на главную страницу

29 Апреля 2005 года

Планета людей

Пятница

ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда». Фото автора.
Москва – Тирасполь – Бендеры.




     На вопрос о том, какие задачи стоят сегодня перед смешанными миротворческими силами в зоне былого вооруженного противостояния, старший военный начальник воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова полковник Анатолий Зверев отвечает по-военному сухо:
     - В зоне безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км и на 12 - 24 км в ширину, миротворцы заняты предупреждением провокаций, недопущением действий незаконных вооруженных и бандитских формирований, пресечением транзита оружия, боеприпасов и наркотиков, обеспечением законности и правопорядка. Зона безопасности разделена на три участка: северный, центральный, южный. Это было сделано еще на первом этапе при остановке вооруженного конфликта для удобства управления, так как каждую зону создавали военные комендатуры. И в пределах этой зоны на первом этапе было размещено более 40 миротворческих постов на основных транспортных магистралях, дорогах, которые были въездными и выездными из зоны безопасности, и на всех мостах в пределах зоны безопасности.
     Под контролем были также плотины гидроэлектростанций, понтонные переправы и зоны с повышенным режимом безопасности. В настоящее время в связи с тем, что объем задач, выполняемых миротворческими силами, уменьшился, решением Объединенной контрольной комиссии (политическая надстройка в миротворческой операции, работающей на постоянной основе, в которую входят представители Приднестровья, Молдавии, России, Украины и ОБСЕ. – Прим. авт.) количество постов и КПП сокращено до 15. 8 из них расположены на центральном участке и 7 – на южном. Плюс к этому в городах Дубоссары и Бендеры действуют военные комендатуры.
     …Российский миротворческий контингент в составе 6 батальонов был введен в зону приднестровского конфликта 29 июля 1992 года на основе российско-молдавского соглашения о принципах урегулирования. Но реально разведение воюющих сторон началось на несколько дней раньше, о чем мало кто знает и помнит. Между тем, возможно, именно это решительное «принуждение к миру» позволило ограничить время активных боевых действий одной неделей.
     Первоначально «голубые каски» прибывали на замену каждые полгода из состава 27-й мотострелковой дивизии Приволжского военного округа. Однако перевозка воинских подразделений и боевой техники из России оказалась делом весьма дорогостоящим, и сегодня службу в составе миротворческих сил несут военнослужащие Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в Приднестровском регионе Республики Молдова.
     Командование ОГРВ сначала проводит 3-уровневый профильный и морально-психологический отборы. Дальше военнослужащие полгода занимаются по специальной «миротворческой» программе, которая завершается контрольными занятиями и учениями. После этого выездная комиссия объединенного штаба определяет пригодность батальона для выполнения миротворческих задач, составляет акт и принимает батальон в состав миротворческих сил. Это подразделение выводится из подчинения ОГРВ и вливается в состав смешанного воинского контингента «голубых касок».
     Каждый год из прошедших 13 лет был по-своему важен и труден. Но за все это время было достигнуто главное: при исполнении обязанностей здесь не погиб ни один миротворец.
     Вообще операция, проводимая здесь, является уникальной и не вписывается в классические рамки мероприятий по урегулированию конфликтов. К примеру, ООН никогда не привлекает к участию в миротворческих операциях вооруженные подразделения конфликтующих сторон. А здесь по инициативе России были задействованы и приднестровские, и молдавские формирования. Зачем это было нужно? Чтобы быстрее «остудить» конфликт. И решение себя оправдало. Первым итогом стало снятие напряженности, недоверия во взаимоотношениях противостоявших друг другу сторон. В непосредственном прямом общении люди убеждались, что разговаривать можно не только на языке ультиматумов. Во-вторых, оперативно удавалось разрешать многие вопросы, связанные с разведением сторон, выводом из зоны безопасности техники и вооружения, обменом пленными и заложниками.
     Эта схема действует и сегодня. Ее реальным итогом является то, что здесь ребятам в голубых касках никто не стреляет в спину, как это происходит, к примеру, в Абхазии.
     Но сворачивать миротворческую миссию пока преждевременно. Прежде всего потому, что не ликвидирована основа возникновения конфликта - не определена судьба Приднестровья. Понятно, что это задача политиков. Но не кто иной, как миротворцы обязаны сохранять условия для переговоров и консультаций. Правда, сколько будут длиться эти переговоры, от «голубых касок» никак не зависит...
     Что зависит от объединенного военного командования, так это вопросы взаимодействия между миротворческими контингентами всех трех сторон. А вот тут порой «в товарищах согласья нет». И хотя военнослужащие России, Молдовы и Приднестровья продолжают выполнять совместные задачи, противоречия нет-нет да возникают. Чаще других претензии предъявляет старший военный начальник воинского контингента миротворческих сил Республики Молдова полковник Виктор Макрински.
     Основные из них сводятся к тому, что в зоне безопасности до сих пор находятся воинские формирования приднестровской стороны, не имеющие отношения к СМС. К таковым, по его мнению, относятся, в частности, погранично-таможенные и милицейские посты. Малоэффективен, считает полковник Макрински, и институт военных наблюдателей. Да и вообще командующий молдавским контингентом «голубых касок» убежден, что настала пора не только менять регламент и принципы функционирования объединенного военного командования, но и сам формат миротворческой операции. Понятно, что все это никак не способствует единству мнений и действий…
     Несмотря на политические демарши по обе стороны Днестра, стабилизация обстановки позволила значительно сократить миротворческие контингенты сторон. Сегодня в зоне безопасности несут службу более 1.000 военнослужащих России, Молдавии и Приднестровья. На миротворческих постах им приходится тяжело. «На ремень» они заступают на трое суток. Но физические испытания – не главное. Им приходится преодолевать еще и громадные психологические нагрузки – при досмотре автотранспорта, других мероприятиях в их адрес высказывается не только недовольство, но и звучат неприкрытые угрозы. Так что миротворцам приходится быть и дипломатами.
     Полковник Зверев, кстати, вспомнил в связи с этим быль, ставшую легендой. На одном из постов состоялся разговор, в ходе которого один из солдат – призывник из Рязанской области – на вопрос одного из заезжих парламентариев по поводу того, какую миссию он здесь выполняет, ответил честно: «Защищаем мир от вас, политиков!»

     На снимках: старший военный начальник воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова полковник Анатолий Зверев; миротворцы готовы к любым неожиданностям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex