на главную страницу

7 Апреля 2005 года

Планета людей

Четверг

Пора вспомнить о госрегулировании

Игорь КОРОЛЕВ.



     В минувшем месяце на совещании Президента РФ с членами правительства был поднят вопрос о ценах на горюче-смазочные материалы для Вооруженных Сил. Как было доложено главе государства, в первом квартале нынешнего года в условиях стабильности цен на ГСМ были заключены плановые контракты на поставку горючего в армию. Это, естественно, более успешно позволило реализовывать планы боевой подготовки. Исключение составил только мазут, цена на который подскочила аж на 10 процентов. А основной потребитель этого вида топлива – ВМФ.
     Казалось, особых оснований для беспокойства, не считая проблемы с ценами на мазут для флота, хотя и там корабли у причалов не стоят, нет. Между тем, буквально спустя всего несколько дней, в сообщениях информационных агентств появились тревожные для силовиков, предпринимателей и миллионов простых автолюбителей новости о том, что в ближайшее время в России ожидается резкое подорожание бензина. Закупочная цена нефти на апрель повысилась почти на четверть, аналитики и эксперты прогнозируют и в будущем значительный рост цен на бензин и дизельное топливо. Первыми подрастут оптовые цены, за ними – с некоторой задержкой – розничные цены. Такое отставание эксперты объясняют разрывом между ценами внутреннего и внешнего рынков, ростом мировых цен.
     Действительно, цены на мировых рынках на «черное золото» стремительно растут. В конце прошлой недели инвестиционный банк Goldman Sachs опубликовал прогноз, согласно которому в ближайшее время цена нефти может превысить 105 долларов США за баррель. «Мы считаем, что в настоящее время рынок вступает в период резкого и значительного роста стоимости нефти», – заявил представитель банка. По его оценке, это связано с недостаточным обеспечением рынка нефтью и значительным экономическим ростом, в особенности в США и Китае.
     Но во многих нефтедобывающих странах, где придерживаются продуманной и долгосрочной стратегии общенационального развития, рост спроса на нефть на мировом рынке оборачивается укреплением собственной экономики и активизацией хозяйственной жизни. Изыскиваются и способы государственного управления ценами на нефтепродукты. У нас же это остается пока лишь областью мечтаний.
     Чем чревато подорожание бензина и дизельного топлива, говорить не приходиться – это в конечном счете ведет к скачку цен на абсолютное большинство товаров широкого пользования и дальнейшему удорожанию жизни. Взметнувшиеся цены на бензин уже стали главным фактором роста инфляции во второй половине 2004 года. И скорее всего в этом году ситуация повториться: запланированная на уровне 8,5 процента инфляция в реальности превысит даже прогнозную цифру МЭРТа и Всемирного банка – 10 процентов. Как это скажется на уровне материального благосостояния большинства населения в современной России, в том числе военнослужащих и членов их семей, ветеранов силовых ведомств, говорить не приходиться...
     Сказать, что государство не обеспокоено это проблемой, нельзя. Президент России Владимир Путин не раз обращал внимание исполнительной власти на необходимость озаботиться ростом цен на нефтепродукты внутри страны. Сделать это необходимо сейчас, а не осенью. Когда уже придется пожинать последствия роста цен на энергоносители.
     Очевидно, что правительству давно уже следовало бы распространить действие антимонопольного законодательства на розничную торговлю нефтепродуктами и обеспечить равный доступ владельцев АЗС к объектам нефтебазового хозяйства. Кстати, за это давно уже выступает ведущая российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», которая, учитывая экономическую ситуацию в стране, стремится снижать цены на бензин, как это произошло в конце 2004 года, когда руководство компании распорядилось уменьшить отпускную цену на всех бензоколонках компании на 5 процентов.
     Та же компания «ЛУКОЙЛ» выступает за государственное регулирование качества нефтепродуктов. По словам начальника главного управления по нефтепереработке и нефтехимии компании Владимира Ракитского, «для того чтобы сбалансировать топливный рынок, необходима законодательная поддержка, предусматривающая экономические стимулы для производителей высококачественных экологически чистых нефтепродуктов». В частности, он считает целесообразным введение регрессивной шкалы акциза на нефтепродукты, при которой улучшение качества топлива скажется на уменьшении ставки акциза. «Такая мера позволит повысить конкурентоспособность высокотехнологичного и экологически безопасного топлива на российском рынке нефтепродуктов», – подчеркнул Ракитский.
     Все правильно. Только когда у чиновников из министерств экономического блока найдется время озаботиться накапливающимися проблемами экономики страны, благо сами нефтяники подсказывают пути их решения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex