на главную страницу

23 Апреля 2005 года

Армия и общество

Суббота

Остаться в живых

Александр БОГАТЫРЕВ.



Сегодня по-прежнему представляют угрозу террористы, маньяки, религиозные фанатики. Но вся эта нечисть - разбойники мелкого пошиба в сравнении с главными убийцами человека - сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). На Западе, правда, пик смертности от этой напасти пришелся на начало 1970-х. Современные же исследования говорят о том, что ныне в Европе данный показатель снизился в среднем на 30-32 процента, а в США - практически в два раза.
В России дела обстоят, мягко говоря, несколько иначе. По сердечной смертности наша страна уверенно удерживает за собой первое место в мире. В среднем в год ССЗ уносят около 1.300 тысяч жизней россиян. Причем страдать от болезней сердца все чаще стали молодые люди, в том числе в погонах, в возрасте от 20 до 25 лет. Сердечная заболеваемость этой категории наших соотечественников возросла за последние полтора десятка лет более чем на 70 процентов. В два раза чаще дает сбой «пламенный мотор» и у россиян в возрасте от 25 до 35 лет. Причины столь масштабной национальной катастрофы очевидны. Прежде всего это бедность, перечеркивающая любые надежды на оздоровление образа жизни. Свою роковую лепту вносит и царящая в стране уже больше десяти лет «стабильная нестабильность», погружающая людей в нескончаемый стресс. Перестройки, дефолты, реформации, монетизации...
Впрочем, наметились в нашем Отечестве в последние годы и некоторые положительные подвижки по части борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пока нешироко, но все же внедряются инновационные технологии профилактики и лечения ССЗ. Коснулась эта тенденция и военной медицины. Одним из передовых бойцов кардиологического фронта сегодня является Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко. Наряду с привычной кардиохирургией сегодня здесь активно используются методы так называемой интервенционной кардиологии.


     Что, собственно, такое интервенционная кардиология? По сути дела, это набор высокотехнологических методов эффективной диагностики, профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний практически без хирургического вмешательства в организм человека. Скажем, диагностирование атеросклероза (сужение стенок сосудов из-за появления на них жировых отложений в виде бляшек) в ГВКГ им. Бурденко производится так. Через руку или ногу в артерию пациента проводится катетер (тонкая гибкая трубочка). Когда катетер вводится в искомый сосуд, по нему пускается рентгеноконтрастный раствор. Благодаря ей сосуд хорошо виден на рентгеновской установке, которая передает изображение на монитор врачу. Картинка настолько отчетлива, что установить место сужения сосуда может даже дилетант.

     Зачастую такая операция не ограничивается лишь диагностикой. Вторым ее этапом нередко становится лечение методом баллонной ангиопластикой или коронарного стентирования. В первом случае по специальному катетеру в место сужения устанавливается баллон, который затем раздувается, выдавливая таким образом бляшку. Процедура, как правило, занимает не больше часа. Минус баллонной ангиопластики в том, что спустя некоторое время сужение может произойти вновь (на языке медицины это явление называется рестенозом). Поэтому сегодня все более широко применяется более сложная процедура - коронарное стентирование. Ее отличие в том, что операция не заканчивается на расширении места сужения с помощью баллона. После данной процедуры в пораженном участке сосуда устанавливается металлический стент (стальной каркас, состоящий из проволочных ячеек).

     Бывают ситуации, когда сосуд в месте сужения закупорен «наглухо» и катетером его не возьмешь. В этом случае специалисты госпиталя Бурденко применяют особый катетер - оптико-волоконный проводник, оснащенный эксимерным лазером. Тонкий луч «бурит» отверстие, в который затем вводится баллон и т.д.

     В Вооруженных Силах на сегодняшний день такие услуги предоставляют лишь несколько госпиталей. А между тем именно за баллонной ангиопластикой и коронарным стентированием будущее медицины, в том числе военной. Достаточно сказать, что 80-90 процентов страдающих ишемической болезнью военнослужащих после традиционного шунтирования отправляются на пенсию по состоянию здоровья. Те же, к кому были применены методы интервенционной кардиологии, как правило, уже через день после операции возвращаются в строй и зачастую становятся абсолютно здоровыми по части сердечно-сосудистых проблем людьми. Правда, рассчитывать на то, что упомянутые современные технологии доберутся в ближайшее время до видовых, окружных и флотских госпиталей, пока не стоит. Стоимость оборудования, необходимого для проведения рядового ангиографического исследования исчисляется миллионами долларов. А операция по установке стента обходится государству в среднем в 2 тысячи у.е. Да и специалистов пока не только в армии, но и в России немного. Главный военный клинический госпиталь им. Бурденко в этом смысле на особом счету. Здесь при помощи высоких технологий с сердечно-сосудистыми заболеваниями борются одновременно целых два подразделения: ангиографическое отделение рентгенологического отделения и рентгенохирургический центр интервенционной кардиологии.

     Ангиографическое отделение, которым руководит ныне кандидат медицинских наук подполковник медицинской службы Валерий Кучеров, существует уже 36 лет. Спектр задач этой структуры чрезвычайно широк. Наряду с диагностикой и лечением ССЗ отделение занимается, например, профилактикой тромбоэмболии легочных артерий (когда в нижних конечностях образуется тромб, в какой-то момент отрывается и закупоривает сосуды легких, что зачастую влечет за собой летальный исход). Участвует отделение и в лечении онкологических патологий. В частности, путем введения с помощью катетера химиопрепарата в опухоль через сосуд, питающий ее кровью. Достоинство такого подхода в том, что токсичный препарат действует очень точечно, не нанося вред всему организму. Другой практикуемый в отделении вариант лечения онкологии - химиоэмболизация. Проще говоря, искусственная закупорка обеспечивающих опухоль кровью сосудов с одновременным введением химиопрепарата.

     Впрочем, наиболее масштабным фронтом работы для подчиненных Валерия Кучерова все же являются сердечно-сосудистые заболевания. Правда, для этого подразделения основным пока остается диагностический профиль. В год отделение проводит до полутора тысяч исследований в интересах других, так сказать, лечащих подразделений госпиталя.

     Иначе обстоят дела в рентгенохирургическом центре интервенционной кардиологии, который возглавляет доктор медицинских наук майор медицинской службы Андрей Ардашев (на снимке). Сам по себе центр - уникальная структура, объединяющая пять родственных отделений: интервенционной кардиологии, интервенционного лечения тахиаритмий, интервенционного лечения брадиаритмий, реанимации и интенсивной терапии, а также клинической аритмологии. Попадая сюда, пациент-сердечник получает весь комплекс медицинских услуг, не покидая пределов центра.

     Наряду с баллонной ангиопластикой и коронарным стентированием здесь практикуется еще целый ряд прогрессивных методов профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Например, пациентам с тяжелой формой ишемической болезни сердца специалисты центра имплантируют бивентрикулярную (двухжелудочковую) систему электрокардиостимуляции. В России такие операции делают единичные медицинские центры. Причем у ГВКГ им. Бурденко в этой области самый большой опыт в нашем Отечестве.

     Представлено в рентгенохирургическом центре интервенционной кардиологии и такое чрезвычайно молодое, слабо развитое в России направление, как лечение нарушений ритма сердца (аритмия). Сегодня это заболевание очень развито среди молодежи, в том числе офицерской. Невинное на начальной стадии развития, в последующем оно, как и большинство других ССЗ, нередко приводит к внезапной смерти. В борьбе с этой своего рода эпидемией госпиталю Бурденко принадлежит ведущее место в стране. В числе наиболее высокотехнологических методов лечения аритмии, которые здесь используются, - имплантация кардиостимуляторов-дефибрилляторов. Но это уже, так сказать, крайняя мера, применяемая к больным с жизнеугрожающими нарушениями ритма сердца. На более ранней стадии развития заболевания практикуется радиочастотная абляция фибрилляции предсердий (не вдаваясь в подробности - изоляция легочных сосудов с помощью радиочастотного тока).

     По словам профессора Андрея Ардашева, основной профиль центра - профилактика внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Несомненно, за этим направлением в медицине - огромное будущее и в армии, и в России в целом. Огромное, но при нынешнем подходе государства к финансированию системы здравоохранения довольно далекое.

     А посему главным средством спасения от сердечных недугов для большинства россиян, в погонах и без, остается здоровый образ жизни или хотя бы некое его подобие. Требования просты и банальны: не курить, ограничивать себя в алкоголе, попытаться нормализовать режим питания, пореже употреблять в пищу жирные продукты, не переедать, следить за артериальным давлением и по возможности заниматься активным отдыхом. И еще, как советует Валерий Владимирович Кучеров, не смотреть рекламу про чудодейственные таблетки и капсулы, якобы исцеляющие от избытка холестерина, атеросклерозов и т.д. А вот что действительно следует делать, так это обращаться к специалисту при первых симптомах. Таких, например, как появление дополнительных ощущений в грудной клетке или повышение артериального давления. Учитывая, что ГВКГ им. Бурденко работает в масштабах Вооруженных Сил, быть может, вам выпадет большая удача избавиться от болезни именно в этих стенах.

     Будьте здоровы!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex