на главную страницу

15 Апреля 2005 года

Армия и общество

Пятница

ЗА ПЕРЕПУТЬЕМ

Военная торговля выжила. Но ей по-прежнему трудно

Александр БУГАЙ, «Красная звезда».



В середине 1990-х годов остро дискутировался вопрос: быть или не быть военторгу? Некоторым подразделениям этой могучей в былые годы организации в новых рыночных условиях явно не хватало расторопности. Они, имея мощную материальную базу, с трудом конкурировали с «точками» частных предпринимателей, которые как грибы после дождя поднимались в армейских гарнизонах.

     Еще тогда по заданию редакции я встретился с начальником Управления торговли ПриВО полковником Анатолием Серовым, чтобы выяснить перспективы системы военторга. О проблемах он рассказывал с достаточной критичностью. Да, не все и не везде еще могут работать в новых условиях. Но людей можно научить трудиться в условиях рынка. К этому их подтолкнет жизнь. А сможет ли армия жить без военторга? Ответ на этот вопрос у Анатолия Васильевича был однозначным: конечно же, нет.
     Жизнь подтвердила правоту слов Серова. Дискуссии на тему «Быть или не быть военной торговле?» прекратились после создания федеральных казенных предприятий (ФКП) этого профиля в военных округах и на флотах.
     После объединения Приволжского и Уральского военных округов в новом ПУрВО сложилась уникальная ситуация: сегодня здесь действуют два ФКП окружного масштаба. Одно из них, обслуживающее Приволжский регион, и возглавляет полковник Анатолий Серов.
     За последние 5—6 лет, когда решали задачу перехода от старой структуры управления к новой - в форме ФКП, - было решено немало проблем. Реструктуризация проводилась далеко не в тепличных условиях. Не хватало денег, оборотных средств. Имела место слабая управляемость подчиненными подразделениями, зачастую объясняемая высокой текучестью кадров. Но с задачей справились. В итоге реформирования люди, задействованные в этой системе, приобрели уверенность. Стабильность стала положительно сказываться на результатах труда.
     - Главная наша забота – это потребитель, - рассуждает Анатолий Васильевич. – А главная проблема – нездоровая конкуренция, с которой сталкиваемся повседневно.
     Законы у рынка жесткие: выживают сильнейшие. Но лишь в том случае, если для всех участников рынка установлены общие правила игры. Увы, в наше время это далеко не так.
     Сегодня территории военных городков заполонили частные предприниматели, пытающиеся занять нишу, исторически отведенную военной торговле. В условиях рыночных отношений это нормальное явление. Точнее, было бы нормальным, если бы коммерсанты не использовали недозволенные приемы в борьбе за выживание.
     - Мы – госструктура, контролируемая со всех сторон, - поясняет полковник Серов. – Наша бухгалтерия абсолютно прозрачна. Мы не уклоняемся от налогов, не выдаем зарплату в конвертах из «черного нала», потому что его у нас просто не может быть. Не используем другие если не противоправные, то близкие к ним приемы, которые за последние годы досконально освоило подавляющее большинство коммерсантов. Они не гнушаются использовать их, конкурируя с нами.
     За последние годы рынок в России относительно стабилизировался. Государство повышает эффективность работы своих контролирующих органов. И это здорово. Но дойти до каждого частного предпринимателя, особенно в отдаленных гарнизонах, заставить его работать в условиях цивилизованной, а не полукриминальной торговли пока не удается. Коммерсанты при малейшей возможности стараются обойти закон: работают без лицензий, без кассовых аппаратов, скрывают доходы, уклоняются от налогов, предлагают просроченные и некондиционные товары. Список нарушений можно продолжать до бесконечности.
     Сегодня ФКП обязаны обеспечить своего потребителя, военнослужащих и членов их семей полным набором товаров и услуг. В ассортимент военного магазина должно входить все - от иголки до сложной бытовой техники. Поэтому федеральные казначейские предприятия вынуждены тратить деньги на все виды товаров, чтобы предложить их потребителю. Частные же предприниматели работают избирательно. Они предлагают потенциальным покупателям лишь тот товар, которым в данный момент торговать выгодно.
     Коммерсанты, много лет успешно занимающиеся торговлей, не простаки. Они ежедневно отслеживают изменения ценовой политики в системе военной торговли и, если есть необходимость, тут же изменяют ценники на прилавках. В результате товар в их магазинах будет хотя бы на рубль, хотя бы на 50 копеек, но дешевле. Это объясняется тем, что запас прочности у частных предпринимателей сегодня выше. Но только потому, что в своей деятельности они зачастую уходят за рамки правового поля.
     Министерство обороны, понимая сложность и важность решения задач торгово-бытового обслуживания жителей военных городков, особенно в отдаленных и малочисленных гарнизонах, предоставляет предприятиям военной торговли, в частности подразделениям общественного питания, определенные льготы. Более того, согласно директивным указаниям Минобороны РФ деятельность коммерческих структур на территории закрытых военных городков вообще запрещена. А что мы имеем на практике? В том же Чернореческом гарнизоне под Самарой - около 40 коммерческих структур.
     - Сегодня нет необходимости убирать их с территории закрытого военного городка как наших потенциальных конкурентов, - продолжает размышлять Анатолий Васильевич. – Мы вполне способны конкурировать с ними на равных. Они при всем желании не смогут целиком заменить нас. У нас разные задачи. У них – получение прибыли. У нас – обеспечение людей в форме и членов их семей всем необходимым. Для успешной реализации собственных планов мы стараемся поднимать культуру обслуживания. Но нельзя забывать, что жизнь в закрытых военных городках строго регламентирована, в частности есть определенный порядок торговли на их территории.
     Не все командиры на местах торопятся выполнить соответствующие приказы, директивы и распоряжения. Особенно этим грешат начальники гарнизонов в закрытых военных городках Белорецк-8, Юрья-2. Непонятно, почему в обеспечении своих людей необходимыми товарами и услугами они явно отдают предпочтение коммерческим структурам. При этом нарушается законодательство, которое призвано обеспечивать безопасность этих городков, наконец, соблюдение военной тайны.
     Нежелание содействовать решению проблем ФКП отдельные начальники гарнизонов зачастую прикрывают надуманными предлогами. За нежеланием сотрудничать с военторгом скрывается, по убеждению полковника Серова, личная заинтересованность отдельных командиров.
     Есть под Самарой поселок Мирный, в котором дислоцирована небольшая воинская часть. По статусу в ней положено иметь солдатскую чайную. Три года управление торговли не может убедить командира положительно решить эту проблему. Отговорка одна – нет помещения. А может быть, нет желания обеспечить подчиненных горячим чаем, булочками и пирожками?
     - Из-за молчаливого сопротивления командиров мы не можем открыть 14 чайных в воинских частях, где такие заведения общепита должны существовать, - признается полковник Серов. – Нам не желают предоставлять помещения, хотя мы готовы взять на себя проведение необходимого ремонта, закупить торговое и производственное оборудование. Разве можно так не уважать своих подчиненных, чтобы отказывать им в праве на стакан чая с пряником? Такая ситуация до последнего времени складывалась в Чайковском гарнизоне, но нам удалось убедить командиров, что они не правы.
     А вот в воздушно-десантной бригаде, дислоцированной в Ульяновске, и сегодня нет ни одной «точки» военторга, хотя коммерсантам здесь дан зеленый свет. Неужели частные предприниматели лучше справляются с задачами обеспечения десантников всеми необходимыми товарами и услугами?
     Парадокс: если машинам с товарами военторга порой проблематично попасть на территорию того или иного военного городка, то коммерсанты решают эту проблему с ходу. Надо ли объяснять, какими методами?
     То, что военная торговля нужна, многим командирам доказал и дефолт 1998 года. Тогда в течение нескольких дней коммерсанты не открывали свои магазины, расположенные на территории военных городков, выжидали, что дальше случится с рублем. А люди тем временем не могли купить элементарных вещей.
     Сегодня военная торговля твердо становится на ноги. Помогает бюджетное финансирование. Здесь осваивают производство собственной продукции. Очень выгодно нынче заниматься выпечкой хлеба. Только в прошлом году этот вид деятельности принес прибыль в размере 6 млн. рублей. Сейчас в Поволжье успешно работают 5 военных хлебозаводов. А ведь кое-кто еще недавно сомневался: справится ли военторг с этой задачей? Справился, и еще как! Нынче заработанные деньги, которые еще недавно уходили в частные карманы, позволяют закупать новое оборудование. В Самаре уже закупили импортное оборудование для производства пряников – самого ходового продукта для солдата. Теперь они будут в гарнизонах продаваться в 1,5 раза дешевле, чем раньше. Подумывают в ФКП и о закупке технологической линии для производства колбасы. А это дополнительная прибыль.
     России последних двух десятилетий свойствен реформаторский зуд. Уже говорилось, что буквально совсем недавно удалось стабилизировать положение дел в системе ФКП военной торговли. Во многом благодаря и тому, что на местах успешно действуют их дочерние предприятия. Но кому-то не понравилась уже сложившаяся, опробованная временем и успешно действующая система. И вот следуют указания – дочерние предприятия ликвидировать, а их функции передать головным управлениям. Во имя каких высших целей следует ломать успешно действующий механизм?
     В рамках ФКП «Управление торговли Приволжского военного округа» сегодня действуют 17 дочерних предприятий. На проведение рекомендуемых оргштатных мероприятий потребуется затратить 7,5 млн. рублей. Будут выдернуты из оборота огромные суммы, остановится плановая закупка новых товаров, снизится товарооборот. Придется заморозить выгодные перспективные экономические проекты. Но даже не в деньгах дело. Сложившаяся стабильная система военной торговли лишится четкого управления. Нагрузка на ФКП военной торговли в случае реализации этих планов вырастет в разы, а эффективность соответственно уменьшится. Все невыполненные обязательства «дочек» лягут на плечи головного предприятия, которому придется расплачиваться за чужие ошибки.
     А как из Самары будут рассчитываться с региональными налогами? «Точки» ФКП, которыми руководит полковник Анатолий Серов, расположены на территории 14 субъектов РФ, в том числе и 7 республик, у каждой из которых свое налоговое законодательство. Естественно, придется раздувать штаты головного предприятия, с нуля натаскивая специалиста на законодательство того или иного субъекта Федерации. Одну бухгалтерию придется увеличить на 15 человек. А это рост фонда заработной платы, который в конечном счете отрицательно отразится на цене товаров, предлагаемых людям в погонах.
     А судебные разбирательства, арбитражи, без которых сегодня невозможно представить жизнь в торговле? Как будут решаться, к примеру, вопросы, связанные с арендой помещений? Как будут строиться взаимоотношения с налоговыми органами Татарстана или Башкортостана? Ведь общаться с ними предстоит из Самары. По телефону? Кто берется подсчитать, насколько вырастут командировочные расходы при решении только этих навскидку приведенных проблем?
     - Я убежден, что такое реформирование если не приведет к полному краху системы военной торговли, то значительно усложнит ее работу, - подвел итог полковник Серов.
     Не хотелось бы…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex