- В прошлом году, когда в Иране состоялись парламентские выборы, во внутриполитической ситуации произошли значимые перемены. Как вы можете их охарактеризовать? Насколько существенно изменилось соотношение сил между реформаторами и консерваторами?
- Прежде всего должен напомнить одну вещь. То, что в политическом словаре западных стран определяется терминами «реформисты» и «консерваторы», не полностью совпадает с сущностью деятельности и политической ориентацией партий, действующих в Исламской Республике Иран. По сути на очень подвижной и полной жизни политической арене Ирана происходят процессы активного политического соперничества и противоборства между политическими партиями и их флангами с целью продвижения своих политических платформ и программ. Такое положение, с нашей точки зрения, совершенно естественно. Важным моментом является то, что политическая деятельность ведется партиями в рамках конституции и в соответствии с идеалами исламского строя. Безусловно, различные партии и движения по-разному смотрят на внутриполитическую обстановку, вопросы внешней политики, а также на пути и методы решения существующих проблем. Все это обусловлено многообразием вкусов и мнений.
Во время выборов депутатов в меджлис Исламского собрания
7-го созыва то крыло, которое было названо вами консервативным, получило большинство мест в меджлисе. Естественно, они проводят ту политику, которая была объявлена в предвыборных программах и за которую проголосовал народ. Некоторые из руководителей политических партий, которые существуют в Ираке, в течение долгих лет жили в Иране, и они доверяют добрым намерениям Ирана. Наличие общих взглядов у руководителей двух соседних стран не должно вызывать чувства ревности и обеспокоенности у других. Такая близость в мышлении помогает стабильности и миру в регионе и во всем мире.
- Сейчас в центре внимания мирового сообщества находится вопрос об иранской ядерной программе. Насколько значимым в этой связи было подписание соглашения между Москвой и Тегераном по Бушерской АЭС о возврате отработанного ядерного топлива? Достигнуты ли какие-либо успехи на переговорах между Ираном с Евросоюзом по вопросам иранской ядерной программы?
- Как мы уже видели, подписание между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией Протокола о возврате отработанного ядерного топлива имело широкий резонанс в мире. Этот резонанс связан с негативной пропагандой некоторых стран в связи с ядерной программой Ирана. Было заявлено, что Иран не готов подписывать указанный документ и намерен использовать отработанное ядерное топливо с АЭС в Бушере для создания ядерного оружия. Тем не менее мы убедились, что этот документ подписан компетентными руководителями двух стран. Целью подписания этого протокола является создание атмосферы доверия с партнерами ИРИ. Он открывает путь для сотрудничества тем странам, которые в соответствии со статьей 4 ДНЯО должны оказывать техническую помощь другим государствам, и больше не остается никаких препятствий для завершения строительства АЭС в Бушере. Кроме того, этот факт демонстрирует то, что Исламская Республика Иран придерживается рамок своих международных обязательств, а что касается ядерного оружия, то его создание не предусматривается стратегией безопасности Исламской Республики Иран.
Сейчас продолжаются консультации Исламской Республики Иран с Европейским Союзом. Мы полагаем, что вопрос должен быть решен путем переговоров. Мы сообщили европейской стороне, что не готовы к полной остановке работ по созданию ядерного цикла для производства нужного нам ядерного топлива и выступили с рядом предложений для решения этого вопроса. Ожидается, что в ближайшие недели начнется новый раунд переговоров с европейской стороной, в ходе которого будет определено, продолжать их или прекращать.
- Как вы можете охарактеризовать преобразования, которые произошли в иранской армии за последнее десятилетие? Расскажите о ходе реализации программы перевооружения армии и Корпуса стражей Исламской революции, принятой иранским руководством в 1990-е годы.
- Иранская армия и весь комплекс вооруженных сил ИРИ представляют собой не имеющую в мире аналогов структуру. Основу военной техники иранской армии составляет американское и западное вооружение, однако в результате исламской революции и навязанной нашей стране восьмилетней войны Иран пришел к пониманию того, что мы должны обеспечивать свои военно-технические потребности за счет собственных возможностей и специалистов. Поэтому в настоящий период подавляющее количество используемого нашими вооруженными силами оружия производится на заводах министерства обороны, и по большинству позиций наиболее расходуемых изделий мы не зависим ни от какой зарубежной страны.
Если обратиться к новостям последнего периода, мы увидим сообщения о том, что Иран производит различные образцы противотанкового оружия, модели вертолетов «Шахед» и «Тизтак», беспилотные самолеты «Мерсад» и «Мохаджер», несколько типов судов, корабельные ракеты, ракеты для применения по наземным и воздушным целям, большинство из которых создается с применением высоких технологий. Военное обучение и производство вооружений для иранских вооруженных сил в течение последних десяти лет планируется и осуществляется на базе использования опыта восьмилетней войны, опыта последних войн в регионе Среднего Востока, бесконтактных войн и угроз, исходящих от внерегиональных сил. Таким образом, вооружение армии и Корпуса стражей осуществляется с учетом изложенного.
- Как вы оцениваете итоги парламентских выборов в Ираке и победу на них блока шиитских партий?
- Положение в Ираке и существующие там проблемы являются важным моментом. Выборы в этой стране проведены, теперь между победившими на выборах партиями проводятся консультации для определения президента страны, премьер-министра и членов кабинета министров. В целом то, что происходит в Ираке, связано с решением народа Ирака и различных иракских группировок. Мы надеемся, что изменения, происходящие в стране, будут осуществлены в наилучшем виде в направлении сохранения стабильности и полной независимости этой страны.
- Иран и Сирия в феврале этого года объявили об укреплении сотрудничества и создании «общего фронта по борьбе с вызовами и угрозами». Какими вы видите перспективы сирийско-иранского партнерства?
- Сирия играет определяющую роль в сохранении стабильности и обеспечении безопасности в регионе Среднего Востока. Эта роль не вызывает радости у некоторых стран за пределами этого региона. Поэтому постоянно предпринимаются шаги для ослабления и подрыва этой роли. Кроме того, две страны – Иран и Сирия – имеют близкие позиции по вопросам путей урегулирования существующих в регионе проблем, в частности палестинской проблемы. Исламская Республика Иран заинтересована в сотрудничестве и выработке согласованных позиций с Сирией и остальными странами региона для справедливого решения палестинского спора.
- Недавно министр обороны Ирана предложил странам-соседям заключить договоры о непредставлении военных баз третьим странам. Означает ли это, что Иран намерен противодействовать любым попыткам наращивания военной мощи США и стран НАТО в Центрально-Азиатском регионе?
- Отвечая на этот вопрос, необходимо указать на главный принцип, который определяет внешнюю политику Исламской Республики Иран в отношении региона Центральной Азии и Кавказа. Исламская Республика Иран в прошлые годы настойчиво проводила принцип регионализма в международной политике, программах и путях решения кризисов и рассматривает любые навязываемые политические, экономические, военные системы и системы безопасности как противоречащие интересам стран региона Кавказа и Центральной Азии и по некоторым аспектам – соседних стран (России, Ирана и др.). Исходя из этого Исламская Республика Иран постоянно выдвигала предложения по созданию региональных систем безопасности, экономических, политических и военных систем. Предложения Исламской Республики Иран, переданные государствам Кавказского региона, также заключаются в создании единой системы обеспечения безопасности в регионе. В рамках этих предложений планируется определить формы и методы создания такой системы, включая проведение консультаций и объединение усилий стран региона и других соседних государств. Мы убеждены, что навязывание региону системы военной и политической безопасности и широкое присутствие внерегиональных стран в стратегически важных районах Кавказа и Центральной Азии превышает уровень, необходимый для обеспечения интересов стран региона. Такой подход может ввергнуть эти государства в геополитическое соперничество и в долгосрочной перспективе будет мешать социально-экономическому развитию.
В принципе присутствие военных баз внерегиональных государств в районе Среднего Востока само по себе ведет к ухудшению ситуации в плане безопасности и к наращиванию гонки вооружений между странами. По мнению Исламской Республики Иран, в случае вывода иностранных сил наши страны будут сами в состоянии обеспечить безопасность, и в принципе нет необходимости в присутствии вооруженных сил других государств. Так, в настоящее время американские силы находятся в регионе под предлогом, который создан ими самими. Поэтому, как и все независимые государства, выступающие против присутствия иностранных элементов по соседству со своими границами, Исламская Республика Иран, подобно России, выступает против присутствия военных баз внерегиональных государств на территории соседних государств и выступает против сохранения этой тенденции, расценивая ее как противоречащую принципам добрососедства.