на главную страницу

7 Апреля 2005 года

Планета людей

Четверг

ОТ «ШМЕЛЯ» НЕ УЙДЕШЬ

Валерий КОВАЛЕВ (Минск), Александр ТИХОНОВ.



В ходе проведенной командно-штабной тренировки Объединенная система ПВО государств – участников СНГ подтвердила свою дееспособность. Некоторые элементы КШТ за время существования Объединенной системы ПВО СНГ были выполнены впервые. В тренировке приняли участие восемь государств Содружества: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина. Помехи для участников учений создало руководство Грузии.

     Командно-штабная тренировка с органами управления и дежурными по ПВО силами объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ была плановой - соответствующий план был утвержден Советом министров обороны государств - участников СНГ в ноябре прошлого года. Таким образом, время для подготовки к мероприятию было и, как показал ход КШТ, использовалось оно продуктивно. Впрочем, не станем забегать вперед…
     Замысел тренировки предусматривал проверку дежурных по ПВО сил полетами контрольных целей, а также действий органов управления взаимодействующих сторон при применении ими дежурных сил по тем воздушным судам, которые нарушают либо порядок использования воздушного пространства, либо государственные границы стран СНГ.
     У тренировки имелось несколько особенностей. В частности, было задействовано восемь российских самолетов дальней (стратегической) авиации Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Все они работали без бортового вооружения - в роли тех самых нарушителей, или, другими словами, контрольных целей. И впервые совершали посадку на аэродромы другого государства.
     Другой особенностью стало боевое применение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Один из таких самолетов для наращивания радиолокационного поля и для наведения экипажей истребителей был использован в небе Белоруссии, другой выполнял полеты над северокавказским регионом России. В результате, по словам начальника Главного штаба Военно-воздушных сил России генерал-полковника Бориса Чельцова, удалось увеличить потенциал боевых средств Содружества.
     Заместитель главкома ВВС РФ генерал-лейтенант Айтеч Бижев выделил еще одну особенность проведенной тренировки - межаэродромные маневры, которые выполнили летчики ряда государств. В частности, белорусские экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24, взлетев с аэродрома Рось, совершили посадки на аэродроме Сиверская в Ленинградской области. Казахские летчики на МиГ-31 перелетели из Караганды в Новосибирск, а российские экипажи на самолетах этого типа - из Перми в Казахстан. Они отработали перехват скоростных целей.
     Наконец, впервые в ходе КШТ отрабатывались действия дежурных по ПВО сил по сверхзвуковой стратосферной цели.
     …Самое активное участие в тренировке приняли защитники воздушных рубежей Белоруссии. Для них тренировка началась с того, что в 10.30 в воздушном пространстве Белоруссии появился «нарушитель режима полетов» - российский бомбардировщик Ту-95МС.
     Для пресечения несанкционированного полета в небо взмывает МиГ-29 дежурных сил ВВС РБ. В воздухе он получает данные о местонахождении цели с борта «летающего КП» – российского А-50 «Шмель», перехватывает «нарушителя» и принуждает его совершить посадку на аэродроме Мачулищи. Чуть позже такая же участь постигает еще три стратегических бомбардировщика.
     Затем белорусские МиГ-29 и Су-27 из состава дежурных сил вступают в «бой» с условным противником, в роли которого - российские Ту-22М и Су-24. На контрольные цели их также наводит всевидящий «Шмель». Расчет боевого управления А-50 во главе с подполковником Артемом Сторожем успешно справился с этой задачей. Не подвели и белорусские летчики. Все «нарушители воздушной границы», как показали данные объективного контроля, были «сбиты».
     В 15.30 совместная тренировка в белорусском небе завершилась. Всего там было задействовано 33 воздушных судна – 14 от ВВС России, 19 – от ВВС и войск ПВО Белоруссии, а также 10 подразделений зенитных ракетных и 21 подразделение радиотехнических войск белорусской армии.
     Надо отметить, что управление белорусскими истребителями с российского А-50 осуществлялось в ходе этой КШТ впервые за всю историю объединенной системы ПВО СНГ. Тем не менее, по оценке командира экипажа А-50 полковника Владимира Андреева, никаких проблем с управлением действиями белорусских коллег не возникло: «Работали так же, как и со своими истребителями, – четко, слаженно, взаимопонимание было полным». Это подтвердил и заместитель командира 61-й истребительно-авиационной базы ВВС РБ по летной подготовке подполковник Александр Журавлевич: «От совместной работы с россиянами получили огромное удовлетворение. Все задачи наши пилоты выполнили уверенно, не упустили ни одной цели, поразили их на заданных рубежах, на предельных дальностях». Высокую оценку действиям белорусских летчиков дал и старший инспектор ВВС России полковник Владимир Касаткин.
     Не заслужили нареканий и другие участники объединенной системы ПВО Содружества, задействованные в тренировке: от Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Всего к КШТ привлекались 56 самолетов и один вертолет. Военные летчики стран, принявших участие в тренировке, более 60 раз подняли свои машины в небо.
     Как сообщил генерал Бижев, все поставленные на КШТ учебные вопросы качественно отработаны. В ближайшее время будет проведен тщательный анализ действий всех участников учений - с выставлением оценок и поощрением лучших. Однако предварительный - и главный – результат военно-политического характера виден уже сейчас: объединенная система ПВО СНГ подтвердила свою дееспособность и тем самым в очередной раз продемонстрировала возможность реализации интеграционного потенциала Содружества.
     Впрочем, без ложки дегтя не обошлось; ее преподнесло грузинское руководство, не разрешив пролет над своей территорией одного из наших «Шмелей». По замыслу, А-50 должен был в ходе тренировки находиться в небе Армении, наращивать радиолокационное поле на южном направлении в районе озера Севан и наводить на учебные цели истребители авиабазы 102-й российской военной базы, дислоцированной на армянской территории.
     Вот как прокомментировал запрет Грузии на пролет российского военного самолета над территорией этой страны ее президент Михаил Саакашвили: «Российские войска в Грузии находятся уже 200 лет, пришла пора перейти на более цивилизованные отношения. Все регулируется в рамках закона, и Грузия не какое-то государство-бантустан, где один или два человека принимают решение».
     Председатель комитета грузинского парламента по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе был более конкретен и резок. «В воздушном пространстве Грузии не появится российский самолет-разведчик А-50. У нас нет никакого мотива предоставлять воздушное пространство Грузии вражески настроенному против нас государству», - заявил он в день проведения КШТ в эфире одной из грузинских телекомпаний. Тут же Таргамадзе подчеркнул, что 10 мая в Грузию прибывает президент США Джордж Буш, и добавил, что «просьба российской стороны предоставить воздушное пространство для самолета-разведчика является наглостью».
     Что касается формальностей, то российская сторона с этой просьбой обратилась к грузинским коллегам за десять дней до проведения КШТ. Так что время на принятие обдуманного решения у соответствующих грузинских структур хватало. Они свое продуманное решение приняли. После этого мы в очередной раз можем сделать соответствующие выводы о том, кто нам на Кавказе друг, а кто не друг и не враг, а так…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex