на главную страницу

16 Апреля 2005 года

Без грифа «Секретно»

Суббота

ВВС сквозь призму времени-2

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



В начале этого года «Красная звезда» в материале «ВВС сквозь призму времени» (№ 9 от 22 января) рассказала о новой книге «Военно-воздушные силы России. Неизвестные документы (1931-1967 гг.)», выпущенной Издательским домом «Вестник воздушного флота». Та публикация вызвала большой читательский резонанс. Звонили не только специалисты, но и те, кто живо интересуется историей отечественной авиации, ее малоизвестными страницами. И вот на днях вышел в свет второй том издания, приуроченный к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, – «Военно-воздушные силы России. Неизвестные документы (1931-1942 гг.)». На его страницах опубликованы рассекреченные постановления Совета Труда и Обороны, Комитета обороны при СНК, Центрального комитета партии, приказы народного комиссара обороны, докладные записки на имя И. Сталина и многое другое, что заставляет по-новому взглянуть на события века минувшего.


     Уникальные документы из архива Президента России, с которых наконец-то смахнули въевшуюся пыль, не утратили своего значения и по сей день. Новая книга дает не только прекрасную возможность ознакомиться с факсимильными текстами, но и позволяет взглянуть на события сегодняшних дней через призму истории.
     Так, например, издание открывают «Итоги изучения Воздушного флота С. Америки и задачи строительства нашего Воздушного флота». Доклад А. Петрова, датированный 1 июня 1931 года, – это пятьдесят пять машинописных страниц с анализом развития американской авиапромышленности, гражданской авиации. Здесь также содержится ряд интересных предложений американских фирм Советскому Союзу по ряду совместных проектов. Как видим, уже тогда американский бизнес видел в отечественном авиапроме достойного партнера.
     Письмо Веселовского Сталину от 11 июня 1934 года служит своеобразным продолжением доклада Петрова, хотя и посвящено проблемам двигателестроения.
     Эти и несколько других документов представляют интерес не только для историков. Думается, немало полезного для себя могут почерпнуть и российские чиновники, которые сегодня занимаются созданием Объединенной авиастроительной компании. Многие идеи, предложения, представленные в служебной переписке, и сегодня не утратили актуальности: речь идет о методологии и подходах задействования экономических рычагов развития авиапрома, путях повышения качества продукции и многом другом. Причем красной нитью в них проходит мысль о том, что независимо от формы собственности государство должно уделять внимание развитию авиации и всячески содействовать этому процессу.
     Как пояснил генеральный директор ОАО «Издательский дом «Вестник воздушного флота» Александр Якубовский, сборником заинтересовались в президентском и правительственном аппаратах. По всей видимости, не только для того, чтобы поставить красиво оформленное издание на полку.
     Безусловно, гвоздевые, как говорим мы, журналисты, в новом сборнике материалы – о снятии с должности командующего ВВС Московского военного округа. Наверняка генерал-лейтенант Пумпур не был «наймитом империализма», но приводимые в документе примеры ставят крест на его способностях командовать авиацией округа. «Таланты» этого военачальника нанесли ощутимый вред авиации МВО. Разбазаривание материальных средств, вопиющие нарушения правил хранения боеприпасов и пр.
     За три месяца до начала Великой Отечественной войны инспекция НКО, дав крайне негативную оценку состоянию боеготовности частей и подразделений, потребовала навести элементарный порядок. В мае повторная проверка показала, что положение только ухудшилось. Так, меньше чем за месяц до нападения фашистской Германии при наличии в округе 1.197 летчиков только 103 из них летали ночью. Их налет составил 206 часов, боевое применение совершенно не отрабатывалось. В 23-й авиадивизии израсходовали весь неприкосновенный запас горючего, и самолеты несколько недель (!) стояли с пустыми баками. Причина банальна: командование округа не обеспечило получение топлива. При этом все четыре полка дивизии оказались небоеспособными. При таком положении дел командующий за пять предвоенных месяцев ни разу не посетил части дивизии. Не лучше обстояли дела и в других авиачастях.
     Мобилизационной подготовкой генерал Пумпур также не занимался. Не решались вопросы по боевому управлению частями округа. После всего этого говорить о «безвинно пострадавшем» генерале, которого сняли за откровенные просчеты в службе и предали суду, как-то неуместно.
     Имеется в книге проект постановления Совета Народных Комиссаров об обеспечении Военно-воздушных сил Красной Армии средствами самолетовождения в сложных метеорологических условиях и ночью. Именно оно стало отправной точкой в становлении нашей всепогодной боевой авиации.
     Издательский дом «Вестник воздушного флота» поднял пласт исторических документов, как всегда, качественно выполнив всю работу по выпуску книги. Александр Якубовский сообщил, что в дальнейших планах Издательского дома – подготовка очередного издания «Неизвестных страниц». Надеемся, что как для обычных читателей, так и для специалистов из архивов будут извлечены не менее интересные документы, заставляющие по-новому взглянуть на путь, пройденный нашей авиацией в прошлом столетии.
     Заказать книгу можно по телефону: (095) 158-35-51 или по e-mail: aviavvf@hotbox.ru.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex