на главную страницу

14 Мая 2005 года

ФРОНТОВИК

Суббота

Май Льва и Брониславы

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото из семейного архива СПИРИНЫХ.



Нынешний год для Льва Александровича и Брониславы Петровны Спириных – особенный. Для них, участников Великой Отечественной войны, 60-летие Великой Победы крепко-накрепко связано еще с одной годовщиной. Ровно шесть десятилетий назад, в мае 1945-го, они встретились, а уже в августе на свадьбе Льва и Брониславы гуляли родственники, друзья и однополчане. Поэтому отмечают в этой семье в 2005 году сразу два юбилея. А вернее – три. 25 мая их сыну Владимиру стукнет «полтинник».
Шестьдесят лет вместе. Для всего большого семейства Спириных Победа всегда будет идти рука об руку с настоящей Любовью.
А ведь этот нежный майский цветок большого чувства мог погибнуть в пожарах сороковых суровых лет...

     31 мая 1926 года. Житомир.В семье обрусевших поляков родилась красивая девочка, всеобщая любимица. Рано потеряла маму, но росла умницей, из школьной науки не давался Броничке только один предмет: не любила она искать что-либо на географических картах. Может, чувствовала, что узнавать города и дороги будет она не по учебным пособиям, а через кочевую судьбу офицерской жены. А тогда в жизнь пятнадцатилетней Брониславы ворвалась война. Фашисты вошли в Житомир. Папа ушел на фронт, тогда она не знала, что больше его не увидит…
     Фашистская оккупация до сих пор держит в плену ее сердце. Дважды ее, юную красавицу, хотели угнать в Германию. Первый раз родные успели спрятать девочку во время облавы в яму, забросали снегом (ох, каким тяжелым он ей тогда показался, как страшно было лежать два часа под этим ледяным грузом!). Второй раз родственники решили обмануть немцев, сказав, что у Брониславы тяжелое кожное заболевание. Облили ей уксусной эссенцией левую руку, потом отодрали образовавшуюся корочку… Та боль словно бы преследует ее до сих пор.
     Каждый день через Житомир гнали на гибель нескончаемые колонны людей. Однажды она решила перебежать дорогу по середине этого человеческого потока. И чуть было не пошла вместе со всеми по дороге смерти. Ее грубо впихнул в общую людскую массу фашист, сопровождавший смертников. И пожалел другой немецкий солдат, прогнав пигалицу, рукой показав: беги прочь отсюда!
     Народ уничтожали тысячами. На детей даже не тратили патроны: сбрасывали живыми в могильные ямы. Бронислава Петровна помнит, как кровь невинных проступала через слой земли. Трупы наших солдат, попавших в плен, умерших от истязаний и голода, фашисты, не закапывая, сбрасывали зимой в овраг. А весной эту страшную братскую могилу подожгли. Липкий удушливый дым, казалось, заполнил весь город…
     Гибель могла подстеречь ее и с другой стороны: как родственницу пособников партизан. Ее тетя была у них связной, а однажды спасла бежавшего из лагеря советского офицера. Да и сама Бронислава не была покорной. Немцы наладили в Житомире работу завода, где консервировали разные компоты-варенья для нужд армии. Ее направили туда. Но после того, как предприниматель-фабрикант избил девочку нагайкой за «медленную работу», та отказалась батрачить на врагов.
     – Бургарт - фамилия того фашистского коммерсанта, - с непреходящей ненавистью в голосе рассказывает Бронислава Петровна.
     …Когда наши освободили город, девушка пошла работать на склад военного обмундирования. В ее обязанности входила и доставка солдатской амуниции в действующие части 1-го Украинского фронта. Так тыл стал для Брониславы фронтом. Эшелоны, которые она сопровождала, не раз попадали под бомбежки, но Господь и здесь отвел от нее погибель.
     Победа принесла в ее родной город радость и – голодные времена. Ходила с младшей сестренкой и родственниками менять вещи на продукты, чтобы выжить.
     15 декабря 1923 года. Тбилиси. Здесь в семье героя Гражданской войны, комиссара одной из наших дивизий на Кавказе, а позже хозяйственника-интенданта 1 ранга военной базы в Батуми Александра Павловича Спирина, коренного тамбовчанина, родился сын. Счастливые родители назвали мальчика мужественным именем Лев. К 1929 году его отец успел прослужить в Красной Армии десять лет. Тогда таким, как он, разрешали выбирать для дальнейшего проживания любой город страны. Старшие Спирины выбрали Москву. Там в должности начальника военных складов на Волочаевской улице Александр Павлович встретил начало войны. Его направили в Смоленск руководить работой уже нескольких складов, когда немцы стали стремительно наступать. Практически все успели эвакуироваться, но отец Льва уходил чуть ли не последним, был тяжело ранен. Выжил чудом. Потом, когда тылы из Москвы стали эвакуировать в Куйбышев, он уехал туда с женой и младшим братом Льва. В этом городе и умер в 1942 году. Сказались раны. Могила Александра Павловича потеряна.
     А его старший сын Лев, гордость и надежда как продолжатель военной династии, оборонял с июня по декабрь 1941 года прифронтовую Москву: патрулировал ночами город в составе курсантов Московского артиллерийского военного училища. Они прочесывали лесополосы, парки, вступали в перестрелки с диверсантами и дезертирами. Днем же ребята учились. Недавний выпускной школьный бал остался где-то далеко, словно бы в другой жизни. А в реальности фашисты были уже в Химках. Если бы не отбросили захватчиков от Москвы, Лев мог погибнуть с друзьями при обороне столицы, как и тысячи его ровесников. А так его курс отправили доучиваться на далекий Урал. И уже в мае 1942 года курсанты надели погоны младших лейтенантов. Лев попал по распределению в район Сталинграда, но его полк не переправили через Волгу. Здесь новоиспеченный офицер-артиллерист, который владел редкой специальностью звукометриста, стал обучать бойцов для фронта. С одной стороны, это был вроде бы тыл, а с другой – боевая кузница кадров. 2 мая 1944 года этот полк по подготовке артиллеристов был введен в состав 1-го Украинского фронта и продолжал свою миссию, передислоцировавшись в Житомир, тоже в прифронтовую зону…
     Май 1945 года. Житомир. Этот город у Брониславы и Льва Спириных всегда будет ассоциироваться с Победой и Любовью. Они познакомились на танцах в клубе полка. Лев ухаживал за Валей - соседкой Брониславы по дому. Но увидел Броничку – и пропал. Родственникам ее сказал сразу: люблю, мечтаю назвать женой. Она замуж не хотела. Но кто устоит перед бравым артиллеристом? Да еще – Львом? Родные сказали: замечательный парень, не капризничай! И 22 августа 1945 года была их свадьба. А уже в ноябре полк Льва расформировали и направили часть его в Среднюю Азию.
     Лев и Бронислава попали под Ашхабад, в местечко в десяти километрах от города. С одной стороны – горы, с другой – пустыня. Чуть ли не круглый год жара. Бронислава была на седьмом месяце беременности, когда случилось страшное землетрясение. Все строения были разрушены, ее откопали, но вещи все пропали. На будущую мамочку надели какие-то брюки и эвакуировали в местечко Каган. Там она и родила первенца – дочку Любочку. Земное воплощение их любви. Под Ашхабад пополнившаяся семья Спириных вернулась через год. Условия были ужасные, жили в палатках, Любочка постоянно болела. В Средней Азии они жили уже девять лет. По предписанию врачей в связи с болезнью ребенка Льва Спирина направили служить в Таманскую дивизию. К тому времени он уже успел заочно окончить первый курс Военно-политической академии. У таманцев заместителем командира дивизии по политчасти Лев Александрович прослужил пять лет. Окончил заочно академию, курсы «Выстрел» в Солнечногорске. Здесь же, в Подмосковье, в 1955 году Бронислава Петровна родила двух сыновей-близнецов: Володю и Сашу. В 1999 году Саша трагически погиб…
     Тогда же, в первые послевоенные десятилетия, семья была счастлива. Трудно, конечно, было «тянуть» троих детей, достойно их воспитывать. Бронислава окончила курсы кройки и шитья в Алабино, обшивала всю семью. Выдюжили. Может быть, и потому, что никогда не ставили материальное выше духовного. И когда офицеру Спирину предложили служить в ГСВГ, то отказались, на три года поехали в Анадырь, на Чукотку. Почему? Как объясняет мама семейства, чтобы дать возможность детям получить достойное высшее образование. Не срывать их с родной земли. Потом опять была Таманская дивизия, а дальше – крутой служебный поворот. Лев Спирин в 1969 году становится начальником отдела кадров политотдела частей и учреждений центрального подчинения в Главном военно-политическом управлении. Работа для понимающих людей очень даже непростая, сплошные командировки по военным округам. В 1984 году подоспела пенсия, но его попросили остаться в Главпуре на той же должности еще на пять лет. Уже как человека гражданского.
     Май 2005 года. Москва. На мой вопрос чете Спириных - можно ли коротко подытожить их 60 прожитых вместе лет, оба улыбнулись. На самом деле, черту под их любовью подводить еще рано. Да, есть прекрасные, состоявшиеся как личности дети: дочь Люба и сын Володя, внуки Стас, Алина, Яна. Даже два правнука имеются. Но ведь жизнь-то продолжается. А вот фронтовые и трудовые подвиги, пожалуй, в прошлом. В настоящем - награды за службу и работу на благо Отечества. У Льва Александровича 2 медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За безупречную службу», орден Красной Звезды и «За службу Родине» III степени. У его боевой подруги – Орден Отечественной войны, Знак «Фронтовик 1941 — 1945 годов». У обоих - россыпь юбилейных медалей. Общий трудовой стаж Льва Александровича 54 года, из них военной выслуги — 42. У Брониславы Петровны поменьше — сорок лет. Но и устроиться работать в гарнизонах жене офицера всегда было сложно. Да и образование высшее так и не удалось получить: семья, дети, переезды. Но, когда муж служил в Подмосковье, где возможностей найти работу несравнимо больше, ее сразу же взяли на должность директора кинотеатра в Химках. На пенсию даже отпускать не хотели. А потом как человека безупречной честности уговорили пойти заведующей продовольственным магазином в тех же Химках.
     Но возраст и здоровье, пережитые беды дают себя знать. Конечно, в каких-либо поездках их обычно сопровождают родные. Но на дачу, например, Лев Александрович еще лихо рулит сам, благо, машина есть. Когда под 120 выжимает, Бронислава Петровна на него очень серчает.
     Пенсии свои, по нынешним временам неплохие, они заработали честно. Дети помогают, заботятся. И государство о них, участниках войны, не забывает. На юбилейные торжества по случаю 60-летия Победы куда только Спириных ни приглашали! Кто только ни поздравил! Особенно приятно им было получить открытки от Президента России.
     - Итог шестидесяти прожитых вместе лет? – еще раз переспросили меня старшие Спирины. - Главный итог – это наша хорошая, дружная, большая семья. В ней все наше счастье.
     На снимках: «Когда мы были молодыми...» ; Полковник в отставке Л.А. СПИРИН с внучкой Яной.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex