на главную страницу

9 Апреля 2005 года

Планета людей

Суббота

В Россию можно только верить

Вадим МАРКУШИН



     

     Учить Россию нынче модно. Учительствовать берутся часто те, кто мало ее знает. Бесцеремонная «педагогика» прикрывается риторикой. Вслед за многообещающими заголовками марширует банальность. Однако на общем фоне сплошных упреков и порицаний можно встретить оригинальные суждения.
     Так, финская Turun Sanomat опубликовала статью эстонского поэта Яна Каплинского под заголовком: «Россия напоминает Турцию после Первой мировой войны». Любопытна она уже тем, что в отличие от многих других материалов в западных СМИ, пронизанных «озабоченностью» судьбой евразийской державы, указывает на главный мотив, объединяющий народ с нынешней властью. И хотя эту мысль автор выражает не очень внятно, тем не менее она близка к достоверности. «Проблема не в том, что Путин и его ближайшее окружение склоняются к линии нового тоталитаризма, а в кризисе всего общества в России и в его нежелании отказаться от нынешней позиции», - пишет Каплинский.
     Если слегка подкорректировать данное утверждение, получится то, что есть на самом деле: терпя превратности демократии в русском исполнении, народ, именно народ считает, что для их преодоления необходима сильная государственная власть. Проблема не в том, что россияне испытывают гнет «нового тоталитаризма», а в том, что от каждой очередной либеральной затеи они ждут ущемления своих прав.
     Похожа ли в этом смысле Россия на Турцию эпохи Ататюрка? Похожа. «Управляемая демократия» Ататюрка выполнила свою историческую задачу неплохо, обеспечив проведение целого ряда радикальных реформ в стране, соприкасавшейся с феодализмом. Однако похожесть не есть идентичность. Разница между двумя странами и двумя культурами столь же очевидна, сколь и схожесть.
     Турецкая армия, говорится в статье, стала «цепным псом государственной власти», бросавшимся на защиту государства, если ему угрожали исламизм или сепаратизм. Вообще-то подобный эпитет можно применить к любой армии мира, призванной давать по рукам тем, кто покушается на суверенитет и территориальную целостность. В этом смысле Российская армия похожа на турецкую не более чем любая другая. К примеру, британская армия в Северной Ирландии была таким же «цепным псом», как турецкая на курдских окраинах. Нетрудно представить себе, как бы в подобных обстоятельствах действовала американская армия, если даже в акциях по «внедрению демократии» она ведет себя так, будто у Америки отбирают ее собственные территориальные куски.
     Россиянам, как и туркам, замечает автор статьи, трудно пересмотреть свою историю. Хотя это, по его словам, общая закономерность. К примеру, Япония и не собирается признавать своих грехов. То же касается бывших колониальных держав, руководители которых не извинились и не собираются извиняться за военные и другие преступления в отношении узурпированных народов. Так, в Бельгии до сих пор является проблемой рассмотрение массовых убийств в Конго, совершенных при короле Леопольде II.
     Тут, по-моему, какая-то путаница. Зачем это россиянам пересматривать собственную историю? Им нечего ее стесняться. Она, безусловно, была трудной, подвергшей народ таким испытаниям, под напором которых многие другие народы исчезли бы с лица земли. И потом, разве другие страны не попользовались результатами российских экспериментов?
     Что же касается намека на то, что Россия имела колонии, а теперь, мол, не может перестроиться и разговаривать с ними на равных, то этот намек не оправдан. Национальные окраины Российской империи колониями никогда не были. А вот помощь в своем экономическом и культурном развитии, особенно в советский период, они получили гигантскую. Сейчас же, когда Россия начинает говорить с новыми суверенными государствами на языке, который применяется в межгосударственном общении и который повсеместно считается нормой, ей сразу приписывают имперские замашки.
     Возможно, автор также имеет в виду покаяния за «злые метаморфозы» Второй мировой войны, к которым Москву призывают некоторые политики и обслуживающие их историки. И не только к покаяниям. В Финляндии, в частности, всерьез заговорили о материальных издержках на некую «отдельную войну», которую страна вела против СССР, находясь в составе гитлеровской коалиции. Комментируя эту ситуацию, МИД РФ призвал не вносить в учебники истории такого рода коррективы. Тем более странам, воевавшим на стороне Германии и несущим долю ответственности за все жертвы и потери в этой войне.
     Похожесть России на Турцию, по мнению Каплинского, и в том, что «полуавторитарность» режима в ней есть национальная традиция, которую, дескать, не отменишь со среды на четверг. Турецкие отклонения от атлантических стандартов Запад терпел потому, что Анкара исправно исполняла роль натовского форпоста у южных границ СССР и сдерживала нежелательные повороты на богатом ресурсами Ближнем Востоке. Сейчас иная ситуация, к тому же Турция стремится в Евросоюз. Отсюда и более жесткие требования к ней в плане демократизации.
     Давить на Россию, полагает поэт Каплинский, бессмысленно. Не цитируя Федора Тютчева, он «гуляет» вокруг его знаменитого изречения, почему-то не доводя свою мысль до предельной ясности. А жаль, это бы украсило материал. Между тем суть именно в том, что Россию нельзя мерить общим аршином, в ней надо хорошенько разобраться, прежде чем давать свои рекомендации. Россия никогда не стеснялась учиться, было бы чему. В то же время она никогда не терпела над собой насилия. Помочь россиянам в строительстве гражданского общества можно лишь в дружеской обстановке. Если такое желание действительно есть, оно должно быть подкреплено проявлениями терпимости и деликатности. Если его нет, не стоит суетиться и упражняться в софизмах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex