на главную страницу

15 Апреля 2005 года

У метрологов ВВС – юбилей!

Пятница

Точность — привилегия военных

Тамара САПЕГИНА, «Красная звезда».



     Разве можно сказать, с какой скоростью будет летать самолет, на какую высоту он сможет подняться, если не знать, как именно все эти параметры измерить? А уж современный летательный аппарат – это сложнейшее многофункциональное техническое устройство. И для его надежной эксплуатации, а главное – гарантии безопасности полетов, требуются многочисленные и самые разнообразные измерения. Вот этим, если сказать коротко, как раз и занимается метрологическая служба Военно-воздушных сил РФ. И именно в ее составе находится расположенная в Подмосковье Центральная база измерительной техники ВВС (ЦБИТ), которая в апреле 2005 года отметила свой полувековой юбилей.
     Мне довелось во время праздника побывать, можно сказать, в самом «сердце» метрологии Военно-воздушных сил России. Возглавляет ЦБИТ полковник Владимир Михайлович Савин, и у него, как говорится, от первого лица можно узнать, как живут, какие именно задачи решают военные метрологи.
     Немного истории… Один из редких дней затишья во время войны. В полку фронтовых бомбардировщиков идут плановые полеты. В солнечную, ясную погоду отработка любых упражнений в воздухе для молодых летчиков не составляла труда. Но когда аэродром затянуло полосой густого тумана, четырем самолетам, находивщимся в воздухе, была дана по радио команда совершить посадку на ближайшем запасном аэродроме. Три летчика вскоре доложили о посадке, четвертый долго не отвечал на запросы, а когда вышел на связь, то не смог сразу определить свое местонахождение. Оказалось, что при отсутствии видимости летчик все же решил садиться на свой аэродром и заход выполнил по приборам. Автоматический радиокомпас реагировал только на сигнал ближнего радиомаяка, который оказался попросту расстроенным. Тогда, к счастью, все окончилось благополучно. Но так бывало, увы, не всегда. В послевоенные годы приводные радиомаяки были заменены более совершенными, наряду с ними были созданы автопилоты, связные радиостанции и радионавигационные системы, появились управляемые авиаракеты, и самолеты перешли на реактивную тягу.
     Спустя десятилетия назрела необходимость и дальше развивать метрологию – науку об измерениях, которая была известна людям еще с древности. Кстати, основой древнерусской системы мер времени, длины, объема и массы послужила тщательно разработанная система древнегреческих мер. В 1842 году при Петербургском Монетном дворе первым поверочным учреждением России явилось Депо образцовых мер и весов. В 1893 году на его базе создана Главная палата мер и весов под руководством Д.И. Менделеева… В 1918 году издан Декрет Правительства РФ «О введении международной метрической системы мер и весов».
     За 50 прошедших лет метрология, которая играет особую роль именно в авиации как в постоянно развивающейся области техники, шагнула далеко вперед. Как не согласиться с утверждением, что безопасность в воздухе куется на земле? Метрология стала неотъемлемой частью безопасной эксплуатации авиационной техники, в том числе и создаваемых ныне самолетов новейшего, пятого поколения. Цель метрологического обслуживания - обеспечение единства и точности измерений путем поверки, ремонта средств измерений и контроля используемых при подготовке к полету летательных аппаратов, их оборудования, бортовых измерительных приборов и систем… Особая гордость метрологов ВВС - автономная летающая поверочная лаборатория (ныне - самолет Ан-12), которая позволяет, что чрезвычайно важно, решать вопросы технического обеспечения войск в местах их дислокации. Высококлассные специалисты ЦБИТ чрезвычайно мобильны и готовы, получив приказ, в любой момент вылететь в самую дальнюю точку России.
     Конечно, в любом деле главное - люди. Молодым офицерам, которые пополняют ряды специалистов-метрологов, на Центральной базе измерительной техники ВВС уделяют повышенное внимание: все они попадают в сплоченный, дружный коллектив и, что почти похоже на сказку в наши дни, сразу обеспечиваются жильем в благоустроенном семейном общежитии на территории части. И в этом огромная заслуга ее командира - полковника В.М. Савина и его предшественника полковника А.С. Капустина, ныне начальника метрологической службы ВВС.
     Труд многих, и в том числе этого славного коллектива, высокоинтеллектуальный (в его составе несколько кандидатов технических наук), самоотверженный, кропотливый (не случайно здесь, на ЦБИТ, работает много представительниц прекрасного пола!), дает нашим летчикам фантастическую возможность видеть ночью, сквозь туман и облака, самолеты, корабли и другие объекты на расстояниях, намного превышающих дальность естественной видимости. А также уверенно вести самолет и определять его местонахождение, ориентируясь по наземным радиомаякам, находящимся в сотнях километров. Без этого современная авиация просто немыслима.
     Не забывают здесь, в подмосковной Балашихе, своих ветеранов. Их всегда приглашают в часть на торжества, поздравляют с юбилеями. А.Л. Лаврентьев, А.М. Келейников, С.А. Серкин, В.И. Трацевский, К.Г. Боциев, Е.В. Флигов, Г.Р. Галинский… Это те, кто стоял у самых истоков отечественной метрологии, поэтому их имена на ЦБИТ знает каждый. Многие из ветеранов работают в метрологии по 40—50 лет. Например, до сих пор в строю В.Е.Фоменко, который по собственной инициативе уже долгие годы собирает по крупицам материалы для музея Центральной базы измерительной техники. Среди тех, кого поздравляли в этот знаменательный день, - подполковник запаса Владимир Яковлевич Володарский, который после преобразований в 1982 году стал ее первым начальником. Владимир Яковлевич всю жизнь в научном поиске. Он автор многих научных публикаций. Сейчас этому человеку далеко за 70, но он по-прежнему в строю и даже готовится защищать на склоне лет докторскую диссертацию.
     …Вот несколько штрихов из жизни метрологической службы ВВС, которая быстро, качественно, надежно проверяет, настраивает, совершенствует измерительную технику, а если коротко и по сути - вместе со специалистами многих других профилей учит летать самолеты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex