на главную страницу

22 Апреля 2005 года

Тема номера

Пятница

Генерал-полковник Александр БЕЛОУСОВ, первый заместитель министра обороны РФ: ВЫСОКОЙ МЕРОЙ БОЯ.



     ВО ВСЕ времена основные усилия военной науки направлялись на развитие военной теории и практики, совершенствование вооружения и военной техники, получение и эффективное использование новых знаний в интересах укрепления обороноспособности страны. При этом очевидно, что какими бы совершенными ни были новые виды вооружений, боевая задача любого уровня может быть решена только умелыми и слаженными действиями подготовленных солдат и офицеров, экипажей, подразделений и частей. Военная история неоднократно и непреложно это доказывала.
     В процессе исследования повседневных проблем обучения личного состава военная наука решает еще одну не менее важную задачу. На основе осмысления опыта войн и вооруженных конфликтов прошлого она вырабатывает практические рекомендации по непрерывному и поступательному совершенствованию подготовки Вооруженных Сил к решению задач обеспечения национальной безопасности государства.
     Весьма актуальной, на мой взгляд, остается проблема использования в современных условиях богатейшего опыта организации боевой подготовки в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Тем более что в последнее время мы нередко сталкивались с неподготовленностью наших войск к решению реальных боевых задач.
     Наиболее зримо проявилось это в ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике. Мы столкнулись с недостаточной подготовленностью подразделений и частей к действиям в населенных пунктах, в горно-лесистой местности и вновь заговорили о крупных пробелах в боевой подготовке, несмотря на то что богатый опыт подобных действий Советская Армия приобрела как в годы Великой Отечественной войны, так и в Афганистане. Он, к сожалению, был утерян.
     Особенности нынешней военно-политической обстановки, возрастание активности международного терроризма, современное состояние Вооруженных Сил вновь и вновь заставляют нас обращаться к историческому опыту. Оценивая масштабы и динамику развития системы боевой подготовки в годы Великой Отечественной войны, весьма полезно вспомнить о ее состоянии накануне этого сурового испытания.
     Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский весьма настойчиво подчеркивал: «Тактика изучает природу боя и участия в нем родов войск в целом... Но тактика не дает ответа на вопросы: как, каким образом надо обучать ту или другую часть тактическому искусству, как достигнуть при этом экономии во времени и наибольшей интенсивности усвоения, как развить в той или другой части способность к гибкому и решительному маневрированию...»
     В 1930-е годы в Вооруженных Силах сложилась в основном отвечавшая требованиям времени система оперативной, мобилизационной, боевой подготовки. В войсках систематически проводились учения и маневры, в ходе которых отрабатывались различные виды боевых действий, проверялись положения боевых уставов, испытывалась новая техника.
     Однако в конце 1930-х в связи с массовыми репрессиями против командного состава армии и флота созданная значительными усилиями система боевой учебы начала постепенно разваливаться. Были утрачены методический опыт и преемственность в обучении, что не замедлило отразиться на качестве боевой выучки войск, а затем на ходе боевых действий.
     Уже в ходе войны с Финляндией стало ясно, что необходим глубокий пересмотр программ обучения войск, которые вытекали из требований, предъявляемых временным Полевым уставом РККА
     (ПУ-36). Вышедший в 1941 году проект Полевого устава (ПУ-41) тоже пришлось менять уже в ходе боев, оплачивая уроки кровью.
     В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «Крупным пробелом в советской военной науке было то, что мы не сделали практических выводов из опыта сражений начального периода мировой войны на Западе».
     ВПЕРВЫЕ месяцы Великой Отечественной войны, когда пополнение действующих войск осуществлялось в основном путем развертывания и создания новых соединений, потребовалась напряженная работа по подготовке резервов. Только за первые 5 месяцев на действующие фронты было направлено более 290 дивизий. Кроме того, в составе маршевых подразделений ежемесячно – до 350 тыс. человек. Недостаточная подготовленность вводимых в бой резервов приводила к тяжелейшим потерям.
     Основные недочеты боевой подготовки были по-настоящему осознаны и учтены в процессе оборонительных операций первого периода войны, что способствовало их постепенному устранению. Однако за исправление ошибок Красная Армия заплатила миллионами жизней.
     Сложившаяся к осени 1941 года обстановка требовала жесткой экономии времени, отведенного на боевую подготовку. Возникла трудноразрешимая проблема: с одной стороны, действующая армия нуждалась в ускоренной подготовке резервных контингентов, с другой – в подготовку войск необходимо было внедрять требования появившегося боевого опыта, на что тоже уходило время.
     Изучение опыта действий противника, своих частей нашло отражение в разработанных и доведенных до войск боевых уставах, наставлениях, а также в приказах, регламентирующих боевую подготовку. Наглядный пример: только по применению артиллерии и обучению артиллеристов за годы войны было издано 24 приказа. Что нельзя сравнивать с нынешней ситуацией, когда войска продолжают готовиться по программам, разработанным в начале 1990-х годов.
     Во время Великой Отечественной войны в войсках фронтов практиковались увеличение продолжительности учебного дня, повышение интенсивности обучения, совмещение одиночного обучения со слаживанием подразделений. Основным методом обучения личного состава утвердился четкий и наглядный показ, сопровождаемый кратким пояснением способов применения оружия и боевой техники непосредственно на поле боя. Широкое распространение получило индивидуальное боевое наставничество.
     Как отмечал Маршал Советского Союза К.А. Мерецков, «...горький опыт ноября 1941 г. многому нас научил. Уже тогда мы взяли себе за правило: как бы ни велика была нужда в войсках, поступающее пополнение и вновь прибывающие части перед боями пропускать через учебные центры или непосредственно в соединениях знакомить с особенностями ведения боевых действий». Такого характера высказывания нетрудно найти и у других военачальников периода Великой Отечественной войны.
     РЕШЕНИЕМ Государственного Комитета Обороны в то время были созданы запасные и учебные соединения и части, танковые лагеря, артиллерийские центры с обучением по ускоренной программе боевой подготовки. Формировались маршевые роты, которые перед отправкой в действующую армию непременно проверялись специальными комиссиями.
     В январе 1942 года был установлен трехмесячный срок обучения в запасных частях, учебных центрах, а в феврале утверждена новая программа боевой подготовки стрелкового полка. Прибывшее пополнение направлялось во фронтовые и армейские запасные полки для доподготовки в соответствии с особенностями данного фронта.
     С переходом стратегической инициативы к нашим войскам после Сталинградской битвы обучение войск приобрело еще более конкретный и целеустремленный характер. Тщательная и всесторонняя подготовка войск к предстоящим боевым действиям оказала существенное влияние на ход вооруженной борьбы летом 1943 года.
     Высшей формой подготовки войск были тактические учения.
     Накануне Белорусской операции, к примеру, в 334-й стрелковой дивизии 43-й армии в период с 10 по 14 июня 1944 года было проведено 35 батальонных тактических учений, в том числе с форсированием водных преград – 8, с боевой стрельбой – 9.
     Сколь большое значение при проведении тактических учений с боевой стрельбой уделялось вопросам огневого поражения, можно судить по тому, что 5-я гвардейская армия в процессе подготовки к Сандомирско-Силезской операции почти половину армейского боекомплекта израсходовала на учения с боевой стрельбой. И это вполне оправдало себя в боях.
     Значительное внимание в ходе войны уделялось подготовке командиров и штабов. Широко практиковались разборы прошедших боев и операций. Если позволяла обстановка, то проводились военные игры, штабные тренировки и учения. Так, в мае 1943 года в 1-й танковой армии под руководством командующего армией генерал-лейтенанта танковых войск М.Е. Катукова была проведена двухдневная командно-штабная военная игра на тему «Контрудар танковой бригады во взаимодействии с другими родами войск», а в июне уже под руководством командующего фронтом генерала армии Н.Ф. Ватутина – «Ввод танкового соединения в прорыв».
     Одним из путей повышения качества боевой подготовки войск становилось совершенствование учебной материально-технической базы, которая включала дивизионные и полковые учебные тактические поля, стрельбища, батальонные штурмовые городки. Они оборудовались на удалении 5 – 8 км от переднего края силами подразделений с использованием трофейной техники, местных подручных материалов. В боевую подготовку внедрялись технические средства обучения, подвижные классы инженерной подготовки, простейшие тренажеры – для обучения экипажей танков и САУ, специализированные городки и классы.
     Опыт боевой подготовки войск действующей армии и ускоренной подготовки мобилизованных контингентов в запасных и резервных соединениях, учебных центрах себя полностью оправдал и до сих пор не утратил ценности и поучительности.
     Великая Отечественная война с особой силой показала, как много значит уровень боевой выучки войск, какой удельный вес он занимает в общей системе условий, определяющих боеспособность Вооруженных Сил, в какой степени определяет ту цену, которой добывается победа.
     ВПОСЛЕВОЕННОЕ время появление ядерного оружия, новых систем вооружения и перемены в организационно-штатной структуре Вооруженных Сил дали мощный импульс развитию военной мысли, поставили новые задачи по совершенствованию боевой подготовки. Развитие принципов, выработанных в боях Великой Отечественной войны, позволило обеспечить непрерывную и качественную подготовку Вооруженных Сил к угрожавшей миру широкомасштабной ядерной войне.
     

     В 1990-х годах боевая подготовка была практически свернута. Нестабильная обстановка в государстве коренным образом влияла на боевую готовность армии. К 1994 году Вооруженные Силы оказались не готовыми к действиям в условиях вооруженного конфликта на территории своей страны.
     

     Подготовка войск осуществлялась в условиях, максимально приближенных к боевым, при проведении экспериментальных учений с применением оружия массового поражения. Учения проводились с реальными пусками ракет, значительными по количеству силами армии, авиации и флота при полномасштабном использовании всех систем управления. Только с 1971 по 1980 год было проведено девять оперативно-стратегических учений на западе, семь – на востоке, два – на юге, четыре – в Войсках ПВО, три – в ВВС и два стратегических учения – в ВМФ. Сложившаяся система подготовки войск обеспечивала готовность Вооруженных Сил к решению самых сложных задач.
     «Холодная война» вела к эскалации вооруженных конфликтов. Только с 1950 по 1990 год в мире произошло 25 межгосударственных войн, 377 вооруженных конфликтов. Участие наших военнослужащих в военных действиях в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Афганистане потребовало изменений в системе подготовки войск. Так, на основе практики вьетнамской войны были пересмотрены принципы ведения противовоздушной обороны, осознана истинная роль радиоэлектронной борьбы, что сразу же нашло отражение в организации и ходе боевой подготовки.
     Заслуживает внимания богатый опыт боевой подготовки, накопленный более чем за 10 лет участия контингента наших войск в афганских событиях. Специальную подготовку перед отправкой в Республику Афганистан проходили не только рядовой и сержантский состав в учебных дивизиях, но и офицерский состав ротного звена в специально созданном отдельном батальоне резерва офицерского состава Туркестанского военного округа. Офицеры постоянного состава батальона комплектовались из числа прошедших службу в Афганистане. Переменный состав готовился в горных учебных центрах под руководством инструкторов горной подготовки, изучались особенности действий в горной местности, применения вооружения и эксплуатации военной техники, тактика действий вооруженных формирований и особенно минной войны мятежников. В основу закладывали опыт Великой Отечественной войны, адаптированный к новым условиям.
     Опыт применения наших войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах ХХ века в целом доказал эффективность системы боевой подготовки, созданной в Советской Армии. Однако при строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации выявилось, что эта система неспособна гибко реагировать на все происходящие процессы.
     В 1990-х годах боевая подготовка была практически свернута. Нестабильная обстановка в государстве коренным образом влияла на боевую готовность армии. К 1994 году Вооруженные Силы оказались не готовыми к действиям в условиях вооруженного конфликта на территории своей страны.
     Политическое решение на ввод Вооруженных Сил в самопровозглашенную республику Ичкерия не было подкреплено ни адекватными ресурсами, ни соответствующими мероприятиями по подготовке личного состава и командиров, подразделений и частей. Для сравнения: от момента принятия политического решения НАТО на проведение операции в Югославии – 11 июня 1998 года – до начала действий войск – 23 марта 1999 года – в течение 9 месяцев проводилась целенаправленная подготовка, адаптированная к региональным условиям и конкретным задачам. Мы же, как и в 1941 году, приобретали опыт борьбы с незаконными вооруженными формированиями ценой крови военнослужащих.
     Накопленный боевой опыт заставил пересмотреть систему подготовки войск. Однако несвоевременность и пассивность в изучении новых форм боевых действий и внедрении их в практику подразделений и частей, принимавших участие в 1999 году в контртеррористической операции, привели к неоправданным потерям. На этом фоне заслуживает внимания опыт подготовки ряда частей и подразделений МВО, СибВО, ВДВ, морской пехоты Северного флота. Целенаправленная подготовка батальонных тактических групп в пунктах постоянной дислокации и практические занятия в районах предстоящих действий обеспечили подразделениям и частям успешное решение возложенных на них задач. Основной критерий оценки их подготовки – минимальные потери.
     ХАРАКТЕР войн и вооруженных конфликтов непрерывно меняется. «Каждая война – частный случай, требующий установления особой логики, особой линии стратегического мышления», – справедливо отмечал наш соотечественник, известный военный ученый А. Свечин.
     Многообразие условий применения войск (сил) в вооруженных конфликтах и войнах будущего обязывает готовить Вооруженные Силы к решению разноплановых задач. К сожалению, опыт применения войск в вооруженных конфликтах последних десятилетий еще раз убедил, что мы не извлекаем должных уроков, а причиной неудач, больших потерь в личном составе и технике, как правило, становится отсутствие плановой боевой учебы. Начинаем всерьез готовить войска зачастую уже в ходе боевых действий на основе вновь приобретенного опыта. И за это приходится расплачиваться.
     Появление новых средств вооруженной борьбы активизирует развитие ее форм и содержания, делает, безусловно, необходимым внедрение в процесс боевой подготовки современных средств обучения на основе информационных технологий. Технические средства обучения способны повысить эффективность и сократить время подготовки на 20-30 процентов. В наше время возникают предпосылки к появлению новых, ранее не применявшихся технических средств обучения и организационных форм боевой подготовки.
     Реализация программы «Направления системного развития технических средств обучения», мы надеемся, обеспечит развертывание к 2010 году в Вооруженных Силах Российской Федерации тренажерной и учебной компьютерной информационной базы, которая будет соответствовать требованиям времени.
     Подводя итог, можно подчеркнуть, что в современных условиях для максимального приближения боевой подготовки к реальным условиям вооруженных конфликтов и высокотехнологичных войн необходимо:
     – уточнить нормативную базу боевой подготовки и прежде всего «Концепцию боевой подготовки». Завершить разработку и внедрение в практику подготовки войск «Наставления по боевой подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации»;
     – программы боевой подготовки привести в соответствие с современными и перспективными требованиями. Обеспечить унификацию методов подготовки и ведения боевых действий союзных (дружественных) государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности;
     – подготовить методическую и учебно-материальную базу для перевооружения войск и освоения новых образцов вооружения и военной техники;
     – перейти к плановой совместной подготовке, в том числе с войсками, воинскими формированиями и органами других ведомств Российской Федерации;
     – направить научные исследования в области боевой подготовки на совершенствование организации учебного процесса, методик обучения и разработку компьютеризированных средств обучения;
     – коренным образом изменить систему подготовки младших командиров. Сержанта-контрактника мы обязаны вывести на уровень требований, предъявляемых к профессиональному специалисту, командиру, воспитателю.
     АРМИЯ, которая не идет в ногу с развитием военной теории, пребывает в плену отживших стереотипов, не умеет правильно прогнозировать новые явления и делать из них практические выводы, обречена на поражение. Только в процессе напряженной боевой подготовки достигается надлежащий уровень индивидуальной выучки военнослужащих, оттачивается командирское мастерство, отрабатываются навыки управления подчиненными войсками, совершенствуется взаимодействие при подготовке и в ходе боя. Именно это нам предстоит сделать основой всей нашей деятельности, и другой альтернативы здесь нет и быть не может.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex