на главную страницу

6 Апреля 2005 года

Планета людей

Среда

ОТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ДО «ОБОРОНКИ»

Беседовал Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



В России побывал с визитом заместитель помощника генерального секретаря НАТО по региональным, экономическим вопросам и проблемам безопасности Патрик АРДУАН. Он ответил на вопросы «Красной звезды».

     - Господин Ардуан, каковы цели вашего визита в Россию?
     - Я приехал в Москву в рамках деятельности Совета Россия - НАТО (СРН). У меня состоялись встречи с Леонидом Майоровым, руководителем Центра социальной адаптации военнослужащих «Россия - НАТО» при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики; генералом Буровым, заместителем начальника Службы экономики и финансов Минобороны России, и Александром Бриндиковым, заместителем директора департамента ОПК Минпромэнерго России.
     - Представители и России, и НАТО неоднократно подчеркивали, что переподготовка увольняемых и уволенных в запас российских офицеров – один из ключевых и реальных аспектов практического сотрудничества России и Североатлантического альянса. Каковы результаты работы Центра социальной адаптации при МЭСИ, который, видимо, и остается основой этого сотрудничества?
     - За время работы центра, созданного в 2001 году, через него прошли порядка 900 человек. Из них примерно 350 – по программе «Обучение обучающих», и более 500 бывших военнослужащих – по программе прямого обучения. Программа «Обучение обучающих» предполагает подготовку специалистов по социальной адаптации офицеров, увольняющихся в запас из Вооруженных Сил РФ. Эти процессы, как мы считаем, будут развиваться и значит, такие специалисты просто необходимы.
     Центр имеет 6 региональных филиалов: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Ростове-на-Дону, Перми и Новосибирске. Это позволяет нам активизировать наши усилия и охватить как можно большую территорию непосредственно на местах, вблизи расположения воинских частей.
     Этим деятельность центра не ограничивается. Он имеет уникальный в России веб-сайт (http://www.russia-nato.info), который предоставляет информацию по различным правовым аспектам социальной адаптации военнослужащих. На этом сайте, например, можно получить сведения практического характера по теме социальной адаптации, включая и перспективы решения жилищных проблем. Вместе с тем в этом году в Москве был открыт отдел трудоустройства, который уже реально находит работу бывшим военнослужащим. Центр также проводит конференции по всей России, на которых разъясняет свою политику органам местного управления и военнослужащим на местах.
     Кроме того, уже в 2005 году в рамках сотрудничества России и НАТО появился новый проект, предполагающий создание средних и малых предприятий, на которых могли бы работать бывшие военнослужащие. Это, собственно, и является главной целью проекта. Первая конференция на эту тему запланирована на 26 мая в Ногинске – там и будут обсуждены детали.
     - Активная деятельность…
     - Участие НАТО в этих проектах в России уникально – больше ни с одной страной - партнером альянса мы так плотно не работаем в сфере социальной адаптации и переподготовки увольняемых в запас офицеров. Не имеет аналогов и финансирование. Его объем, конечно, пока остается и не таким уж значительным, но, с другой стороны, его нельзя назвать и скромным – в этом году НАТО планирует потратить на социальную адаптацию российских военнослужащих более 420 тысяч евро. Конечно, мы контролируем, на что и как тратятся средства, у нас создан механизм независимого аудита, а раз в год в Брюсселе проходят встречи специальной группы СРН, которая курирует деятельность Центра социальной адаптации и его филиалов в России. В общем и целом мы очень довольны нашим сотрудничеством с Россией в этой сфере. И более того, гордимся его результатами.
     - В чем заключается вклад России?
     - Россия предоставляет помещения, оплачивает коммунальные услуги и участвует в организации мероприятий. Правовые рамки этой деятельности были определены соглашением между НАТО и Минобороны России, подписанным на встрече министров обороны стран - членов альянса и России в июне 2001 года. Реализация документа проходит в рамках СРН, его курирует специальная рабочая группа по военной реформе.
     - Кто входит в группу с российской стороны?
     - Во-первых, это представители миссии РФ в НАТО, которые регулярно решают вопросы по этому направлению в Брюсселе. На семинары и специальные заседания, которые также проводятся систематически, приезжают высокопоставленные представители из Москвы. Непосредственно в Минобороны России деятельность центра и его филиалов курирует генерал-полковник Николай Резник, начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ.
     - Какие вопросы вы обсуждали на встрече с представителями Службы экономики и финансов Минобороны РФ, возглавляемой Любовью Куделиной?
     - Мы сотрудничаем уже более 3 лет. Финансы, как известно, - ключевой аспект любой реформы, в том числе и военной. Например, Россия и НАТО занимаются совместной оптимизацией управления расходами на оборону. Мы обмениваемся опытом по широкому спектру вопросов: от методики ведения бухгалтерского учета до контроля бюджета. В этих обсуждениях заинтересована и Россия. Ведь страны - члены НАТО, в каждой из которых содержание армии, так же как и в России, обходится недешево, имеют богатый опыт эффективного с точки зрения обеспечения национальной безопасности расходования средств.
     Наше сотрудничество с российскими военными финансистами имеет и практический аспект. Например, в настоящее время мы обсуждаем конкретные проблемы, относящиеся к централизованной системе, которая позволит наряду с другими операциями вести учет выплат, осуществлять аудит и контролировать расходы. Мы все заинтересованы в том, чтобы избежать «разбазаривания» и ошибок в финансовых делах, связанных с Вооруженными Силами, и в том, чтобы поставить финансы под жесткий контроль.
     - В чем заключается сотрудничество России и НАТО по линии оборонной промышленности?
     - Наше сотрудничество с Минпромэнерго России, которое курирует оборонно-промышленный комплекс, началось в прошлом году в сфере оборонных исследований и технологий. С того времени, естественно, контакты между Россией и НАТО в этой сфере значительно расширились, причем не только и даже не столько на уровне дипломатов и военных, сколько на уровне непосредственно представителей промышленности, например директоров заводов и конструкторских бюро. Мы также провели две международные конференции по проблематике сотрудничества ОПК России и стран - членов НАТО в Москве и Брюсселе.
     Еще одним нашим совместным мероприятием станет «круглый стол», посвященный очень актуальной проблеме – безопасности на транспорте. Он состоится 13 апреля в Москве в рамках крупной международной выставки «Технологическая безопасность в XXI веке». Тема чрезвычайно важная. Многие теракты совершаются именно на транспорте, от них необходимо защищаться, и весомую роль здесь играет именно промышленность, которая предлагает варианты обеспечения этой защиты. Важное значение мы также придаем и самому факту проведения дискуссии по этой довольно чувствительной в плане обеспечения национальной безопасности теме – это нас также сближает.
     - Можно ли ожидать результатов этого сотрудничества и сближения ОПК России с НАТО в виде каких-то конкретных совместных проектов?
     - Вопросы военно-технического сотрудничества, которое призвано обеспечивать безопасность, самостоятельно решают национальные правительства стран - членов НАТО. Поэтому проекты и контракты – это их прерогатива. Но, повторюсь, важно то, что и представители промышленности, и военные обмениваются опытом, показывают друг другу, какие наработки и в каких сферах есть в России и НАТО.
     - Российская «оборонка» считает весьма перспективным и выгодным, в том числе и для НАТО, направлением модернизацию советского и российского вооружения и военной техники в восточноевропейских странах — членах альянса. Что вы можете сказать об этом?
     - Честно говоря, вооружения и военная техника, оставшиеся со времен «холодной войны», представляют собой некоторую проблему для НАТО. Когда все эти тысячи танков и бронемашин, сотни боевых самолетов и десятки тысяч единиц артиллерийского вооружения создавались и поставлялись в страны бывшей Организации Варшавского договора и страны - члены НАТО, то все исходили из вероятности «большой войны» в Европе. Но сейчас даже думать о такой возможности просто абсурдно. Поэтому и нет необходимости содержать такое количество вооружения и военной техники. А ее ликвидация или утилизация – дело хоть и хорошее, однако весьма дорогое. Необходимость трансформации не ограничена лишь вооруженными силами бывших социалистических государств. Мы должны адаптировать наши военные машины во всех странах - членах НАТО к реальным угрозам современности.
     НАТО видит вооруженные силы стран Восточной Европы соответствующими тем вызовам и угрозам, с которыми мы все сталкиваемся уже сегодня и которые будут нас преследовать и в будущем. Мир изменился: нам не нужны тысячи танков для ведения операций на Европейском ТВД, но нам действительно необходимы спецсредства, высокоточное оружие, военно-транспортная инфраструктура, позволяющая обеспечивать мобильность и развертывание воинских контингентов за тысячи километров, особенно при проведении миротворческих операций и операций постконфликтной стабилизации.
     НАТО поддерживает развитие вооруженных сил новых государств - членов Североатлантического альянса по пути создания потенциала, соответствующего тем угрозам и вызовам, которые стоят перед нами всеми сегодня и которые будут преследовать нас и в ближайшем будущем. При этом для НАТО принципиальны два момента, связанные с вооружением новых государств - членов блока: межвидовое применение и оперативная совместимость с вооружением армий других стран-членов НАТО. Россия и НАТО также обсуждают вопросы оперативной совместимости в рамках СРН. А оперативная совместимость российских Вооруженных Сил и армий стран - членов НАТО, которая во многом основана именно на боевой технике и вооружении, как известно, и вовсе является приоритетом нашего сотрудничества. Таким же, как и социальная адаптация российских офицеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex