на главную страницу

30 Марта 2005 года

Военный космос

Среда

Смотрит на Солнце «Татьяна»

Беседу вел Сергей СЕВЕРИНОВ.



Три года назад, в ноябре 2002-го, с космодрома Плесецк на орбиту отправился космический аппарат (КА) «Можаец». Созданный руками преподавателей и курсантов Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского спутник стал своего рода учебно-материальной базой вуза в космосе. Пример военных оказался заразителен. 20 января нынешнего года боевыми расчетами северного космодрома с помощью ракеты-носителя «Космос-3М» был запущен КА «Татьяна» – детище Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Подробнее об этом рассказывает ректор МГУ Виктор Садовничий.

     – Виктор Антонович, когда и как родилась идея создать собственный университетский космический аппарат?

     – Идея возникла не на пустом месте. Начиная с 1940-х годов ученые МГУ занимались активным изучением космоса. И уже в начале 1950-х годов были получены серьезные результаты по изучению радиационных поясов и магнитных поясов вокруг Земли. Поэтому желание продолжить ряд экспериментов в космосе было естественным.
     Первая в мире аппаратура, разработанная и изготовленная учеными МГУ, была размещена в 1957 году на втором советском спутнике земли. С тех пор в университете сформировались и продолжают успешно работать научные коллективы по многим направлениям космических исследований. За многие годы работы более чем на 400 спутниках было установлено университетское оборудование.
     Хотелось бы сегодня вспомнить об одном уникальном эксперименте, проведенном университетскими учеными. В середине 1960-х годов ряд академиков в НИИЯФ МГУ решились на исследования первичных космических лучей высоких и сверхвысоких энергий в космосе. Их состав и спектр имеют принципиальное значение для теории происхождения не только космических лучей, но и Вселенной. В конце 1960-х были созданы четыре прибора. Они были запущены военной баллистической ракетой во время ее испытаний. Вместо имитаторов ядерных боеголовок – на ней стояли приборы МГУ. До сих пор эксперименты университета – легендарные «Протоны» – остаются непревзойденными по диапазону энергий зарегистрированных ими космических частиц.
     Занимались исследованием космоса и на других факультетах. В 1942 году на мехмате с целью развития гироскопии и навигации космических аппаратов была создана кафедра прикладной механики. Здесь разработаны системы инерциального управления баллистическими ракетами, которые позволили установить баланс ракетно-ядерных сил на Земле к шестидесятым годам ХХ столетия.
     Коллектив сотрудников кафедры теоретической механики мехмата МГУ и отдела Института прикладной математики имени Келдыша принимал непосредственное участие в разработке методов и проведении расчетов, связанных с выбором оптимальных схем полета к Луне и планетам Солнечной системы, включая полеты с забором и возвратом на Землю лунного грунта, посадку на поверхность Луны луноходов. По анализу орбит спутников Луны были впервые в мире определены параметры гравитационного поля Луны.
     Кафедра аэромеханики и газовой динамики механико-математического факультета внесла существенный вклад как в разработку мощных ракет-носителей, так и в исследование физических процессов, происходящих в условиях космического пространства. И этот ряд можно продолжить.
     Наш университет, пожалуй, единственный в России научно-образовательный центр, в котором сосредоточены все важнейшие фундаментальные и прикладные космические научные исследования, сочетающиеся с образовательным процессом. Готовясь к юбилею вуза, мы решили не просто поставить прибор на очередной спутник, а разработать свой космический аппарат. Идея нашла поддержку у моих коллег, хотя все понимали, что изготовление и запуск связаны с рисками. Поэтому был сделан заказ на три проекта, дублирующих друг друга, и не зря. В процессе работы одна организация отказалась от своих обязательств. Спутник же изготовило конструкторское бюро «Полет» в Омске, а группа наших специалистов установила на него всю научную аппаратуру.
     Когда же встал вопрос об установке его на ракету-носитель, нам навстречу пошло командование Космических войск, в частности командующий генерал-полковник Владимир Поповкин, который «загорелся» идеей научных исследований. Был подписан договор, и 20 января состоялся запуск с космодрома Плесецк.
     Уже через несколько часов после запуска наш спутник зафиксировал мощную вспышку на Солнце. Он оказался одним из немногих аппаратов, способных передать информацию о данном явлении. Это первый крупный успех. Кстати, многие аппараты, находившиеся в космосе, сгорели, такова была интенсивность вспышки.
     Отмечу, что космический проект открыт для участия любых российских учебных заведений и организаций, и вся полученная в ходе его выполнения научная и образовательная информация станет достоянием всего образовательного сообщества России. Любой студент, аспирант может выполнять курсовые, дипломные работы, пользуясь информацией, «сброшенной» со спутника. Уже десять вузов вышли с нами на связь.
     Преподаватели и сотрудники МГУ, а также других вузов, участвующих в проекте, разрабатывают для передачи заинтересованным учебным заведениям учебно-методические пособия различного уровня: базовый мультимедийный курс, интерактивные лабораторные работы и специальный космофизический практикум. Распределение материала должно обеспечить три уровня обучения: элементарный – для школьников старших классов; средний – для непрофессионалов и продвинутый – для студентов естественнонаучного и физического профиля.
     Таким образом, мы поставили задачу – не спутник для МГУ, а спутник МГУ для других вузов.

     – При создании «Можайца» немалую лепту в этот процесс внесли курсанты ВКА. А студенты МГУ участвовали в рождении «Татьяны»?

     – На спутнике установлено научное оборудование, разработанное нашими аспирантами и студентами под руководством профессоров и сотрудников. Все, кто участвовал в его создании, получили университетские награды.
     К слову, запуск учебного спутника осуществлен в рамках космической научно-образовательной программы «МГУ-250». Это огромная программа, включающая в себя более 800 мероприятий – факультетских, общеуниверситетских, общегосударственных. Только последних около тридцати. Это запуск спутника, строительство библиотеки, покупка научного оборудования, выпуск серии книг, почтовых марок, монет, проведение заседаний в Кремлевском дворце…

     – При отправке спутники на орбиту университетские специалисты работали бок о бок с офицерами и солдатами космодрома Плесецк. Удалось найти общий язык?

     – После того как в Омске был изготовлен спутник, мы доставили его в Москву, а оттуда в Плесецк. Причем перевозили его в купе поезда, так как этот путь оказался самым коротким. Работы же по установке его на ракету-носитель мы выполняли с командой Плесецка. Очень дружно работали. Все сделали в кратчайшие сроки. А запуск был осуществлен по обычной схеме.

     – Космические войска – одна из самых наукоемких составляющих армии. На ваш взгляд, в перспективе их сотрудничество с МГУ может получить дальнейшее развитие?

     – Мы подписали договор с Космическими войсками о сотрудничестве, так как понимаем, что действительно можем друг другу помочь. Космические войска помощь нам уже оказали. Со своей стороны мы обязуемся проводить набор военнослужащих войск на подготовительное отделение нашего вуза. Я думаю, что уже в этом году мы выедем в Плесецк и проведем собеседование с ребятами, отберем кандидатов. Кроме того, мы договорились о сотрудничестве в интересах войск и университета в ряде технических областей.

     – Виктор Антонович, коль мы затронули эту тему, президент страны не первый год говорит о необходимости привлечения людей в армию льготным образованием. Но, как показывает жизнь, по сей день отсутствуют реальные механизмы реализации этого требования. Какими они должны быть? Как реально сделать образование рычагом привлечения молодежи в Вооруженные Силы?

     – Я расскажу, как решается этот вопрос в нашем вузе. Хотя подготовительные отделения давно устроены, мы не прекращаем набор вот уже 15 лет. Причем проводя финансирование за счет внебюджетных средств. В этом году мы набрали 130 ребят, в том числе воевавших в Чечне, с боевыми наградами. Я считаю, что возобновление поддержки подготовительных отделений очень важно, хотя сейчас бюджетные средства на это не выделяются.
     Для того же, чтобы заинтересовать молодых россиян службой по контракту, нужны, на мой взгляд, особые правила льгот. Сейчас трудно сказать, как это будет, но скорее всего мы будем брать отслуживших по контракту на «нулевой» курс, а после – принимать без экзаменов. Трудно сказать, насколько все это будет массово, но надо открыть эту дверь, чтобы ребята знали: надо подтягиваться, не терять, наращивать школьные знания.

     

     
НАША СПРАВКА.

     Университетский спутник относится к классу микроспутников, масса – около 25 кг. Высота расчетной круговой орбиты – 1.000 км при наклонении 83 градуса. Он ориентирован на Землю. Ожидаемый (расчетный) срок активного существования – 1-3 года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex