой – лавины и ураганный ветер, весной свирепствует малярия, летом картину дополняют пятидесятиградусная жара, пыль и все выжигающее солнце.
     Однако трудности здесь переносят стойко - сказываются армейская закалка и подготовка. Все военнослужащие понимают, что они выполняют реальную боевую задачу. Дух коллективизма и даже романтики во многом способствует успешному преодолению всех тягот и лишений. Весьма символичной кажется выложенная на прилегающем к лагерю холме надпись из камней: «Слава тем, у кого на погонах золотые скрестились стволы».
     Путь от десятой заставы до одиннадцатой нелегок. Узкая дорога, обвалы, нагромождения камней, многочисленные притоки Пянджа и обрывы грозят обернуться бедой, поэтому осторожность и профессионализм командиров и водителей крайне важны. Справа - Пяндж, а на заросших камышом бережках, где легко укрыться, видны красные таблички с надписью «Осторожно. Мины». Опасные сюрпризы еще во времена СССР установлены для тех, кто решит нелегально пересечь Госграницу.
     Но вот наконец проезжаем выносной пост «Красная горка» одиннадцатой заставы, который получил свое название из-за того, что гора, на которой пост расположен, действительно имеет красновато-марсианский оттенок. Название заставы - «Баг» - в переводе на русский означает «Сад».
     Тактическая группа, прикрывающая одиннадцатую, состоит из мотострелкового взвода на БМП и минометной батареи. Я побывал там, когда командир мотострелковой роты капитан Вячеслав Слинько готовил подразделения роты к смене. После месяца дежурства их заменяла другая рота, которая также распределит силы и приданные средства для прикрытия десятой, одиннадцатой и двенадцатой погранзастав.
     Недалеко от выносного наблюдательного поста на склоне сооружен монумент в виде пирамиды, острие которой венчает красная звезда. Это память о погибших здесь в 1993—1994 годах героях-пограничниках, о том времени, когда здесь было очень неспокойно, частые обстрелы с афганской стороны держали стражей границы в постоянном напряжении. Еще один памятник расположен уже на самой одиннадцатой погранзаставе. На нем имена младшего сержанта Г.Г. Шеремета, рядового Х.И. Хамидова, рядового К.Х. Эмомнулова, младшего сержанта В.К. Иванова.
     Сейчас здесь спокойнее, но и пограничники, и мотострелки из 201-й знают, сколь обманчиво порой затишье, расслабиться – значит подвергнуть себя смертельной опасности.
     Несмотря на то, что по существующим договоренностям российские пограничники заменяются таджикскими, вопрос о снятии прикрытия погранзастав тактическими группами 201-й мсд пока не обсуждается.

     
Боги войны на «Ляуре»


     С 14 февраля по 14 марта на полигоне «Ляур» проведен сбор артиллеристов. На первом и втором этапах сбора проходило слаживание батарей, а на заключительном, третьем – прошли тактические учения с боевой стрельбой.
     Нахожусь на позициях артиллерийского дивизиона 92-го мотострелкового полка. Три
     122-миллиметровые гаубицы «Гвоздика» ведут стрельбу по учебным целям.
     В шесть утра батарея была поднята по тревоге, командиру подразделения вручили боевое распоряжение на совершение марша, а по прибытии в район сосредоточения батарее поставили задачу по действиям в составе сторожевого охранения и поддержке мотострелковой роты. На марше артиллеристы выполнили учебную задачу по отражению нападения условной диверсионной группы противника. Затем на полигоне проводились занятия по боевому слаживанию, подготовке стрельб, управлению огнем. Поддерживаемая артиллеристами мотострелковая рота имела задачу не допустить захвата и уничтожения условным бандформированием дивизионных складов ракетно-артиллерийского вооружения и инженерных боеприпасов.
     И вот наконец стрельбы. На наблюдательном пункте оценивают точность стрельбы «гвоздичек». Результаты говорят о том, что многочисленные тренировки не прошли даром. Условного противника «боги войны» уничтожили без особого труда. Однако не обошлось без неожиданных вводных. В небе появились три красные ракеты, которые характерным свистом сообщили о том, что условный противник применил химическое оружие. Дается команда «Газы!» - и вот личный состав надевает индивидуальные средства защиты. Дымовая шашка имитирует распространение «смертоносных» химикатов.
     Чуть поодаль отрабатывали развертывание, нанесение условного огневого поражения и уход с позиций минометчики 2-го горного мотострелкового батальона 92-го мсп. Минометчики готовились к предстоящему тактическому учению. Начальник штаба артиллерии дивизии подполковник Александр Замураев, следя за выполнением нормативов, фиксирует незаметные стороннему наблюдателю недостатки.
     А примерно в полукилометре танкисты из роты 92-го мсп выполняют зачетное упражнение по вождению танков Т-72 в сложных условиях местности. На следующий день у них - стрельбы. По словам молодых офицеров роты, за полгода службы в данном подразделении они стреляли и водили больше, чем за все время обучения в военном училище.
     На другом фланге «Ляура» упражнялась мотострелковая рота 92-го полка. Шли контрольные стрельбы. Сначала БМП заняли огневые рубежи и высадили десант, а затем каждый стрелок поспешил к своему месту в окопе. Начинается отражение атаки условного противника. Видно, что подобного рода тренировки с боевой стрельбой для мотострелков - дело привычное.
     Пока невдалеке проводилось занятие по метанию ручных имитационных гранат, мне удалось побеседовать с заместителем командира одного из взводов сержантом Али Каримовым. Его судьба сложилась так, что сначала Али поступил в военный институт министерства обороны Таджикистана, по окончании которого в 1997 году продолжил службу в звании лейтенанта таджикской армии. В течение пяти лет служил в вооруженных силах республики, а в 2003 году принял решение продолжить службу, но уже в Российской армии. Из-за перехода офицерские погоны пришлось снять, и Али стал рядовым. Но полученный за годы офицерской службы опыт пошел ему на пользу, и теперь Каримов уже замкомвзвода – сержант. В своих мечтах он вновь видит на плечах офицерские погоны, собирается поступить на курсы младших лейтенантов.
     Следует заметить, что учения проходят не только на полигоне «Ляур». Полномасштабно боевая учеба проводится и на полигоне «Момирак», что в Кулябе, и на полигоне «Самбули» в Курган-Тюбе. Одновременно командно-штабной тренировкой занято и управление дивизии. Все это способствует и подготовке к совместному учению «Рубеж-2005», которое проводится на территории Таджикистана в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.

     
Тропою «летучих мышей»


     Летучая мышь на шевроне войсковых разведчиков многое значит. Движения бойцов этих элитных подразделений должны быть подобны неуловимому, стремительному и в то же время осторожному и точному полету в ночи. Быть подобными летучим мышам учат бойцов отдельного батальона разведки 201-й дивизии.
     Так называемая тропа разведчика – маршрут не для слабаков. Для ее прохождения даже очень серьезной физической подготовки мало. Нужны еще и основательные навыки по каждому элементу тропы. Тем не менее обе группы «летучих мышей» проходят ее отлично. Разведчики, многие из которых имеют высшее и неоконченное высшее образование, демонстрируют зрелое мастерство не только на тропе и стрельбище, но и при выполнении других учебно-боевых задач, например действий в засаде.
     Сразу же после прохождения тропы разведчика обе группы убывают в район выполнения боевой задачи. Операция включает в себя захват автомобиля, «языка» и отход под прикрытием. Сначала бойцы вскрывают схрон, где спрятаны экипировка, взрывчатка и боеприпасы.
     По словам командира батальона, которого здесь называют Ильич, его подчиненным нужна не только четкость в действиях, но и способность нестандартно мыслить, быстро принимать неординарные решения. Вот и сейчас разведчики получили внезапную вводную: противник выдвигает к месту засады резервные силы. Блокировать их должна вторая группа разведчиков, с чем она успешно и справляется.
     Мне удалось побеседовать с одним из разведчиков старшим сержантом Денисом Шлыковым. С сентября 1999 года по март 2001 года он проходил службу пулеметчиком в разведроте, которая выполняла боевую задачу на территории Чеченской Республики. В конце марта 2000 года был награжден орденом Мужества за штурм высоты Ястребиная. Орден ему вручал сам министр обороны. За оборону важного объекта у селения Сержень-Юрт разведчика представили к медали «За отвагу». Еще один боевой эпизод, который Денису крепко запомнился, - это бой в окружении под Шали. Ночью разведчики под плотным огнем бандитов все же сумели вырваться из кольца. Денис был ранен в ногу, но смог точно сориентировать артиллеристов, и те незамедлительно нанесли удар по боевикам.
     В 2003 году Денис Шлыков принял решение продолжить военную службу. И, подписав контракт, отправился на защиту южных рубежей Содружества. По мнению Дениса, именно в армии складываются истинные человеческие отношения.
     А вообще в разведбате 201-й служат только те, с кем не страшно ни в огонь, ни в воду.

     
«Грачи» в Припамирье


     У дивизии есть и авиационное прикрытие. От объединения ВВС СибВО выделена авиагруппа центрального подчинения (непосредственный начальник авиагруппы – начальник авиации, заместитель главкома ВВС генерал-лейтенант Александр Зелин), которая оперативно подчиняется 201-й мсд. Летный состав комплектуется сроком на 4 месяца (2 группы по 2 месяца). Сейчас здесь располагаются вертолеты Ми-24, Ми-8 и боевые
     штурмовики Су-25 «Грач», один из которых модернизируется под учебно-тренировочный (летчики его называют «спаркой»). Это даст возможность пилотам восполнить необходимый зачетный уровень полетных часов с инструктором, после которых они будут допущены уже к полетам на одноместных боевых «Грачах».
     Дается команда «На взлет!» - и вот две «сушки» взмывают в небо. Ведущий в паре - командир 670-й авиагруппы подполковник Валерий Медведь, ведомый - подполковник Виктор Сенкевич. В наушниках слышны переговоры летчиков: «Пикируем влево» - «Справа на месте». После тридцати минут полета «Грачи» заходят на посадку. В эфире ведущий: «Руководителю полетов на первом - паре роспуск», «Роспуск полсотни три самостоятельно».
     Российские штурмовики смотрятся на фоне гор Припамирья грозно. Именно этим машинам выпала честь нести боевую вахту на самых южных рубежах СНГ.

     
Проблемы есть везде


     Однако в дивизии существует ряд проблем, которые волей-неволей, а сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава. Например, с нового года внесены изменения, в соответствии с которыми воинские перевозочные документы выдаются для проезда только гражданам РФ, а далеко не все члены семей гатчинцев имеют российское гражданство, что ставит их в трудное положение. Отменены также дополнительные отпуска, вместо которых увеличена продолжительность основного. Есть некоторые трудности, связанные с решением жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей, а также дефицитом свободного времени. Хотя денежное довольствие у военнослужащих 201-й мсд выше, чем в целом по Вооруженным Силам, основными стимулами для службы здесь остаются льготная выслуга (год за три) и высокий уровень боевой подготовки.
     Существуют и чисто технические проблемы. В частности, ощущается нехватка запасных частей к вооружению и военной технике. Есть сложности с холостыми патронами, взрывпакетами, различными имитаторами взрывов, электродетонаторами и капсюль-детонаторами. Не проводится полноценная парашютно-десантная подготовка.
     Да и у авиаторов не все так гладко, как хотелось бы. Например, возникают осложнения с выплатой командировочных (так как представители ВВС находятся на территории республики не на постоянной основе). Несколько устарел авиационный парк. Далеко не идеальны и бытовые условия, в которых живут летчики и техники. Но, несмотря на все трудности, авиаторы говорят: «Нам не привыкать, главное – это полеты, выполнение боевой задачи. Одно из огромных преимуществ службы здесь – возможность летать звеном».
     Кстати, буквально в двухстах метрах от российских «Грачей» на аэродроме расположена авиабаза подскока сил НАТО с французским воинским контингентом. Черные «Геркулесы» с трехцветными кружками на бортах выглядят несколько мрачновато. Каких-либо проблем во взаимоотношениях у россиян и французов не возникает, они мирно сосуществуют на гостеприимной таджикской земле и даже проводят товарищеские матчи по волейболу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex