на главную страницу

30 Марта 2005 года

Военный космос

Среда

ВРЕМЯ «Востока»



Считанные дни остались до Дня космонавтики. Этот праздник снова заставит нас осознать величие страны, которой мы имеем честь принадлежать. Вспомнить о планетарного масштаба достижениях в науке, конструкторской мысли, производстве, а еще о тех людях в погонах, без труда которых не мог бы состояться первый полет человека в космос. О боевых расчетах командно-измерительного комплекса – участниках гагаринского старта рассказывает очевидец тех событий Аркадий Петрович Бачурин.

     К первому полету человека в космос коллективы наземных служб готовились заблаговременно и основательно. В документах, поступавших в центр, и на совещаниях представителей взаимодействующих организаций все чаще упоминалось слово «Восток», но имени первого космонавта еще не называли. Разработчики требовали от телеметристов как можно больше оперативной информации в работе своих систем в ходе полета отработочных кораблей-спутников. Баллистики настаивали на увеличении количества измерений орбиты, чтобы точнее прогнозировать движение объекта и определить место его посадки. А вместе те и другие требовали особенно четкого телеметрического контроля за выполнением операций посадочного цикла. Служба поиска и эвакуации обязывала заранее выдать ей точные координаты приземления космонавта.
     За выполнением утвержденного плана подготовки был установлен повседневный и самый пристальный контроль. На главных участках работы по подготовке к полету «Востока» были расставлены наиболее ответственные, инициативные и знающие дело инженеры-испытатели. Измерительные пункты дополнительно дооснастили радиолокационной, телеметрической техникой, агрегатами автономного электроснабжения, запасными частями и расходуемыми материалами. На места выехали наиболее квалифицированные специалисты, чтобы помочь коллективам измерительных пунктов безукоризненно подготовиться к важнейшей работе. Все эти приготовления отличались особой тщательностью. Была налажена бесперебойная связь между службами внутри измерительных пунктов и Центра управления, пунктов и судов «звездной флотилии» с центром, а также Центра управления с координационно-вычислительным центром и космодромом. Для этого, кроме средств связи, КИК были использованы каналы Министерства связи СССР. Огромную подготовительную работу к полету «Востока» провели баллистики, математики и расчетчики в отделе, который возглавлял кандидат технических наук Г. Нариманов. К началу 1961 года в центре сложился небольшой, но крепкий коллектив увлеченных, талантливых и трудолюбивых специалистов. Они разработали различные варианты орбит корабля «Восток», схемы измерений параметров его движения. По окончательно отработанным баллистическим расчетам было проведено несколько тренировок, в которых использовались математические и радиотехнические модели корабля.
     Наступило время «Востока». Он стал пятнадцатым космическим аппаратом в «послужном списке» командно-измерительного комплекса. Но каким! На нем во Вселенную должен был впервые полететь человек.
     Работой персонала и техники всех командно-измерительных средств руководил П. Агаджанов. В час ночи по московскому времени специалисты заняли свои рабочие места на наземных и морских измерительных пунктах, включили, прогрели, подстроили аппаратуру, проверили связь с Центром, где тоже все уже находились на своих местах. На космодроме объявили 8-часовую готовность. Сообщение об этом прозвучало в служебных помещениях Центра КИКа. Все приготовились к тому, ради чего вдохновенно и напряженно работали тысячи советских людей в разных концах страны.
     После объявления очередной готовности на Байконуре из динамиков услышали четкие слова краткого, но исчерпывающего доклада: «Командно-измерительный комплекс к работе готов!»
     Наступили предстартовые мгновения.
     В 9.07 Сергей Павлович Королев, не выпускавший микрофона из рук, сообщил Гагарину:
     – Дается зажигание... Предварительная ступень... Главная! Подъем!
     Вот тут в динамиках и прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!»
     Непрерывное взаимодействие Центра управления и координационно-вычислительного центра обеспечило четкую работу всех средств слежения и обработки информации. Результаты измерений фактической орбиты были весьма близкими к расчетным. Телеметрия также показывала надежную работу аппаратуры и хорошее самочувствие Юрия Алексеевича, что неоднократно подтверждал и сам космонавт в разговоре с Королевым.
     Тем временем «Восток» продолжал полет, проходя одну за другой зоны радиовидимости станций слежения. Они из-за вращения Земли, двигаясь вместе с ней с запада на восток, поочередно «пересекали» плоскость орбиты корабля. А так как станции «разнесены» еще и по широте, то связь с кораблем во время его полета над территорией нашей страны была практически постоянной.
     После торможения спускаемого аппарата в атмосфере командно-измерительный комплекс прекратил с ним связь. В расчетном районе посадки уже находились в полной готовности специалисты и технические средства поиска и эвакуации.
     К работе по объекту «Восток-1» готовились радиотехнические средства научно-измерительных пунктов к измерениям координат объекта в течение времени нахождения его в зоне действия измерительных пунктов и выдаче результатов измерений в вычислительные пункты. Центр на всех этапах подготовки и управления полетом объекта «Восток-1» обеспечивал руководство работой и эксплуатацией средств связи и измерительных средств. Общее руководство работой средств комплекса осуществлялось начальником центра инженер-полковником А.Г. Карасем
     Личный состав НИПов успешно обеспечил подготовку и боевое обслуживание всех средств, участвовавших в работе, и своевременную и полную выдачу результатов измерений. Большая заслуга принадлежит руководящему составу пунктов: офицерам Н. Бугаеву, Н. Лану, М. Пастернаку, Ф. Мельнику.
     Дооснащение НИПов, монтажи и ввод в эксплуатацию радиотехнических средств проводились под руководством и при непосредственном участии генерал-майора П. Агаджанова, инженер-полковника И. Геращенко, инженер-подполковника В. Горбачева и других сотрудников службы измерений. Согласно приказу, к работе привлекались средства «Кама-Е», «Бинокль-Д», ПОЗУ, «Трал», также была установлена аппаратура «Заря», которая предназначалась для радиопереговоров Земли с космонавтом, и она являлась единственной станцией в мире двусторонней космической связи.
     В состав боевого расчета были назначены оперативные дежурные инженер-подполковник В. Горбачев и инженер-подполковник С. Незнанов, а также помощник дежурного инженер-майор Г. Кропоткин.
     При нахождении корабля-спутника в зоне НИП-6 была выдана команда, продублировавшая распоряжение на посадку, выработанное бортовым программным устройством. Через 1,5 часа после старта телеметрические системы фиксируют пропадание сигнала, что свидетельствовало об обгорании антенн при входе корабля в плотные слои атмосферы.
     108 минут продолжался полет первого космонавта.
     Для обслуживания пилотируемого аппарата были задействованы и четыре корабля советского Военно-Морского Флота со спецтехникой, которые должны были занять точки стоянок по траектории полета аппарата. Руководил этой операцией адмирал Юрий Максюта, который получил от Королева четыре спецпакета, чтобы вскрыть их по особому сигналу.
     В первом пакете определялась степень готовности кораблей к походу. Во втором координаты мест стоянок всех четырех кораблей «Сибирь», «Сучан», «Сахалин» и «Чукотка» при спецработе. В третьем - начало движения кораблей в заданные точки: «Сахалин» - к мысу Горн, «Сибирь» - в тропики Тихого океана, «Чукотка» - недалеко от Камчатки, и «Сучан» должен был занять место в так называемых ревущих сороковых Тихого океана.
     Эти корабли цепочкой встали вдоль трассы полета Гагарина. Интересно, что только в четвертом пакете сообщалось о дате и времени старта ракеты и о том, что полет будет пилотируемый и имя первого космонавта.
     В тяжелейших погодных условиях штурманы точно вывели корабли в заданные точки. Связисты в течение суток установили зоны уверенного приема и зоны «глухоты», поддерживали связь с Владивостоком и Камчаткой.
     В обязанности боевого расчета входил прием телеметрической информации о состоянии бортовой аппаратуры и другой информации от аппарата. С космонавтом работали в режиме ждущей связи и очень хорошо слышали и запомнили первые слова Ю.А. Гагарина: «Как красиво!» и далее – «У меня все в порядке. Продолжаю работать». Первым приняли сигнал на «Чукотке», затем «Сучан», «Сибирь» и «Сахалин». После прохождения всех четырех корабле адмирал Ю. Максюта дал команду прекратить специзмерения.
     Боевые расчеты высокопрофессионально справились с поставленной задачей. Все причастные к этому событию отнеслись к выполнению своей работы с самой высокой степью ответственности. Среди личного состава особенно хотелось бы отметить командира корабля «Сибирь» капитана 1 ранга Валерия Седова, командира «Сахалина» капитана 1 ранга Виктора Зонова, капитанов 2 ранга Валентина Сироша, Владимира Ярмоленко, Анатолия Петрова, Валерия Кефаля, также флагманского связиста Ивана Шевченко и флагманского штурмана Александра Сахарова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex