на главную страницу

14 Апреля 2005 года

Планета людей

Четверг

ПВО Содружества бьет в десятку

Роман СТРЕШНЕВ.



5 апреля в рамках Объединенной системы противовоздушной обороны (ОС ПВО) СНГ состоялась командно-штабная тренировка, в ходе которой подразделения ВВС и ПВО стран Содружества отработали вопросы взаимодействия. Она еще раз подтвердила эффективность системы, которую государства СНГ создали десять лет назад.

     Анализ военных конфликтов в различных регионах мира, сделанный к тому времени и неоднократно подтвержденный впоследствии, ясно показывал, что средства воздушного нападения превратились в основной инструмент непосредственного силового давления. Высокий уровень мобильности, способность действовать на большую глубину и эффективно поражать практически любые типы объектов обеспечили им возможность решать не только тактические, но и оперативные и даже стратегические задачи. Благодаря превосходству в данной сфере достигается внезапность нападения, поражение ключевых объектов страны, срыв мобилизационного развертывания вооруженных сил, а также деморализация гражданского населения.
     В этой связи значительно повысилась роль противовоздушной обороны. Именно она должна защитить воздушные рубежи от потенциального противника, не допустить совершения террористических вылазок с использованием воздушных судов. Однако далеко не всегда какому-либо государству под силу в одиночку создать эффективную противовоздушную оборону.
     С распадом Советского Союза на суверенные государства автоматически перестала существовать некогда мощная и отлаженная единая система ПВО. Создание же национальных систем противовоздушной обороны происходило в условиях непрерывного сокращения военных бюджетов, численности вооруженных сил, в том числе сил и средств ПВО. Будучи сферой наукоемких и высокоточных технологий, система противовоздушной (а тем более воздушно-космической) обороны оказалась слишком дорогостоящей для самостоятельного поддержания требуемого уровня ее боеспособности каждым из государств СНГ. Вместе с тем в государствах Содружества сохранились единые образцы вооружения и военной техники, общность взглядов на организацию противовоздушной обороны и боевое применение войск (сил) ПВО.
     Все это привело страны СНГ к выводу о необходимости создания на постсоветском пространстве единой системы ПВО. И в 1995 году такое решение было принято. В соответствии с подписанным соглашением, срок действия которого не ограничен, в объединенную систему ПВО вошла часть сил и средств противовоздушной обороны десяти из двенадцати государств Содружества: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. А это несколько десятков зенитных ракетных частей, имеющих на вооружении зенитные ракетные комплексы «Оса», «Бук», С-75 и С-125, а также зенитные ракетные системы С-200 и С-300 различных модификаций. Кроме того, в состав ОС ПВО СНГ входят части истребительной авиации с самолетами МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31 и Су-27, а также подразделения радиотехнических войск и радиоэлектронной борьбы. Всего к решению задач в рамках ОС ПВО СНГ привлечены 19 истребительных авиаполков (из них ВВС РФ - 11), 29 зенитных ракетных полков (11 - ВВС РФ), 22 радиотехнические части (9 - ВВС РФ), две части радиоэлектронной борьбы (обе - ВВС РФ), четыре бригады ПВО (все из состава сил воздушной обороны Казахстана).
     Созданный общий воздушный щит Содружества призван решать совместные задачи по обеспечению охраны границ в воздушном пространстве, контролю за порядком использования воздушного пространства, оповещению о воздушно-космической обстановке, предупреждению о ракетном и воздушном нападении, а также по ведению согласованных действий сил ПВО по отражению воздушного нападения. За годы его существования сделано довольно много. Например, восстановлена система обмена радиолокационной информацией между органами управления ПВО государств - участников СНГ, организовано совместное боевое дежурство, а Центральный командный пункт ВВС РФ на практике выполняет функции ЦКП ОС ПВО, обеспечивая координацию действий войск (сил) ПВО. Проводятся совместные мероприятия по оперативной (боевой) подготовке войск (сил) и органов управления, продолжается сотрудничество по вопросам безопасности использования воздушного пространства стран Содружества. Предприняты также практические меры по улучшению системы контроля за воздушным движением на Балтийском, Черноморском и Каспийском направлениях. Большое внимание уделяется восстановлению и поддержанию боеготовности боевых средств, а также систем управления и связи. Удалось фактически возродить противовоздушную оборону в Армении, Таджикистане и Киргизии.
     Вместе с тем государства СНГ уделяют внимание развитию своих национальных систем ПВО, в том числе входящих в объединенную систему. Так, в Белоруссии сумели не только сохранить, но и успешно развивать систему противовоздушной обороны, являющуюся одной из самых мощных в Европе. Казахстан в настоящее время приступает к комплексной модернизации национальной системы ПВО, что явится одним из важнейших факторов стратегической стабильности в Центральной Азии.
     Для координации совместных действий, а также согласования усилий по созданию и совершенствованию ОС ПВО решением глав государств Содружества был образован Координационный комитет по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств - участников СНГ. Его председателем ныне является главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов.
     С целью отработки взаимодействия при решении задач совместного боевого дежурства в рамках объединенной системы ежегодно проводятся командно-штабные тренировки, в ходе которых отрабатываются вопросы координации действий органов управления и дежурных по ПВО сил. Итоговым же экзаменом на прочность являются ставшие уже традиционными совместные учения «Боевое содружество», которые проводятся раз в два года. На них отрабатываются практические вопросы приведения соединений и воинских частей в высшие степени боевой готовности, перегруппировки сил и средств ПВО с целью усиления прикрытия обороняемых объектов, действия органов управления и войск при совместном выполнении поставленных задач, организация взаимодействия зенитных ракетных войск с истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиацией, а также многое другое.
     Еще одна ключевая задача - организация совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне, которое осуществляется на основе как многосторонних, так и двусторонних соглашений. Подобный подход позволил разрешить некоторые проблемы, возникающие из-за различий в законодательствах суверенных государств.
     Первыми к совместному боевому дежурству по противовоздушной обороне с 1996 года приступили войска ПВО России и Белоруссии. А уже с середины того же года было организовано дежурство России и Казахстана. С 2000 года в соответствии с трехсторонним соглашением к совместной охране воздушных рубежей приступили Россия, Казахстан и Киргизия. В том же году на совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне с ВВС России заступили войска ПВО и ВВС Узбекистана. С 1999 года организовано совместное боевое дежурство между Россией и Арменией. В том же году организовано также взаимодействие дежурных по противовоздушной обороне сил и средств России и Украины.
     Одним из основных направлений совершенствования ОС ПВО является создание региональных систем противовоздушной обороны, а в перспективе - единых региональных систем ПВО в Восточно-Европейском, Центрально-Азиатском и Кавказском регионах. В настоящее время подготовлен пакет документов по созданию единой региональной системы ПВО Белоруссии и России в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, которая одновременно будет являться неотъемлемой составной частью существующей ОС ПВО СНГ. В дальнейшем планируется перейти к созданию соответствующих систем в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.
     Вместе с тем становление, а также развитие ОС ПВО СНГ происходит далеко не без трудностей как объективного, так и субъективного характера. У ряда государств-участников отсутствует должное стремление к расширению сотрудничества в военной области на коллективной основе. Недостаточно развита правовая база. В частности, не решены вопросы о таможенных и налоговых льготах при перемещении через границы государств-участников грузов для ОС ПВО. В отдельных государствах - участниках Содружества национальные системы противовоздушной обороны не являются функционально завершенными. Проблемным вопросом в развитии объединенной системы остается осуществление полноценного военно-технического сотрудничества. Из-за внутриполитических изменений в некоторых странах СНГ возникают и иного рода трудности. Например, в ходе последней КШТ ОС ПВО Грузия запретила пролет над своей территорией российского самолета, который, заметим, отрабатывал учебно-боевую задачу в интересах всех стран Содружества.
     И все же, несмотря на возникающие трудности, Объединенная система ПВО СНГ на деле доказала, что является одним из важнейших реально действующих компонентов системы коллективной
     безопасности Содружества в военной сфере. Она не только играет значительную роль в укреплении военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества государств СНГ, но и способствует успешному развитию интеграционных процессов в целом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex