на главную страницу

23 Апреля 2005 года

Позиция

Суббота

Общество ждет перемен

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



«Что ждет общество от президента Путина!» Восклицательный знак в окончании этого почти вопросительного названия «круглого стола», который состоялся в Москве, в Фонде развития регионов, вряд ли можно считать ошибкой. Сергей Кара-Мурза, Сергей Валентей, Александр Аринин, Всеволод Овчинников и другие известные ученые, политологи, журналисты собрались, чтобы проанализировать ситуацию в российском обществе и обсудить алгоритм действий власти накануне очередного Послания президента Федеральному Собранию. Главной особенностью момента они посчитали формирование в обществе запроса на перемены, которые невозможны без развития диалога власти и общества. Прокомментировать результаты работы «Красная звезда» попросила президента Фонда развития регионов Владимира ПЕТРИЩЕВА.

Визитная карточка
     Петрищев Владимир Иванович. Родился в 1941 г. в городе Гурьевске Кемеровской области. В 1963 году окончил с золотой медалью Омское высшее общевойсковое командное училище. В 1965 году поступил в школу КГБ при Совете министров СССР. После ее окончания служил оперуполномоченным воинской части, начальником особого отдела дивизии. Занимал руководящие должности в управлениях особых отделов по Дальневосточному военному округу, войскам Южного направления, в инспекторском управлении КГБ. С декабря 1995 г. – начальник управления военной контрразведки по Внутренним войскам МВД РФ. С 1997 по 2000 год – начальник Управления военной контрразведки ФСБ. Генерал-лейтенант запаса.


     - Владимир Иванович, общество ждет перемен. Революционных?

     - Это зависит от власти. Перемены сверху пройдут спокойно. Какие в России бывают перемены снизу – общеизвестно. Но давайте начнем с анализа ситуации. Как на флоте говорят, первая команда в любой нештатной ситуации – «Осмотреться в отсеках»…
     Обстановка в стране действительно не простая. У нас в актив фонда входят более 120 известных ученых, политологов. В ходе общения с ними, с представителями власти, с научным сообществом, с различными слоями общественности мы это чувствуем очень остро. Довольно ярким свидетельством этому стало и недавнее интервью главы президентской Администрации Дмитрия Медведева журналу «Эксперт», в котором прямо говорится, что если российская элита не консолидируется, не объединится, а будет по-прежнему грызть саму себя, то это приведет к распаду страны. Главная задача момента – сохранить Россию как суверенное государство в существующих границах.
     Безусловно, в очередном президентском послании эта задача каким-то образом должна найти отражение. Более того, по мнению наших экспертов, сегодня ситуация такова, что обращение президента должно быть не только к Федеральному Собранию, как это записано в Конституции, но и к народу. К нации!

     - А какова результативность предыдущих посланий главы государства законодателям?

     - Именно с этого мы и начали подготовку «круглого стола». Дали сравнительный анализ всех предыдущих посланий Президента РФ. Разложили по годам, по тематике, по итогам.
     Выводы такие. Первое. Практически через все послания красной нитью проходит мысль о необходимости достижения Россией главной цели – создания и защиты рыночной демократии западного образца. Способы ее достижения: государственно-политический – построение правового демократического государства; экономико-технологический – создание свободной рыночной экономики; военно-силовой – обеспечение обороны и безопасности. Неизменность этого выбора подчеркивается каждый год. Постоянно говорится о преемственности этого курса как основы политической стабильности государства. И отклонения от него рассматриваются как угрозы.
     Второй вывод. Несмотря на то, что эта цель преподносится как выстраданная самим народом, в стране начинают вызревать другие общественные цели, представления о будущем и путях их достижения. Налицо раскол и в обществе, и в элите - об этом говорил и председатель Совета Федерации ФС РФ Миронов, и тот же Медведев. То есть все три составляющие: власть, бизнес, общество - на сегодняшний день не консолидированы. Основополагающая цель, которую ставил президент, не достигнута. Нет консолидации. Есть разные подходы. Этого уже не замечать нельзя.
     Следующее: какая главная цель любых реформ – укрепление государства и достойная жизнь людей. Совершенствование человека, человеческий фактор - это главный фактор укрепления в конечном счете любого государства и общества. Но у нас проблемы и в плане отношения к обычному гражданину, и в плане безопасности государства не решены. И особенно серьезные проблемы - в укреплении государства, о чем говорят уже сами чиновники. Этого также не замечать нельзя. Особенно с учетом того, что делается вокруг России. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что наши «друзья» из США усиливают курс на ослабление России, что равносильно ее дезинтеграции.
     Далее. Из послания в послание повторяются одни и те же проблемы: борьба с коррупцией, консолидация власти, взаимодействие власти с обществом, демография, улучшение качества жизни народа, административная реформа, антитеррор и т.д. Но в конечном итоге кардинального разрешения за минувшие пять лет ни одна из этих проблем не нашла. Многие из них даже обострились и углубились. Опять вопрос: почему? Неверная политика или плохие исполнители?
     В итоге что получается? Власть, особенно исполнительная, находится в отрыве от реального общественного пульса и пребывает в иллюзии и самообмане. Элементы благостных настроений во власти явно не отвечают настроениям в обществе. Далеко за примерами ходить не надо. Пресловутый 122-й закон о монетизации, реформа ЖКХ, реформы образования, здравоохранения, науки. Власти по-прежнему пытаются действовать самодостаточно, без широкого общественного обсуждения и, главное, без восприятия тех сигналов, которые идут от общества. Все, что противоречит чиновничьим концепциям, отметается. Вот почему в этой ситуации жизненно важно развитие продуктивного диалога власти и общества.

     - На «круглом столе» прозвучали довольно шокирующие цифры. По неофициальным данным, в стране исполняется всего 5 процентов указаний главы государства…

     - …да, а, по американским оценкам, якобы еще меньше - всего 2 процента.

     - С этой точки зрения возможно ли сделать так, чтобы послание действительно выполнялось? Чтобы заложенный в нем стратегический курс…

     - Это возможно при наличии ряда условий. Первое: (повторюсь) в послании должен быть дан четкий анализ ситуации в стране. Второе: должны быть абсолютно конкретно сформулированы наиболее острые проблемы, которые стоят перед страной. Третье: должны быть четко прописаны пути и механизмы реализации поставленных задач. Ведь обратите внимание, общественно значимые задачи ставятся во всех посланиях, но в России нет Госплана, который в Советском Союзе переводил лозунги в цифры…

     - Но у нас есть Минэкономразвития, которое в принципе должно делать то же самое.

     - Минэкономразвития видит ситуацию так: рынок все отрегулирует, государству нечего вмешиваться в проблемы экономического характера. В то время как обществом, страной, и многими экономистами, в том числе и либеральными, сугубо рыночный подход к решению многих проблем отвергается. Последний пример – книга Ю.М. Лужкова «Развитие капитализма в России…».

     - А все-таки в чем проблема? В постановке задач, в их исполнении или в исполнителях?

     - И в том, и в другом, и в третьем. Проблема в адекватной постановке тех реальных задач, которые стоят перед нашим государством и обществом. Но это в меньшей степени. В большей степени - в их реализации. Ведь смотрите, в позапрошлом году была поставлена задача удвоения ВВП. Что за ней должно было последовать? Конкретные меры и действия. Образно говоря, страна должна была прийти в движение. Что-то должны были сделать губернаторы в регионах, что-то министерства, что-то бизнес. Усилия и интерес последнего возможно было активизировать через так называемое индикативное планирование. Это когда государство определяет приоритетные направления развития. И под эти направления и финансы дает, и налоги снижает. Привлекает бизнес в реализацию тех задач, которые стоят перед государством. То есть должен был быть разработан алгоритм действий по проблемам, по срокам, по лицам, по контролю за исполнением, по периодам… Но ничего этого не было. Была поставлена задача, и на этом все закончилось. Более того, среди чиновников начались споры по поводу этого самого ВВП. Но само по себе ничего не делается.

     - Вы уже говорили о необходимости обратиться непосредственно к народу. Но возможна ли ситуация, хотя бы гипотетически, когда чиновников будут заставлять работать не только сверху, но и снизу? То есть пресс не только со стороны той же Администрации президента, но и со стороны общества.

     - Такая ситуация на сегодняшний день пока что в принципе невозможна. Потому что эффективного контроля общества за деятельностью власти нет. Вот Общественная палата создается как один из рычагов контроля общества за властью. Но сама по себе Общественная палата эту проблему решить не в состоянии. Контролем должно заниматься все общество. Иначе эту проблему не решить. Но для того чтобы общество занималось контролем, нужны правовые основы и механизмы. Нужен закон, образно говоря, по контролю общества за властью. Однако и законодательная, и исполнительная власти всячески противятся этому. Ряд депутатов разработали и внесли в Госдуму законопроект «О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления», который закладывает такие основы. Но его принятие всячески тормозится. Не работает и известное Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 года № 98 о доступе к информации о его деятельности.

     - Довольно явно на «круглом столе» прозвучала мысль о том, что обойма управленцев у нас ограничена. Одних и тех же людей, которые часто не справляются с предыдущими поручениями, бросают на новые фронты работы… При этом ответственность за предыдущие провалы как таковая отсутствует.

     - Это только часть глобальной проблемы – проблемы кадровой политики в стране. Ведь на всех уровнях говорится, что не хватает квалифицированных кадров.

     - То есть, выражаясь научным языком, у нас отсутствует механизм рекрутирования в элиты?

     - У нас нет государственной политики по выращиванию кадров, по серьезному отбору кадров, по участию общества в этом процессе. У нас вся кадровая политика сводится к примитивным постулатам «свой - не свой», «надежный – ненадежный». Многие назначения так и остаются непонятными обществу. С таким подходом мы никакие задачи не решим.

     - Владимир Иванович, к каким рекомендациям пришел «круглый стол», на чем необходимо сконцентрировать внимание власти, что должно делать общество?

     - Один из участников «круглого стола» делился своими впечатлениями от недавней поездки в регионы. И рассказал, как очень часто обычные, простые граждане говорят, что вообще не понимают, зачем живут. Так и спрашивают: «Какая цель нашей жизни?» И этот вопрос, наверное, подводит нас к главному выводу, к главной мысли… Люди, общество должны понимать, во имя чего они живут, чем они занимаются не только лично для себя, но и в интересах страны. Отсутствие таких воспринятых обществом задач, своего рода точек роста, приводит к тому, что власть и общество начинают колебаться в разных амплитудах и действовать разнонаправленно, нередко совершенно противореча друг другу.
     Все это является следствием того, что власть упорно уходит от открытого и объективного анализа ситуации в стране. Сколь бы остра она ни была, надо людям сказать правду. Потому что, не сказав правды, нельзя выработать эффективных путей выхода из кризиса. Сегодня, перефразируя Н.М. Карамзина, можно сказать так: в России врут и воруют.
     Именно таким максимально откровенным и должно стать, на взгляд наших экспертов, предстоящее послание главы государства. В нем должен быть дан четкий анализ предыдущих посланий. Того, что сделано, что не сделано, и кто за это ответственен.
     Президент в состоянии заложить основу для качественных изменений в стране, став инициатором честного диалога власти и общества. Именно поэтому, кроме обращения к законодателям, необходимо обратиться к народу. Такой пример уже есть в истории человечества. Когда Рузвельт выводил Америку из Великой депрессии, одним из действенных рычагов консолидации нации стали так называемые «Беседы у камина». Еженедельно по радио президент разъяснял людям, какая цель поставлена, зачем и что делается, какие результаты достигнуты и кто противник этого… Почему он был вынужден обратиться к народу? Потому что бюрократия и крупный бизнес скрыто и явно противодействовали его политике.
     Проблемы в стране сегодня настолько остры, многогранны, противоречивы, что их сначала надо озвучить, а затем с привлечением научного сообщества четко сформулировать, выработать конкретный алгоритм действий. Но после этого твердо и жестко проводить решения в жизнь. Именно этого прежде всего ждет общество от главы государства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex