на главную страницу

8 Апреля 2005 года

Армия и общество

Пятница

Имидж армии и государства

На его укрепление нацелены разветвленные информационно-пропагандистские структуры во многих странах

Алексей ЛЯЩЕНКО.



Выступая недавно в палате представителей конгресса, госсекретарь США Кондолиза Райс подчеркнула необходимость использования уже имеющегося опыта и всех ресурсов Америки для активизации информационно-пропагандистской работы как в стране, так и за рубежом. «Мы победили в «холодной войне», потому что мы выиграли войну идей», - сказала глава американского госдепартамента. В американском внешнеполитическом ведомстве назначен новый заместитель госсекретаря по внешним связям, в чьи задачи входит «глобальный пиар» США, - им стала бывшая тележурналистка и доверенное лицо Джорджа Буша-младшего Карен Хьюз. Выделяются из общего ряда и ассигнования на улучшение имиджа США в мире - по словам Кондолизы Райс, в проекте федерального бюджета на 2006 год Белый дом запрашивает «на информационную работу» 328 млн. долларов.

     Нет сомнения, что значительная часть этих средств будет направлена на формирование в стране и за рубежом позитивного облика и вооруженных сил США - одной из составляющих системы продвижения американских интересов по всему миру. Ведь армии всех стран мира, независимо от принципа комплектования и несмотря на специфические особенности, идентичны в одном – они заинтересованы в позитивном имидже. И во многих государствах его формированию и поддержанию как в обществе, так и в самих вооруженных силах придают первостепенное значение. «Красная звезда» рассказывает, как и кто занимается пропагандой военной службы, например в американских вооруженных силах, которые принято считать эталоном, в частности, профессиональной военной службы.
     Как известно, о необходимости иметь профессиональную армию высшее военно-политическое руководство США задумалось на рубеже 1960-х и 1970-х годов. В американском обществе тогда преобладал «вьетнамский синдром»: армия, ведущая боевые действия далеко от дома, была крайне непопулярной. Да и сами вооруженные силы США, неся огромные потери, начинали деградировать. В поиске выхода из создавшегося положения американское военно-политическое руководство приняло решение об отмене воинской повинности и замене ее добровольным способом комплектования. При этом главная задача заключалась в переломе отношения американской общественности к обновленной армии, создании и всяческой поддержке положительного общественного мнения о преимуществах принципа добровольности перед принуждением, воинской повинностью. Для решения этой задачи были привлечены все американские СМИ, Голливуд, задействованы общественные организации вплоть до скаутских отрядов. По большому счету они и сейчас действуют в том же направлении.
     Была также создана новая система пропаганды преимуществ военной службы с целью создания у военнослужащих позитивной мотивации, в основу которой была положена специальная программа министерства обороны «Командная информация». Она действует до сих пор и направлена на оказание помощи командирам всех уровней в формировании прежде всего социально-политических, а также психологических аспектов нравственного облика американских военнослужащих. Объектом ее воздействия остаются в первую очередь рядовой и сержантский состав регулярных войск и резервных компонентов, гражданский персонал министерства обороны, военные пенсионеры, а также члены их семей.
     Программа включает комплекс социально-политических и психологических обоснований и принципов, которые используются для утверждения принятых в государстве и вооруженных силах идей, ценностей и моральных эталонов. Основная ее цель - повлиять на сознание и поведение личного состава таким образом, чтобы в конечном счете сформировать политически благонадежных людей, обеспечить их морально-психологическую готовность к выполнению боевых задач и искоренить негативные явления в армии.
     Для формирования и поддержания необходимого морально-психологического состояния в американской армии широко применяются разветвленная сеть радио- и телевизионных станций, а также современные каналы связи. Например, система радио- и телеинформирования американских войск в Европе включает девять радиостанций и четыре телестудии. Причем ответственность за информирование военнослужащих и членов их семей возлагается на главнокомандующих объединенными командованиями вооруженных сил США в зонах. Всего же служба радио- и телевизионного вещания Пентагона имеет более 200 радио- и около 100 телевизионных станций, до
     70 теле- и радиостанций действуют на боевых кораблях.
     Использование трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию как в самой стране, так и за рубежом. В связи с этим в вооруженных силах США и других государств создаются специальные подразделения для подготовки военных радио- и видеоматериалов.
     Помимо теле- и радиосредств военное руководство США особое внимание уделяет печати, так как именно она - фактор постоянного и длительного воздействия на сознание личного состава, а это в свою очередь повышает ее действенность. Соответствующий аппарат в вооруженных силах отвечает за публикацию материалов в издаваемых в стране более 2.500 газет, общий тираж которых достигает 102 миллионов экземпляров. Непосредственно минобороны США выпускает свыше 20 журналов, а министерства видов вооруженных сил - около 80 наименований.
     Основным печатным органом, распространяемым в вооруженных силах США, остается ежедневная газета «Stars & Stripes» («Звезды и полосы»). Она предназначена для информирования военнослужащих, находящихся за границей. Значительная часть газеты отводится под домашнюю хронику, спортивные события и вести из разных штатов. Причем выпуски газеты для Европы и Тихого океана разнятся по содержанию. Газета также распространяется на территории США по подписке и в электронном виде - через Интернет. Финансирование осуществляется за счет военного бюджета, поступлений от рекламы и подписки. Общий тираж - 80 тысяч. Для военнослужащих, выполняющих боевые задачи, газета поступает бесплатно с расчетом максимального охвата личного состава. Заметим, что несколько лет назад военно-политическое руководство США сочло необходимым структурно включить эту газету, до этого издававшуюся на коммерческой основе, в состав структур министерства обороны (службу информирования войск).
     При этом роль и сила прессы в американском обществе такова, что министр обороны США лично, оперативно и публично реагирует на негативную информацию о действиях возглавляемого им ведомства. В качестве примера можно привести недавний скандал в США, связанный с выступлениями гражданских СМИ об использовании в Пентагоне автоматической системы и факсимиле министра обороны при написании писем с соболезнованиями родственникам погибших американских военнослужащих. Его подняла по сути подчиненная министру обороны газета «Звезды и полосы». Ее журналисты сетовали на то, что в письмах родственникам погибших солдат содержались «слишком скупые соболезнования» и что многие похоронки и вовсе не содержали обязательной подписи министра обороны. Издание также приводило возмущенные отклики родственников погибших солдат: «Министр может найти время поиграть в сквош, но не может найти времени, чтобы подписать похоронку». В итоге в интервью именно военной газете министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что собирается лично писать похоронки родственникам погибших в бою солдат.
     Отметим, что, понимая то значение, которое в общей системе ценностей имеет для американцев элемент материального, руководители военных СМИ, в том числе и газеты «Звезды и полосы», с большим вниманием относятся к вопросам выплаты денежного содержания, компенсаций, обеспечения льгот и привилегий военнослужащим. Этим проблемам посвящается до 50 процентов первоочередных публикаций газет, выпускаемых во всех видах вооруженных сил.
     Вместе с тем большинство военных и гражданских СМИ помещают обширные рекламные проспекты и объявления, превращая их по сути в источники пропаганды службы в вооруженных силах, новой военной техники, социальных гарантий военнослужащих. Такой же деятельностью занимаются многочисленные вербовочные пункты и службы подготовки офицеров резерва при университетах и колледжах. Одна из центральных проблем, над которой работают специалисты по военной рекламе, - создание образа современного героя, достойного подражания.
     Министерство обороны США с 1975 года ежегодно проводит социологические опросы с привлечением около 10 тысяч юношей и девушек на предмет их отношения к военной службе. Для ликвидации негативной тенденции, которая возникла в начале 1990-х годов и заключалась в заметном снижении числа молодых американцев, желающих служить в вооруженных силах, военное ведомство существенно увеличило финансовые средства на пропаганду военной службы (в 2002–2003 годах - вдвое по сравнению с 1998–2000 годами).
     В Пентагоне также действуют специальные программы, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав военнослужащих. Они призваны поддерживать высокий моральный дух военнослужащих и членов их семей, повышать привлекательность и престижность военной службы, обеспечивать и поддерживать социально-бытовой статус и благоприятные условия жизни военнослужащих и членов их семей. Наконец, внедрять в их сознание уверенность в завтрашнем дне.
     Конечно, многие могут считать, что нет необходимости иметь военные СМИ, - ведь уже есть гражданские, в которых тоже можно отражать вопросы военной политики и внутренней жизни в вооруженных силах. Однако вот что интересно. Представители иностранных военных ведомств не раз высказывались в том плане, что затраты на оплату многочисленных публикаций «на стороне» таковы, что на них вполне можно содержать собственные печатные органы. В частности, управление национальной обороны Японии сообщало, что на эти цели у них тратится порядка 12 миллиардов иен, при том что далеко не всегда военное ведомство удовлетворено содержанием публикаций на армейскую тематику, в которых в силу непрофессионализма и предвзятости допускаются грубые ошибки, присутствуют отсебятина, искажение фактов. При этом «альтернатива» (то есть военные СМИ) представляет собой средство обратной связи армии с обществом. Предметно, с хорошим знанием деталей службы военная газета способна рассказать гражданскому человеку о том, чего он не услышит и не прочитает нигде. Осуществляя таким образом посредническую функцию, военные СМИ выступают в качестве мощного идеологического стабилизатора в странах, которые по разным причинам вынуждены прибегать и к силовым решениям возникающих проблем.
     Подобные структуры есть не только в США. Так, отдел аудиовизуальных средств службы информации и общественных отношений вооруженных сил Франции по заказу министерства обороны самостоятельно или совместно с гражданскими организациями ежегодно готовит около 30 фильмов, свыше 20 видеомонтажей, 70 видеоклипов, 700 фоторепортажей и 12 тысяч видеокассет с информационными и развлекательными материалами. В министерстве обороны Великобритании функционирует департамент по связям с общественностью и СМИ, бюджет которого составляет несколько десятков миллионов фунтов стерлингов. Пиар-отделы есть в армиях Нидерландов и Канады, Австралии и Люксембурга, Индии и Пакистана… Каждая страна, тем более обладающая профессиональной армией, информационное обеспечение всего, что связано с военной службой, считает приоритетом – без этого у нее просто нет будущего.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex