на главную страницу

7 Мая 2005 года

Великой Победе - 60!

Суббота

Сражались за наше будущее

Атташе по вопросам обороны при посольстве Великобритании в России бригадный генерал авиации Уилсон Меткаф




     В мае 2005 года мы отмечаем 60-летие окончания Второй мировой войны, во время которой Великобритания, Советский Союз и наши союзники сражались плечом к плечу против общего врага, движимого идеологией национализма и нетерпимости. Особое место в истории этой войны, отмеченной как примерами редкого героизма, так и исключительно тяжелыми условиями, занимают полярные конвои.
     С августа 1941 по май 1945 года торговые суда в сопровождении военных кораблей проложили линию жизни между западными странами-союзниками и Советским Союзом, перевозя тысячи тонн материальных ресурсов, необходимых для обороны России. Британские и российские моряки и их товарищи из США, европейских союзнических государств и стран Содружества вместе противостояли жестоким капризам природы и бесчисленным атакам врагов, чтобы доставить необходимые грузы.
     Исключительная смелость и преданность моряков военных кораблей и торговых судов полярных конвоев сияла словно луч надежды и спасения в самые тяжелые и темные дни Великой Отечественной войны. С отвагой и упорством они противостояли смертельно опасным, враждебным силам, сражаясь с фашистской армией в условиях суровой природы. Пожалуй, лучше всего об этом сказал Иван Майский, посол Советского Союза в Великобритании во время войны: «Конвои — это северная сага о героизме, отваге и стойкости. Эта история будет жить вечно не только в ваших сердцах, но и в сердцах советских людей, которые видят в ней один из самых ярких примеров сотрудничества между союзническими правительствами, без которого наша общая победа была бы невозможна».
     За время войны в Россию вышло 42 конвоя и один большой отряд транспортных судов без сопровождения, всего 848 судов, из которых 65 было потеряно. В обратном направлении отправилось 36 конвоев и один отряд без охранения - всего 735 судов, из которых было потеряно 40. Общий объем перевезенных ими грузов составил 4,5 миллиона тонн, в том числе 5.000 танков, свыше 7.000 самолетов, транспортные средства (4.400 только на конвое PQ-18), топливо для Северного флота и британских кораблей, заправлявшихся в российских портах (9.541 т на PQ-18), и другие материалы, как, например, взрывчатка.
     Кроме осуществлявшихся военно-морских конвоев на север России были переброшены британские истребители «харрикейн». Первые самолеты ВВС Великобритании начали действовать в составе 151-го авиационного крыла с аэродрома Ваенга под Мурманском в 1941 году. Британские экипажи обучали своих советских коллег, а также выполняли операции по прикрытию советских бомбардировщиков, добившись в этом определенных успехов: они сбили некоторое количество немецких самолетов. К ноябрю 1941 года ими было подготовлено достаточное количество советских экипажей, что позволило передать «харрикейны» и уехать из страны. В Советский Союз было поставлено более двух тысяч «харрикейнов».
     9 мая в Мурманск, чтобы отметить вклад Великобритании в Победу, прибудет группа из трехсот британских ветеранов военно-морского и торгового флотов и военно-воздушных сил, а также сопровождающих их лиц. Мурманск и Североморск также посетят сын королевы – герцог Йоркский принц Эндрю и командующий Королевскими ВМС Великобритании. Кроме того, с официальным визитом туда прибудет корабль ВМС Великобритании. Также в состав делегации ветеранов войдет группа из двадцати британских детей, приезжающих в Мурманск в рамках программы «Их прошлое – ваше будущее». Это делается для того, чтобы сегодняшние школьники всегда помнили, на какие жертвы шли ветераны Второй мировой войны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex