Перейти на главную страницу

8 Апреля 2005 года

Спорт

Пятница




Валентин Писеев:Москва — пишем, Турин — в уме

    Мой собеседник Валентин Николаевич Писеев - президент Российской федерации фигурного катания на коньках с момента ее образования в 1992 году. Он возглавляет вид спорта, в котором в отличие от многих других наша страна за последнее десятилетие не только не сдала, но и заметно укрепила свои позиции мирового лидера. Подтверждением чему служит и завершившийся сезон: отечественные фигуристы выиграли все «золото» чемпионата Европы в Турине и заняли три первых места на недавнем мировом первенстве в Москве. Так что вопрос об итогах ЧМ-2005, с которого мы начали разговор, в какой-то степени риторический. Но ведь не за горами уже олимпийский Турин-2006…
    

    - В Москве порадовал не только сам факт победы наших лидеров – Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина в парном катании, Татьяны Навки и Романа Костомарова в танцах и Ирины Слуцкой в женском одиночном катании, но и то, что они выиграли очень убедительно, без натяжек.
    Этот чемпионат мог стать исторической вехой, если бы мы во второй раз после 1999 года завоевали все мировое «золото». Наш трехкратный чемпион мира Женя Плющенко очень хотел выступать в Москве, но после короткой программы снялся с соревнований из-за травмы, полученной в Турине. Вот что значит нерационально спланировать календарь: надо было к чемпионату мира восстанавливать здоровье, а Женя участвовал в коммерческих выступлениях.
    - А нужен ли был нам чемпионат мира в Москве за год до Олимпиады?
    - Вообще-то дома и стены помогают. И это не так называемое домашнее судейство, а просто морально легче выступать, да и вряд ли возможны «сюрпризы» от судей. Так вот, выиграв почти все, что только можно, мы вызвали огонь на себя. Гегемония одной страны не только не приветствуется, но и вызывает противодействие. Так что в следующем, олимпийском году, возможно, следует ожидать реакции. Но этот чемпионат для нас был важен, так как он определял количественный состав олимпийских национальных команд. В итоге Россия в трех видах, кроме мужского одиночного катания, будет представлена на Играх максимальным числом участников.
    Нам предлагали провести чемпионат мира в 1998 году, но мы отказались, так как он должен был пройти сразу после Олимпийских игр и потому не представлял интереса. Сильнейшие спортсмены, став чемпионами Игр, обычно не участвуют в последующем мировом первенстве.
    - А наш предолимпийский успех не может смазать реальную картину, вызвать самоуспокоенность?
    - Нет. Зная лидеров и их нацеленность на самый высокий результат, я абсолютно уверен, что они настроены на серьезную работу, на борьбу. Не секрет, что побеждать на Олимпиаде значительно труднее, и им надо будет еще изрядно прибавить в мастерстве.
    - Абсолютное лидерство одной страны не может быть непрерывным. Сейчас мы достигли высшей точки, но что будет через год-другой? Ведь после Олимпиады наши лидеры уйдут, а дальше зияет провал...
    - В том, что кто-то из чемпионов после Олимпиады завершит спортивную карьеру, я и не сомневаюсь. Но вот что хочу сказать. Да, в былые годы мы чувствовали себя намного комфортнее, зная, что в стране есть как минимум четыре-пять спортивных пар, способных войти в первую десятку на чемпионате Европы. Сейчас ситуация иная. Есть группа лидеров, стабильно попадающих в сборную. И есть четвертые-пятые номера, которые, чувствуя, что место в российской команде им не светит, меняют гражданство. Вскоре они появляются на чемпионатах мира и Европы как представители весьма экзотических для фигурного катания стран Закавказья, Средней Азии… Вот почему у нас теперь такая короткая скамейка запасных.
    - Но ведь далеко не всех, кто выступает за российскую сборную, например, в одиночных видах и танцах, можно видеть в «разминке сильнейших».
    - За мужчин я спокоен. Есть ребята – Грязев, Добрин, Успенский, Лезин, которые, пока идет эпоха Плющенко, подойдут вплотную к пьедесталу. И в танцах, где после Олимпиады 2006 года все призеры наверняка завершат спортивную карьеру, наши Оксана Домнина и Максим Шабалин наверняка шагнут сразу на несколько ступенек вверх. Они сейчас в мире на восьмом месте, но по уровню мастерства мало в чем уступают группе сильнейших. Ведь помните, что и Навка с Костомаровым тоже не были в числе фаворитов, пока блистали Ирина Лобачева и Илья Авербух.
    Вот в женском катании у нас нет на подходе таких звездочек, какие есть в Японии, США. Просматриваем множество спортсменок - и пока никакой перспективы. В этом виде, похоже, наметился спад.
    - Так в чем же проблема? Например, по словам Татьяны Тотьмяниной, спортсменам новой генерации элементарно не хватает целеустремленности. Им, мол, нужно коленкой под зад поддавать, чтобы не останавливались в росте.
    - И не без этого тоже. Хотя, на мой взгляд, занятия должны быть интересными, нешаблонными, чтобы у детей не пропадало желание работать. Повторюсь, талантов в России хватает. Но, едва успев проклюнуться, ребята, вместо того чтобы включиться в нелегкую борьбу за место в сборной, смотрят на сторону: за какую страну лучше выступать, где можно больше получить? И я не вправе осуждать их за это. Фигурное катание – профессия, посредством которой люди зарабатывают себе на жизнь, поддерживают родителей.
    - Наши главные конкуренты – фигуристы США, похоже, в иной, чем россияне, фазе развития, они только приближаются к пику, который, возможно, придется как раз на Олимпиаду.
    - Объективно американцы выглядят пока не лучше, чем перед Играми в Солт-Лейк-Сити. Они способны блеснуть в трех видах, но есть много оговорок. Например, у Мишель Кван все программы созданы под старую систему судейства, Саша Коэн, как мы недавно убедились, перестала прогрессировать из-за переходов от одного тренера к другому. А ведь женское катание – это традиционно американский вид. В мужском – две восходящие звезды: Эван Лисачек и Джонни Вейр. Но и тут вполне могут оказаться сильнее победитель чемпионата мира швейцарец Стефан Ламбьель и серебряный призер канадец Джеффри Баттл. В танцах США смогут на что-то претендовать, если к Олимпиаде успеет получить американское гражданство Танит Белбин, завоевавшая в Москве «серебро» вместе с Бенджамином Агосто.
    - На олимпийские награды высшего достоинства наверняка будут претендовать и китайские пары. Но они пока словно затаились, выжидая своего часа.
    - В течение всего сезона на этапах Гран-при китайцы, особенно Шень Сю и Чжао Хунбо, выглядели превосходно, и их проблемы на мировом первенстве не совсем понятны. Может быть, тренеры в чем-то перемудрили? Бронзовые призеры Москвы Дан и Хао Чжан – физически очень одаренные спортсмены, но в пластике, музыкальности, хореографии они уступают нашим.
    - А откуда в Китае, где фигурное катание очень молодо, собственные тренерские кадры и такие результаты?
    - В свое время мы со Станиславом Жуком присутствовали там на показательных выступлениях наших фигуристов. Жук тогда давал мастер-классы, и китайцы тщательно фиксировали все показанные им фрагменты тренировочного процесса на кинопленку, строчили конспекты… Потом, видимо, нашли какие-то свои пути применения наших методик. Трудолюбия им, как известно, не занимать. А потом сильнейшие китайские фигуристы тренировались в Первоуральске под руководством нашего выдающегося специалиста Игоря Ксенофонтова.
    - Известно, как много значат отношения национальной федерации с Международным союзом конькобежцев (ИСУ). Его президент Оттавио Чинкванта в Москве, понятно, демонстрировал абсолютную доброжелательность к россиянам. Но впереди – Олимпийские игры, и мы помним имевший место в Солт-Лейк-Сити беспрецедентный и оскорбительный для нашей пары Бережная – Сихарулидзе факт пересмотра результатов соревнований. Чинкванта мог бы этого не допустить, займи он более принципиальную позицию...
    - Мог, если бы его не «задушили» чиновники из Международного олимпийского комитета и телевидение. Ведь вначале Чинкванта сказал, что второго «золота» в парном катании не будет. Но на следующий день заговорил по-другому. И это не удивительно, если учесть, что основные доходы ИСУ получает от североамериканских телекомпаний.
    - Так можем ли мы рассчитывать, что в Турине не произойдет что-нибудь подобное?
    - У Оттавио Чинкванты отношения с нами более прямые и откровенные, чем, скажем, с Ассоциацией фигурного катания США. Руководивший американской ассоциацией Чак Фостер подал в отставку, а претендующий на его место Роланд Пфеннинг недавно создал международную ассоциацию, альтернативную ИСУ, за что был дисквалифицирован на проходившем в Москве 19 — 21 марта Совете ИСУ. Так что, по крайней мере, крена в пользу американцев в Турине не будет.
    Другое дело, что при всем нашем взаимопонимании с Чинквантой мы стоим на разных позициях относительно новой системы судейства. Я считаю, что эта система, по которой произвольно выбирают некоторые оценки из всех, выставленных судьями, далека от объективности. Руководят этим процессом те, кто создал такую систему, функционеры ИСУ. И, естественно, возникает вопрос: чем они руководствуются в своем выборе? Я не хочу сказать, что в этом есть преднамеренный субъективизм, и все же… Скажем, наши Лобачева и Авербух, соревнуясь с канадской парой, получили восемь первых мест, но в зачет пошли только три из них. А у соперников – из шести все шесть. Или уже в Москве судьи за одну и ту же «дорожку» давали совершенно разные оценки.
    - При утверждении новой системы судейства не было учтено мнение самих спортсменов – главных действующих лиц в фигурном катании. Об этом они не раз говорили по ходу ЧМ-2005.
    - Действительно, раньше фигурист мог спросить у судьи, почему тот поставил ему именно такую оценку. Существовала возможность для разбора выступлений. Были прозрачность и гласность судейской работы. А сейчас судейство анонимно. В результате возникла возможность для манипуляций и никто за это не несет ответственности.
    - Так зачем все это понадобилось?
    - Наверное, руководство ИСУ хочет, чтобы все было шито-крыто, и тем самым впредь оградить себя от претензий и скандалов, какие были на прошлой Олимпиаде.
    - Растущая техническая сложность фигурного катания все чаще приводит к травмам, прыжки в четыре оборота порой нарушают целостность и гармонию программ. Не означает ли это, что спортсмены вплотную приблизились к пределу физических возможностей человека и данный вид спорта заходит в тупик?
    - Спорт есть спорт, и сложность программ все равно будет расти. Не удивлюсь, если через несколько лет начнут выполнять «аксель» в четыре с половиной оборота. Но фигурное катание – это еще и искусство. Я думаю, путь развития лежит в сочетании атлетизма и эстетики, а не одном лишь техническом усложнении его элементов. Поэтому у спортсменов есть большой простор для работы в смысле того, как выполнять эти элементы, чтобы они не отражались на красоте композиции.
    - Подготовка фигуристов экстра-класса во многом напоминает добычу и обработку драгоценных камней. Кто-то из тренеров находит таланты, кто-то придает им огранку… Но при таком «разделении труда» всегда возникают нюансы морального плана.
    - Конечно, лучше, если тренер ведет спортсмена с юных лет и делает из него чемпиона. Как, например, Алексей Мишин вырастил настоящих звезд из Урманова, Плющенко. А Татьяна Тарасова преуспела в умении придать особый блеск мастерству уже состоявшихся спортсменов - Кулика, Ягудина. И это тоже дорогого стоит. Как президент федерации, я должен смотреть на это с точки зрения интересов развития российского фигурного катания. Пути подготовки мастеров могут быть разными, я приемлю и тот и другой, если они приносят высокие результаты.
    Главное, чтобы наши лучшие специалисты работали на Россию. Ведь сейчас многие отечественные тренеры, уехав за рубеж, готовят нам соперников, а порой и ведут против россиян закулисную борьбу. Здесь – тоже законы частного бизнеса. Поэтому очень важно суметь заинтересовать кадры в возвращении на Родину, аккумулировать тренерский потенциал, создав нормальные условия для работы. С такой целью в Москве будут построены три катка специально для нашего вида спорта, а в Санкт-Петербурге скоро появится Академия фигурного катания.
 ||  Беседовал Андрей КУРНЯЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex