на главную страницу

5 Мая 2005 года

История Отечества

Четверг

Хроники огненных лет

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     1418 дней и ночей длилась война, навеки вошедшая в историю под именем Великой Отечественной. События того горького и героического времени по горячим следам правдиво и честно отражала наша печать. Особым авторитетом и доверием у читательской аудитории в действующей армии, на флоте, во внутренних округах, в тылу пользовалась и газета Наркомата обороны СССР «Красная звезда».
     Этому есть объяснения. В одной из недавних телепередач военным корреспондентом номер один того времени был назван Илья Эренбург. Видимо, никто из его коллег, будь они живы, оспаривать этот вывод не стал бы. В 1998 номерах «Красной звезды», вышедших в дни войны, опубликовано около четырехсот статей Ильи Григорьевича. «Он был принят в армии, – писал об Эренбурге Константин Симонов, – как воин... Он всегда делился своим сердцем с читателем, а читатель это чувствует. Солдаты и офицеры принимали его статьи каждый день как духовную пищу, и эта духовная пища была необходима именно каждый день. Они любили Родину, они ненавидели фашизм, они шли в бой, и это было каждый день. И очередная статья Эренбурга, необходимая для души, выходила в этот день, воодушевляла, вооружала».
     А разве Константина Симонова мы не числим среди самых ярких, самых вездесущих и талантливых летописцев минувшей войны? Он пришел в «Красную звезду» двадцатишестилетним, едва прикоснувшимся к литературной славе поэтом, а к победному сорок пятому в армии и стране не найти было человека, не знавшего его имени.
     Всегда находил заинтересованного и благодарного читателя и Александр Кривицкий, которого до войны мало кто знал даже в литературном сообществе. «Красная звезда» нашла его случайно: он редактировал многотиражную газету авиационного завода, которую печатали в типографии «Звездочки». Тридцатилетнего Александра Юрьевича военная газета проверила рядом заданий и перед самой войной приняла в свой штат литсекретарем. Кривицкий оправдал надежды: он первым рассказал стране о подвиге 28 героев-панфиловцев. Его статьи о традициях русской армии, ее гвардии, офицерского корпуса, печатавшиеся на протяжении всей войны, содержали столько малоизвестных, а то и вовсе не известных читателям сведений, что молодого газетчика и начинающего писателя в войсках упорно отождествляли с генерал-лейтенантом царской армии Кривицким. Считали, что лишь седому ветерану такое может быть известно.
     Перед войной редакция безуспешно пыталась установить творческие контакты с Алексеем Толстым. К телефону всегда подходил секретарь с неизменным ответом: «Граф Толстой занят». Это было правдой: писатель в те дни заканчивал эпопею «Хождение по мукам».
     В первые дни войны, покинув подмосковную Барвиху, Толстой приехал на Малую Дмитровку, 16, в «Красную звезду», вместе с женой Людмилой Ильиничной и буквально с порога заявил ответственному редактору: «Я военный корреспондент с четырнадцатого года и отныне полностью в вашем распоряжении».
     9 июля 1941 года «Красная звезда» опубликовала первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза участникам войны. Этого звания удостоились летчики младшие лейтенанты С.И. Здоровцев, М.П. Жуков и П.Т. Харитонов. И как высокая дополнительная награда тем, кто сражается не щадя жизни, воспринимается в этом же номере статья А.Н. Толстого, писателя с мировой известностью - «Армия героев». Находясь в Москве, Алексей Николаевич приходил в редакцию на правах ее штатного сотрудника, делил с краснозвездовцами нехитрые трапезы из полевого пайка, изучал сообщения с фронтов, сводки, в сопровождении газетчиков выезжал на подмосковные аэродромы. Немало блестящих статей, очерков и рассказов, в том числе знаменитые «Рассказы Ивана Сударева», Толстой напечатал на страницах военной газеты.
     «Красная звезда» военных лет - это Михаил Шолохов, Николай Тихонов, Петр Павленко, Василий Ильенков, Федор Панферов, Алексей Сурков, Евгений Петров, Василий Гроссман, Борис Галин, Андрей Платонов, Александр Авдеенко...
     С большой теплотой к «Звездочке» относился Александр Твардовский, хотя и был корреспондентом газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В свое время, в дни советско-финляндской войны, Твардовский предлагал к публикации в «Героическом походе», выпускавшемся бригадой краснозвездовцев, своего Васю (еще не Василия) Теркина. Стихи не приняли, поскольку в «Героическом походе» был свой прообраз Теркина – тоже Вася, но Гранаткин, созданный коллективным творчеством Алексея Суркова и двух Александров – Безыменского и Прокофьева.
     Нового Василия Теркина – периода Великой Отечественной – Александр Трифонович все-таки принес в «Красную звезду», и главная военная газета незамедлительно и с признательностью печатала «Книгу про бойца» по мере готовности ее глав. Между прочим, отрывки из поэмы того периода заметно отличаются от окончательного варианта: поэт продолжал совершенствовать произведение, заменяя одни слова другими - более точными и емкими, дополняя и развивая сюжет.
     На страницах «Красной звезды» не раз выступал с рассказами Александр Довженко. После публикации его очередного рассказа «Ночь перед боем» (1 августа 1942 г.) в редакцию позвонил один из секретарей ЦК ВКП (б) и распорядился: «Найдите Довженко и непременно передайте ему благодарность Сталина. Он сказал именно то, что теперь надо говорить. Хорошо сказал, убедительно».
     Во многом именно благодаря писателям «Красная звезда», рассчитанная на особую категорию читателей, в первую очередь кадровых военнослужащих, с первых дней войны стала массовой, общенациональной газетой, одной из наиболее востребованных. Интерес к военной печати с началом войны возрастает естественным образом. Заслуга краснозвездовцев в том, что они не разочаровали читателя, оправдали его ожидания. Им, людям военным, неотделимым от самой армии, удавалось добывать информацию там, где для других она была недоступной. В первые месяцы войны, вспоминал впоследствии Константин Симонов, «...увидеть панику было нетрудно, увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбежки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, - а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерется, для этого надо было залезть не на мнимый, а на действительный передний край. И это было не так просто, и не всем это удавалось, и многие на этом сложили головы». «Красная звезда», добывая правду о войне, потеряла 16 своих корреспондентов. Слову краснозвездовцев верили как раз потому, что исходило оно от очевидцев и непосредственных участников событий.
     Удивительно, но факт: какой бы критической ни была ситуация на фронтах, газета на своих страницах находила место не только для боевых репортажей, очерков, но и для лирических стихов, рассказов, даже повестей и пьес. «Писатели, - подчеркивал Илья Эренбург, - вошли в газеты, как всходят на трибуну, - это не их рабочий стол, это не их место. Но и блиндаж - не место сталевара или садовника. Война переселяет людей и сердца. В дни войны газеты - воздух. Люди раскрывают газету прежде, чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь - письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит твоя судьба».
     Обращаясь ко фронтовому комплекту «Красной звезды», сегодня как-то по-особому ощущаешь: сражающаяся, часто истекающая кровью армия благодарно воспринимала выступления писателей не только потому, что им удавалось находить самые точные, образные и доходчивые слова. Армия видела, что вместе с ней, до конца разделяя личную судьбу с судьбой народа и страны, Отечество защищают Алексей Толстой и Михаил Шолохов, Александр Твардовский и Константин Симонов, Всеволод Вишневский и Василий Лебедев-Кумач, Илья Эренбург и Василий Гроссман...
     Листая «Красную звезду» военных лет, видишь и чувствуешь народное единение, обеспечившее Победу в Великой Отечественной войне. Неизбежно приходит и другое чувство: а ведь этот пожелтевший и потускневший от времени комплект доступен очень и очень немногим. Фронтовая «Звездочка» - достояние лишь самых крупных хранилищ и библиотек. А нельзя ли продлить физическую жизнь историческим номерам?
     Именно с таким предложением в канун 60-летия нашей Победы в редакцию пришли Майя Елшанкина, директор Некоммерческого фонда «Искусство Палеха», представители Российского книжного союза и Российской книжной палаты. Разумеется, что это заманчивое, но требующее немалых усилий и материальных затрат предложение молодые краснозвездовцы, преклоняющиеся перед творческим подвигом своих предшественников, горячо поддержали.
     И вот издание, которое, кажется, не имеет прецедентов, увидело свет. В нем сто номеров «Красной звезды» - с первого военного до осветившего Парад Победы в июне сорок пятого. Современные технологии позволили воспроизвести фронтовую «Звездочку» поразительно качественно. При отборе номеров соблюден принцип: в каждом должно быть выступление писателя или поэта. Обращаясь к изданию «Красная звезда». Хроники Великой войны (1941-1945)», читатель, кроме уже названных выше, встретит и многие другие имена: Константин Паустовский, Семен Кирсанов, Борис Пастернак, Вячеслав Шишков, Валентин Катаев, Натан Рыбак, Евгений Габрилович, Евгений Воробьев... Каждый из мастеров слова в те далекие уже годы считал за честь делиться самым сокровенным с армией через ее главную газету.
     Комплект фронтовых номеров газеты сопровождает комментарий, насыщенный сведениями, деталями, о которых может не знать даже ветеран, не расстающийся с «Красной звездой» с сорок первого. Хроники «Звездочки» - неотъемлемая и по-своему поучительная страница летописи Отечества, спасенного великим поколением победителей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex