на главную страницу

21 Апреля 2005 года

Армия и общество

Четверг

Шесть часов борьбы со смертью

Олег ВЕРШИНИН. Фото Павла ГЕРАСИМОВА.




     Тактико-специальное занятие по ликвидации последствий утечки химического вещества проходило на специально оборудованном полигоне. По легенде на одной из железнодорожных станций Хабаровского края осуществлен «террористический акт». «Взорвана» цистерна с сильнодействующим веществом - «аммиаком». Предстояло локализовать очаг «техногенной катастрофы», устранить утечку «ядовитой жидкости» и произвести дегазацию на местности. Согласно нормативам только первые два этапа действий специалистов занимают не менее шести часов. В зависимости от объема работ ликвидация таких аварий по времени составляет до нескольких суток.
     В отдельной бригаде РХБ защиты, которой командует подполковник Владимир Ковалевский, на контрактный принцип комплектования переходят два батальона. Поэтому в «бой» с испарениями аммиака предстояло вступить не только военнослужащим по призыву, но и будущим профессионалам.
     Занятие намеренно проводилось в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. В 2003 году подобная авария произошла на железнодорожной станции Хабаровск-2. Тогда одно из подразделений бригады получило приказ на реальную ликвидацию утечки ядовитых веществ. С поставленной задачей военнослужащие справились, перекрыв все установленные нормативы без потерь в личном составе.
     Бригада РХБЗ была создана на Дальнем Востоке после взрыва на четвертом реакторе Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Дислоцируется она в Хабаровском крае примерно в восьмистах километрах от Билибинской АЭС (в Якутии), отличается высокой мобильностью, хорошим оснащением и профессиональными кадрами. По сути дела, эта воинская часть – настоящий спецназ войск РХБЗ. Как и всякая элита, бригада готова получить распоряжение на выполнение самых опасных задач.
     Предназначена она для ликвидации последствий не только техногенных аварий, но и природных катаклизмов в любой точке России. В 1995 году произошло, например, памятное многим россиянам землетрясение в Нефтегорске. Для спасения людей и оказания помощи пострадавшим бригада отправила на Сахалин отряд численностью в полторы сотни военнослужащих. Более двадцати из них за самоотверженный труд по ликвидации последствий стихийного бедствия наградили правительственными наградами.
     Летом 1998 года горели тысячи квадратных километров леса. Многие таежные поселки оказались на грани уничтожения. Даже в городах люди задыхались от дыма и носили респираторные маски. Военнослужащие бригады работали рука об руку с представителями МЧС.
     Но вернемся к тактико-специальному занятию. Разумеется, при ликвидации таких бедствий риск очень велик, поэтому на предстоящую тренировку военнослужащие настроились серьезно. Вскоре подразделения вышли в заданный район сосредоточения. Существовало несколько вариантов дальнейших действий. Военнослужащие не стали разбивать полевой лагерь, к выполнению задачи приступили по-боевому – с ходу. Приказы руководителя занятий – начальника штаба соединения подполковника Сергея Тверитинова выполнялись быстро и четко. С использованием боевой машины РХМ-2С специалисты провели радиационную и химическую разведку местности вокруг железнодорожной цистерны. Обозначение границ разлива «отравляющего вещества» осуществлялось на полигоне путем отстрела флажков ядовито-желтого цвета с помощью устройства установки знаков ограждения.
     Рота специальных работ поставила отсечную завесу. Вода в данном случае не только сбивала «ядовитое облако» и препятствовала «химическим испарениям», но и служила дополнительным дегазирующим веществом. К месту «катастрофы» подогнали две автоцистерны на базе ЗИЛа и «Урала». Зашумели пенные генераторы. «Аммиак» плотной пеленой накрывали белые хлопья. Вскоре зеркало разлива удалось закрыть. Настало время для дегазации, но выполнения полного комплекса предписанных работ не потребовалось – слишком много черновой работы. В условиях же реальной аварии с помощью специализированной техники, а кое-где и вручную, военнослужащим придется перемешивать продукты дегазации и дезактивации и вывозить в специально отведенные для захоронения места.
     В целом результатами проведенного занятия начальник войск РХБ защиты ДВО генерал-майор Игорь Федотов остался доволен. Конечно, хорошая оценка сама по себе не является гарантией удачной ликвидации реальной аварии, но, с другой стороны, военнослужащие только учатся тонкостям своей опасной специальности. Как выяснилось, многие офицеры в бригаде прошли Афганистан, участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Подобные тренировки на местности бывалые ликвидаторы проводят на основе своего бесценного опыта. Вскоре два батальона бригады РХБ защиты будут полностью укомплектованы профессионалами, а значит, точность и слаженность действий личного состава возрастут многократно. Офицеры не сомневаются: в случае реальной катастрофы невидимая опасность будет ликвидирована быстро и качественно.

     На снимке: идет тренировка по ликвидации последствий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex