на главную страницу

20 Апреля 2005 года

Планета людей

Среда

Народ имеет право сам выбирать свою судьбу

На вопросы «Красной звезды» отвечает президент
Приднестровской Молдавской Республики Игорь СМИРНОВ:

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     - Игорь Николаевич, как бы вы охарактеризовали военно-политическую обстановку в регионе? Существует ли вообще опасность повторения событий образца 1992 года?

     - Сразу подчеркну, что Россия как страна – гарант процесса мирного урегулирования делала на протяжении всех этих 13 лет все, чтобы здесь не лилась кровь. За это время было подписано 67 документов, регулирующих отношения сторон по оба берега Днестра. В том числе касающихся военных гарантий неприменения силы, в том числе исключающих возможности экономической блокады. И, конечно, все ожидали, что осенью 2003 года итогом всей этой большой работы станет подписание меморандума, который больше известен как «план Козака». Но молдавская сторона, которая, кстати, и была инициатором подготовки этого документа, как известно, в последний момент отказалась от него. План, по моему глубокому убеждению, был хорош и обеспечивал гарантии всем гражданам и России, и Украины, и Молдавии, которые проживают не территории Приднестровья, так как исключал возможность силового решения конфликта.
     Продолжая российскую тему, не могу не сказать о ее ведущей роли в миротворческой операции, причем уникальной (!) операции по поддержанию мира. Вы посмотрите, какие сложности испытывают организации и страны в тех или иных регионах, где действуют «голубые каски»! Никто не может похвастать столь очевидными результатами миротворческой миссии. Во-первых, сам формат миротворчества в зоне безопасности: службу на постах несут военнослужащие сразу трех сторон – Молдавии, России и Приднестровья. Во-вторых, и это стоит отметить особо – за все 13 лет не погиб ни один миротворец. Это говорит об отношении народов Молдавии и Приднестровья прежде всего к российскому миротворческому контингенту, к той высокой миссии, которую он здесь осуществляет.
     Что же касается ситуации в регионе, то она сегодня напряженная. И это вряд ли связано с прошедшими в Молдавии выборами, даже с учетом событий, их сопровождавших. Для нашего народа, Верховного совета ПМР и для меня как президента, все более очевидно, что наши соседи не оставляют попыток разрешить конфликт силовыми методами.

     - Какие факты говорят об этом?

     - Прежде всего, введя экономическую блокаду, Кишинев отверг право Приднестровья на экономическую самостоятельность. Реальные потери от таких действий в период с августа прошлого года по настоящее время оцениваются нами в более чем 65 миллионов долларов. И это при бюджете немногим превышающим 100 миллионов…
     Экономическое удушение преследует вполне понятные цели. Руководство Молдавии интересует прежде всего собственность на территории ПМР. Но мешает Россия, у которой здесь есть собственные экономические интересы. Значит, блокадные меры могут выдавить отсюда российский бизнес.
     Параллельно с этим Молдавия начала жестко прессинговать на политическом поле. Зазвучали голоса по поводу того, что миротворческая операция зашла в тупик, что Россия не справляется со своими обязательствами государства – конспонсора процесса урегулирования. Российские военные вдруг стали оккупантами, а обладатели дипломатических паспортов с двуглавым орлом на обложке оказались «невъездными» даже в случаях, когда должны были участвовать в работе действующего в зоне конфликта политического органа – Объединенной контрольной комиссии (ОКК).
     О российском военном присутствии надо сказать особо. Требуя незамедлительного вывода частей и подразделений Оперативной группировки российских войск (ОГРВ) в Приднестровье, политики в Молдавии забывают о том, что вопрос ухода отсюда военнослужащих Российской Федерации, согласно ранее подписанным соглашениям, напрямую увязан с процессом политического урегулирования. Эти шаги должны быть синхронизированы и взаимосогласованы. Но в Кишиневе делают вид, что забыли об этом.

     - Из ваших слов можно сделать вывод, что проблемы Приднестровья так или иначе связаны со столкновением геополитических интересов куда более сильных игроков…

     - Не открою секрета, если скажу, что нынешнее усиление напряженности связано с тем, что официальный Кишинев изменил вектор своей внешней политики. Надеясь войти в евросообщество, Молдавия хочет понравиться Западу. А как доказать свою преданность и лояльность? Лучший способ – обрушиться с хулой на Россию, что, признаемся, благосклонно воспринимается многими силами не только в Европе.
     Но кто бы ни пытался разыграть приднестровскую карту, эти господа должны помнить: мы готовы к любому сценарию развития событий и не позволим игнорировать законные интересы народа ПМР, который один раз уже доказал, что имеет право сам выбирать свою судьбу. Это, кстати, законное право каждого народа.

     - Вы говорите о готовности к любому варианту развития событий. Как в связи с этим вы оцениваете потенциал вооруженных сил ПМР?

     - Как достаточный. Наша армия компактна, мобильна и способна решать любые задачи по защите суверенитета Приднестровья, мирной жизни его граждан.

     - А каково ваше отношение к идее замены миротворческого контингента в Приднестровье «голубыми касками» других государств?

     - Напомню, что российский миротворческий батальон организационно не входит в состав ОГРВ. Но население относится ко всем российским военнослужащим как к миротворцам. И если говорить в целом, то за последнее десятилетие Россия более чем в 10 раз сократила свой воинский контингент в Приднестровье. Выполнены требования Договора о вооруженных силах в Европе в части ликвидации тяжелой военной техники, дислоцированной на территории ПМР. Но приднестровцы не приветствуют сворачивание российского военного присутствия, потому что на сегодняшний день это один из главных факторов стабильности.
     Да, команда Владимира Воронина готова к слому пятистороннего переговорного формата и миротворческой операции в надежде на помощь и поддержку США, Евросоюза, Румынии. Но нельзя забывать, что любые изменения возможны только при согласии и наличии доброй воли обеих сторон конфликта.
     Лично я выступаю за сохранение действующего формата. При этом считаю целесообразным увеличить численность миротворческого контингента в рамках возможностей, которые зафиксированы в ранее принятых документах. Во всяком случае, Россия может на законных основаниях довести численность своих «голубых касок» до разрешенных 500 человек против сегодняшних 350. Но это компетенция властных органов Российской Федерации, Президента Владимира Владимировича Путина как Верховного Главнокомандующего. Мы можем лишь выражать свое мнение, предлагать взаимоприемлемые варианты.
     В целом же я убежден в настоятельной необходимости создания всеобъемлющей системы гарантий, включающей военные, политические, экономические, социальные и другие гарантии. На наш взгляд, действующие сегодня миротворческие силы Российской Федерации можно рассматривать в качестве прообраза и одного из составляющих элементов комплексной гарантийной системы, которую предстоит создать в будущем.

     - 22 апреля на саммите глав государств, входящих в организацию ГУУАМ, президент Украины Виктор Ющенко намерен представить какой-то новый план урегулирования. Знакомы ли вы с этими предложениями?

     - Нет, не знаком. И вообще не понимаю, какое отношение имеет ГУУАМ к молдавско-приднестровским отношениям. Другой вопрос, что в саммите примут участие президенты Украины и Молдавии, которые вправе обсуждать любые наши проблемы как главы государств – участников переговорного процесса.
     Если ими будет предложено что-то существенное, мы готовы это рассматривать и обсуждать. Но я не думаю, что на встрече в Кишиневе будут вестись какие-то тайные переговоры за нашей спиной. Как не верю в то, что Украина может поддержать молдавское руководство в плане закрытия границ и введения экономической блокады. Наш оборот с Киевом составляет 380 миллионов рублей. Плюс судьбы десятков тысяч украинских граждан, проживающих на территории ПМР. Думаю, это достаточные причины для того, чтобы Украина проявляла осторожность и такт в решении таких важных вопросов.

     - Игорь Николаевич, Приднестровье называют «черной дырой», приютом контрабандистов и т.д. Ваше мнение на этот счет?

     - Мало кто знает, что уже несколько лет в Евросоюзе и ОБСЕ лежат наши предложения по комплексному международному мониторингу всего периметра молдавской границы, включая ПМР. Мы предлагали нашим западным партнерам показать все предприятия, на которых якобы создаются системы вооружений, которые позже идут на оснащение международных террористических организаций или продаются странам, в отношении которых действует режим санкций. Пожалуйста – мы готовы к открытому экспертному контролю.
     Вообще, чтобы представить Приднестровье в образе страны, торгующей оружием и военной техникой, необходимо богатое воображение. Но если у кого-то еще есть сомнения – милости просим: убедитесь, что подобные утверждения не имеют под собой никаких оснований.
     Теперь что касается «черной дыры». В Молдавии давно ведется целенаправленная пропаганда, направленная на создание образа «мафиозного Приднестровья». Приводятся даже цифры – по мнению неизвестных никому «аналитиков», Приднестровье получает от контрабанды (шутка ли!) два миллиарда долларов в год. Но хочу напомнить: регион граничит только с Молдавией и Украиной, и упреки в преступном трафике следовало бы переадресовать молдавским и украинским таможенным службам. Хорошо бы также попытаться выйти на источники этой «контрабанды» и определить, как она попадает в Приднестровье. Уж не с неба ли падает?..
- Игорь Николаевич, есть ли все же надежда на полномасштабное урегулирование и каким вы видите будущее ПМР?

     - Мы всегда придерживались позиции, основанной на четком понимании того, что окончательное и всеобъемлющее урегулирование отношений между Приднестровьем и Молдавией возможно только путем мирного политического диалога, на справедливой и равноправной основе.
     Приднестровье последовательно проводило и проводит политику, направленную на построение какой-то новой модели государства с Молдавией, базируясь на общеевропейских принципах равенства в экономическом и политическом отношении. Возможно, это должна быть именно конфедерация. Но речь о вхождении ПМР в состав Молдавии не идет. Это тупик. Взаимодействие должно строиться на принципах доверия и компромисса. Для этого необходима не декларативная, а реальная готовность официального Кишинева к конструктивным решениям, подкрепленная конкретными делами, чего со стороны наших политических оппонентов не наблюдается. Более того, молдавское руководство все более явно подтверждает свою недоговороспособность.
     Исходя из сказанного, могу сделать неутешительный вывод: перспективы скорого полномасштабного урегулирования призрачны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex