на главную страницу

12 Апреля 2005 года

Тема номера

Вторник

ЗВЕЗДНАЯ ГАВАНЬ ЗЕМЛИ

Подготовил Андрей ГАРАВСКИЙ.



Сегодня Россия празднует День космонавтики. Праздник особый, так как именно наш соотечественник Юрий Гагарин 12 апреля 1961 г. впервые разорвал путы земного притяжения и проторил человечеству дорогу в космическое пространство. С той поры и по сей день огромную роль в освоении космоса играет космодром Байконур, который в этом году отметит 50-летие. С этой космической гаванью землян неразрывно связана история покорения околоземного пространства, грандиозные свершения. На вопросы «Красной звезды» о прошлом, настоящем и будущем космодрома отвечает заместитель руководителя Федерального космического агентства Виктор РЕМИШЕВСКИЙ.

     - Виктор Петрович, с чего все начиналось?

     - Космодром Байконур основан в 1955 году. На нем испытывались и эксплуатировались большинство отечественных межконтинентальных ракет и все космические ракеты-носители. Первый успешный пуск межконтинентальной ракеты Р-7 состоялся 21 августа 1957 г., а 4 октября 1957-го ракетой-носителем этого типа запущен первый искусственный спутник Земли.
     12 апреля 1961 г. с космодрома Байконур осуществлен запуск пилотируемого космического корабля «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным.
     Первый стартовый комплекс РН Р-7 был введен в эксплуатацию в 1957 году. Второй, аналогичный - в 1961 году (генеральный конструктор В.П. Бармин). Две пусковые установки стартового комплекса РН «Циклон-М» (главный конструктор В.Н. Соловьев) были введены в эксплуатацию в 1967 году. Первая пусковая установка РН «Протон» введена в эксплуатацию в 1965 году, вторая - в 1966 году и еще две - в 1979 году (генеральный конструктор В.П. Бармин).
     По программе «Энергия-Буран» на космодроме были созданы универсальный комплекс стенд-старт, стартовый комплекс многоразовой космической системы (МКС) «Буран» (генеральный конструктор В.П. Бармин). Это позволило 15 мая 1987 г. провести с космодрома успешный испытательный пуск новой сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», а 15 ноября 1988 г. этой ракетой-носителем был выведен на околоземную орбиту 30-тонный многоразовый орбитальный корабль «Буран», осуществивший затем успешную посадку на космодроме в беспилотном варианте. Для обеспечения посадки орбитального корабля на Байконуре был построен уникальный специальный посадочный комплекс.
     Программе «Энергия-Буран» в 1964—1976 годах предшествовала грандиозная лунная программа Н-1. В период с 1969 по 1972 год было проведено 4 пуска ракеты-носителя Н-1, закончившихся неудачно. В 1976 году работы по Н-1 были полностью свернуты, а созданный в рамках этой программы уникальный наземный комплекс был законсервирован. Позднее, в конце 70-х годов, его объекты были частично использованы при создании новой «наземки» для многоразовой космической системы «Буран».
     В начале 90-х годов работы по программе «Энергия-Буран» на космодроме также были прекращены. Объекты законсервированы. Отдельные объекты затем были использованы по другим программам.
     Одновременно с созданием комплекса «Энергия-Буран» на Байконуре строился наземный ракетно-космический комплекс для ракет-носителей среднего класса нового поколения «Зенит», способных выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 13—15 т. Особенностью комплекса «Зенит» является максимальная автоматизация работ на стартовом комплексе по подготовке РН к пуску - «безлюдный старт». Стартовый комплекс РН «Зенит» создан КБ транспортного машиностроения под руководством главного конструктора В.Н. Соловьева.
     Важным этапом в освоении космоса и в деятельности космодрома явились пуски ракет-носителей «Протон» с межпланетными станциями к Луне, Венере, Марсу, с долговременными орбитальными станциями «Салют» и «Мир», а также запуски КА типа «Экран», «Горизонт» в интересах народного хозяйства.

     - Расскажите подробней о пилотируемой программе «Мир».

     - Наибольшую роль космодром Байконур сыграл в реализации именно этого проекта. В нем участвовало около 220 организаций и 80 научно-исследовательских учреждений. На станции «Мир» побывало 104 человека, из них 62 - иностранцы. Было проведено более 31 тысячи (!) экспериментов в области медицины, биологии, техники и астрофизики. Проведено 64 стыковки с грузовыми космическими кораблями «Прогресс», 31 - с кораблями «Союз», а в рамках программы Мир - НАСА - 9 стыковок с американскими шаттлами. На станцию было доставлено 170 тонн различных грузов и было возвращено на Землю более 4.700 кг с результатами экспериментов, в том числе фрагмент солнечной батареи после 10,5 лет ее работы в условиях воздействия факторов космического пространства.
     Это был уникальный проект, с дважды продленным сроком активной работы, завершившийся уникальной в своем роде операцией по затоплению станции, в которой мне лично пришлось принимать активное участие. И сегодня мы, оглядываясь назад, понимаем, что, в крайнем случае, еще небольшой отрезок времени станция могла бы проработать, однако каждый день и каждая минута работы космонавтов на борту была связана с риском.

     - А как Байконур участвует в строительстве международной космической станции?

     - Космодром Байконур широко используется в международных космических программах с участием России. Так, планы сотрудничества с мировым сообществом по созданию и эксплуатации международной космической станции базируются именно на использовании космодрома Байконур. Отсюда РН «Протон» были выведены на орбиту 2 основных блока международной космической станции (МКС) - «Заря» и «Звезда», с которых начался монтаж МКС. С приостановлением запусков «Шаттлов» из-за гибели «Колумбии» Байконур остался единственным космодромом, способным поддержать функционирование МКС. Всего за время эксплуатации МКС российская сторона в интересах этой международной космической программы провела с космодрома Байконур 25 пуска РКН: 2 - РКН «Протон» с функциональными блоками и 23 - РКН «Союз» с 8 КК «Союз» и 15 КК «Прогресс».
     В последние годы значительно расширилось использование космодрома Байконур в реализации коммерческих космических проектов.
     После распада СССР космодром перешел в собственность Республики Казахстан. С 1994 года по договору, заключенному между Россией и Казахстаном сроком на 20 лет, Байконур используется нашей страной на условиях аренды. В обеспечение функционирования космодрома большой вклад вносят Казахстан, Украина, Белоруссия и Туркменистан.
     В 2004 году Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» срок его аренды продлен до 2050 года.

      - Итак, день сегодняшний...

     - Космодром создавался и в начале функционировал как научно-испытательный полигон Министерства обороны СССР, предназначенный для испытаний и отработки межконтинентальных баллистических ракетных комплексов. Однако в его инфраструктуру изначально закладывался определенный запас, который уже на раннем этапе позволял параллельно с испытаниями МБР готовить и осуществлять с него запуски космических аппаратов (КА).
     Использование космодрома Байконур на условиях его аренды Российской Федерацией обусловлено объективной необходимостью удовлетворения потребностей государства в обеспечении ее постоянного присутствия в космосе во всех классах космических средств.
     Уникальность космодрома Байконур состоит в том, что сегодня только на нем имеются стартовые комплексы ракеты-носителя тяжелого класса «Протон», с которых Россия может осуществлять запуски большинства космических аппаратов ретрансляции, связи и навигации, выводимых на высокие или геостационарные орбиты, а также запуски межпланетных станций и тяжелые элементы околоземных космических станций. На сегодняшний день эти задачи могут решаться только с космодрома Байконур.
     Для обеспечения подготовки и проведения запусков КА с космодрома Байконур в настоящее время имеется возможность использовать ракетно-космические комплексы на базе РН типа «Протон», «Союз», «Зенит», «Циклон». В состав ракетно-космических комплексов входят стартовые комплексы для проведения пусков ракет космического назначения, технические комплексы для подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов. Технические комплексы располагаются в монтажно-испытательных корпусах с рабочими местами для сборки и испытаний ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, оснащенных соответствующим технологическим, монтажно-такелажным, стыковочным и крановым оборудованием.
     Сегодня в составе космодрома Байконур имеются стартовые комплексы с пусковыми установками, монтажно-испытательные корпуса, в которых размещено более 40 технических комплексов для сборки, испытаний и предстартовой подготовки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, 3 заправочно-нейтрализационные станции для заправки космических аппаратов и разгонных блоков компонентами ракетных топлив и сжатыми газами, измерительный комплекс с мощным вычислительным центром и кислородно-азотный завод суммарной производительностью до 300 т криогенных продуктов в сутки.
     Обеспечивающая инфраструктура космодрома включает в себя развитую сеть энергоснабжения, в состав которой входят 6600 км линий электропередачи и более 600 трансформаторных подстанций, два аэродрома, один из которых - «Юбилейный» - способен принимать транспортные самолеты любых классов. На космодроме функционирует более 400 км железнодорожных путей, 1.200 км автомобильных дорог и 2.700 км линий связи, ТЭЦ мощностью 60 МгВт, развитая сеть инженерных коммуникаций и др.

      - Как известно, принципиально новый этап в истории эксплуатации космодрома Байконур начался с решением руководства государства о передаче от Министерства обороны Российской Федерации Федеральному космическому агентству объектов космодрома. Чем был продиктован этот шаг?

     - Действительно, это можно считать новым этапом в истории космодрома. В то время Российскому космическому агентству было передано подавляющее большинство объектов космодрома. Часть объектов жизнеобеспечения комплекса (автомобильные дороги, сети энергоснабжения, ТЭЦ, городские инженерные сети, магистральные водоводы, объекты соцкультбыта в городе и др.) этими же решениями передавалась в ведение администрации города Байконур.
     В ведении Минобороны России в настоящее время еще остается часть объектов РКК «Протон» с двумя ПУ и небольшим количеством технических комплексов, измерительный комплекс космодрома, 4 действующие шахтные ПУ МБР PC-18 и РС-20. Балансовая стоимость этих объектов составляет 15 процентов балансовой стоимости всего космодрома. Аналогичный показатель для Федерального космического агентства составляет 80 процентов.
     Таким образом, в настоящее время комплекс Байконур, как объект в целом, фактически перестал являться военным объектом. Поэтому в 2002 году Указом Президента Российской Федерации с Минобороны России была снята задача общей координации всех работ на космодроме, а постановлением Правительства Российской Федерации в этом же году эта обязанность возложена на Федеральное космическое агентство (на тот период - Российское авиационно-космическое агентство).
     К эксплуатации полученных в свое ведение объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Федеральное космическое агентство привлекло предприятия ракетно-космической промышленности, как правило, являющиеся разработчиками этих объектов. Среди них можно назвать такие флагманы отрасли, как ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ФГУП «КБ ОМ им. В.П. Бармина», ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ФГУП «КБ ТМ», ФГУП «ОКБ «Вымпел», ФГУП «НПО машиностроения», ФГУП «НПО ИТ», ФГУП «ФКЦ «Байконур», ФГУП «ЦЭНКИ» и ГУП «НПФ «Космотрасс». Эксплуатация объектов предприятиями ракетно-космической промышленности, являющимися хозяйствующими субъектами, организуется по схеме договорных отношений между заказчиком и исполнителем работ. Шестилетняя практика эксплуатации космодрома гражданскими эксплуатационными организациями по такой схеме показала более высокую ее экономическую эффективность по сравнению с войсковой эксплуатацией. Этому способствует высокая квалификация обслуживающего персонала предприятий, меньшая его численность по сравнению с численностью войсковых частей и возможность предприятий направить часть собственных средств на поддержание работоспособности и модернизацию эксплуатируемых ими объектов.
     Гражданский персонал космодрома выполняет работы по подготовке и запуску КА различного предназначения и принадлежности: по планам Минобороны России - в интересах обороны и безопасности и двойного предназначения, по федеральной космической программе - социально-экономического и научного и по международным космическим проектам.

      - Виктор Петрович, наверное, необходимость участия Российской Федерации в международном космическом рынке пусковых услуг также требует наличия в распоряжении России космодрома Байконур?

     - Широко известны в мире ракетно-космические комплексы космодрома Байконур на базе ракеты-носителя «Союз», в первую очередь, благодаря запускам всех пилотируемых кораблей, как транспортных, так и грузовых, как с российскими, так и с международными экипажами, которые проводятся только с Байконура.
     Ракеты-носители «Протон» и «Союз» обладают высокими энергетическими, надежностными и экономическими характеристиками. Они позволяют космодрому Байконур по своим возможностям успешно конкурировать с ведущими зарубежными космодромами, расположенными рядом с экватором, и в ближайшее время, особенно с учетом модернизации ракет-носителей «Протон», «Союз» и «Зенит», можно надеяться на сохранение его позиций на мировом рынке космических услуг по запуску КА. Перспективы создания ракетно-космического комплекса «Байтерек» на базе тяжелой российской ракеты-носителя «Ангара-А5» делают вполне реальной долгосрочную благоприятную перспективу эффективного функционирования космодрома Байконур.
     Первые три коммерческих пуска с Байконура были проведены в 1995 г. («ИРС-КИ») и в 1996 г. («Астра-1Ф» и «Инмарсат»), а уже в период с 1997 по сегодняшний день их число достигло 55. Зарубежные партнеры активно сотрудничают с российскими предприятиями в области маркетинга российских ракет-носителей на мировом рынке?
     С созданием на основе СП «Локхид-Хруничев-Энергия интернейшнл ИНК» совместного предприятия «ILS» началась практическая деятельность России на рынке пусковых услуг в составе международного коммерческого предприятия, базирующегося на использовании конкурентоспособного ракетно-космического комплекса «Протон». На сегодня с помощью этой РН реализовано 36 коммерческих космических проектов.
     Не меньший авторитет надежно функционирующего космического комплекса имеет в мире космический ракетный комплекс «Союз». В последние годы РН «Союз» широко использовались в интересах реализации коммерческих проектов с АО «Starsem» по программам «Глобалстар», «Кластер» и «Марс-Экспресс». С 1999 года в интересах АО «Starsem» было проведено 12 пусков РН, включая два квалификационных пуска РН «Союз» с грузомакетами КА и новыми разгонными блоками. В процессе этого сотрудничества были отработаны два новых РБ «Фрегат» и «Икар». И это сотрудничество будет продолжено в 2005 году.

      - Какое место в мире занимает космодром Байконур по количеству и интенсивности пусков ракет космического назначения?

     И в России, и в мире Байконур здесь лидер. Так, в 1996-99 годах с него было проведено около 70 процентов российских пусков РКН, в 2000 г. – 83 процента всех пусков, в 2001 г. – 70 процентов, в 2002 г. – 60 процентов, а в 2003 году этот показатель составил 66,6 процента (14 пусков из 21, проведенных Россией). По сравнению с иностранными космодромами космодром Байконур также имеет хорошие показатели: в 2003 году из 63 осуществленных в мире запусков КА с космодрома Байконур было проведено 14 (22,2 процента). В 2004 году, по состоянию на 1 июля с.г., с космодрома Байконур уже проведено 10 запусков КА. Всего с него осуществлено более 1000 запусков КА.
     Не менее показательной оценкой роли и места космодрома Байконур и его технической возможности по практическому участию в выполнении космических программ России является оценка реализованного грузопотока в сравнении с другими активно действующими российскими космодромами.
     Так, в 2003 году в пересчете на типовую низкую круговую орбиту высотой 200 км. весь грузопоток, прошедший через все космодромы мира (без учета неудачных запусков), составил 544,4т. Из этого количества на долю России приходится 191,8т. (35 процентов мирового грузопотока), в том числе с Байконура выведено в космос 170,2т. (31 процент) полезного груза. Практически каждый третий килограмм полезного груза в мире выведен в космос с космодрома Байконур.
     В то же время аналогичный показатель второго по интенсивности функционирования российского космодрома Плесецк равняется 21,6 т. (4 процента мирового грузопотока). Разница - почти в 8 раз. Соответственно относительно российского грузопотока (191,8т.) с космодрома Байконур выведено в космос 89 процентов грузов и с космодрома Плесецк – 11 процентов.

     - Виктор Петрович, что собой представляет город Байконур, в прошлом известный миру как Ленинск?

     - Космодром Байконур является составной частью комплекса «Байконур», в состав которого входит и его социально-культурный и административный центр -город Байконур. Общая площадь города - 8,37 кв.км. Численность населения города составляет 80 тыс. чел., около половины составляют граждане Казахстана.
     Инфраструктура города включает в себя жилой фонд, состоящий из 325 жилых домов с общим количеством квартир - 20623, 6 городских гостиниц, 3 общежития. Объекты систем жизнеобеспечения - это 209 км водопроводных сетей, 175 км инженерных коммуникаций, 187,5 км тепловых сетей, теплоэлектроцентраль мощностью 60 мВт, система энергоснабжения объектов протяженностью кабельных линий электропередачи - 209 км и 113 подстанций, газовое хозяйство в составе 210 подземных резервуаров и 140 км газопроводов. Дорожное хозяйство с общей протяженностью городских дорог 35,1 км и тротуаров - 54,9 км.
     Объекты соцкультбыта - 14 общеобразовательных школ, 24 детских дошкольных учреждения, госпиталь на 1600 коек, городская больница на 360 коек, 2 поликлиники для гражданского населения - на 470 посещений в день и детская - на 480 посещений в день, туберкулезный диспансер на 50 коек, 7 библиотек, учреждения образования различного уровня подготовки: филиал МАИ, техникум связи, медучилище, профтехучилище, более 10 общеобразовательных школ, ряд объектов спортивно-оздоровительного и культурного плана и др. и др.).

      - Каково, на ваш взгляд, будущее космодрома?

     - Перспективы использования и развития космодрома Байконур связаны с дооборудованием стартовых и технических комплексов РН «Протон» для обеспечения пусков РН «Протон-М», в том числе и с разгонными блоками «Бриз-М», «ДМ-03», Кислородно-водородный РБ, модернизацией стартовых и технических комплексов РН «Союз» для обеспечения пусков РН «Союз-2», в том числе и с разгонным блоком «Фрегат», дооснащением объектов инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит» для обеспечения пусков РН «Зенит» с новой системой управления, а также для пусков по программе «Наземный старт».
     Мы связываем будущее космодрома с созданием новых рабочих мест подготовки и испытаний перспективных космических аппаратов, разрабатываемых в рамках реализации Федеральной космической программы России. Имеются планы использования на космодроме Байконур модернизированного ракетно-космического комплекса «Циклон-2К», в том числе для вывода легких грузов на солнечно-синхронные орбиты.
     Ожидается, что развитие космодрома получит серьезный импульс в связи с продлением сроков его аренды до 2050 года и планами развертывания на космодроме РКК «Байтерек» на базе российской тяжелой РН нового поколения «Ангара-А5», зафиксированными в межгосударственном соглашении, подписанном президентами России и Казахстана в январе 2004 года.
     Хорошие долгосрочные перспективы использования космодрома - надежный стимул для привлечения на космодром инвесторов. Длительная перспектива эксплуатации Россией космодрома Байконур повышает уверенность у предприятий и организаций ракетно-космической промышленности и потенциальных зарубежных инвесторов в надежности вложения финансовых средств в поддержание, модернизацию и развитие наземной инфраструктуры космодрома, в перспективные космические программы и тем самым создает благоприятный инвестиционный климат. Это особенно важно, т.к. поддержание в работоспособном состоянии и развитие существующей инфраструктуры космодрома требуют значительных финансовых вложений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex