на главную страницу

21 Мая 2005 года

Национальные интересы

Суббота

У России своя траектория

Павел БУЗАЕВ, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный судостроитель России.



В СМИ продолжается обсуждение направлений дальнейшего развития Стратегических ядерных сил России, их технического оснащения. Обилие подобного рода публикаций уже само по себе свидетельствует о том, что повод для обсуждения проблемы есть. В ряду этих выступлений обратил на себя внимание подготовленный НТВ фильм «Зато мы делаем ракеты». На человека, хоть немного знакомого с историей создания СЯС, это телетворение не может не произвести удручающего впечатления...


     Фильм, посвященный «Булаве», представляет собой компьютерную компиляцию из кадров, не имеющих отношения к ней, но хорошо узнаваемых специалистами пусков американских морских ракет, а также российских РТ-23, «Тополя»... Но это лишь штрих. Кадры о состоянии дел с производством твердотопливных двигателей и неготовности к производству новейших ракет просто повергают в шок. Для того чтобы осуществить задуманное, нужно восстановить чуть ли не несколько отраслей промышленности...

     Фильм изобилует кадрами пусков ракет «Тополь» и «Тополь-М». Не первый раз приходится видеть одновременный выезд из незащищенных укрытий, похожих на сарайчики, сразу нескольких пусковых установок, их движение колонной по узким лесным тропинкам «в неизвестном противнику направлении». При чем тут разговоры о площадях районов патрулирования и невозможности прогнозирования места нахождения комплекса, если в лесах можно двигаться только по просекам и заранее проложенным маршрутам?

     В соответствии с Договором СНВ-1 СССР и США обменялись данными о географических координатах мест постоянной дислокации всех ракетных комплексов, в том числе и подвижных грунтовых. Порядок их перемещения также регламентирован. Материалы договоров вполне доступны для всех заинтересованных сторон и лиц.

     Сегодня практически все страны, граничащие с Россией, имеют национальные средства, способные нанести ущерб подвижным грунтовым комплексам, которые создавались в СССР в расчете только на противодействие космических и ракетно-ядерных сил США. А если вспомнить еще очевидные успехи многих стран в создании и применении высокоточного и интеллектуального оружия, малозаметных беспилотных разведывательных и ударных летательных аппаратов, а также пугающий, но очевидный прогресс в средствах ведения минной войны, которой ни одна страна, включая США, не смогла пока эффективно противостоять?

     Наверное, в сложившейся ситуации и заложен ответ на вопрос: почему США, отнюдь не ограниченные в финансовых и технических средствах, в конце концов отказались от всех способов подвижного базирования ракет МХ.

     Представляется тревожным сложившееся положение, при котором существует теоретическая возможность с провокационными или иными целями нанести удар по грунтовым подвижным комплексам на марше или в базах, сохраняя в тайне «авторство» удара. Вот какие, наверно, совершенно неожиданные для авторов фильма мысли и вопросы приходят в голову после просмотра.

     Видимо, нам надо повнимательнее присмотреться к опыту США, где министерство обороны ежегодно представляет конгрессу доклад по проекту военного бюджета на следующий финансовый год. В нем подробно анализируются мировая военно-политическая обстановка, состояние вооружений потенциальных противников, прогнозы дальнейшего развития этих вооружений, возможные угрозы, состояние своих вооруженных сил и ведущихся разработок новой техники и вооружений, обосновываются предложения по финансированию новых программ и объемы серийных поставок. В этой стране оборонно-промышленный комплекс никогда не считался и не считается причиной экономических катаклизмов!

     К сожалению, за годы реформирования и конверсии оборонно-промышленного комплекса полностью уничтожен механизм формирования и принятия решений по важнейшим военно-техническим вопросам. Более того, в настоящее время ни одно из вновь созданных агентств и ведомств не имеет по положению рычагов влияния на принимаемые решения и не несет за них хотя бы коллегиальной ответственности.

     В выработке решений по принципиальным вопросам военного строительства в СССР участвовали не только Комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Оборонный отдел ЦК КПСС, комплектовавшиеся на основе тщательного отбора наиболее квалифицированными инженерными и научными кадрами, но и руководители и ведущие специалисты основных министерств оборонных отраслей. И даже при той системе принимались ошибочные, порою волюнтаристские решения, одним из которых, в частности, было прекращение работ по жидкостным стратегическим баллистическим ракетам.

     И тем не менее благодаря этой системе был создан ракетно-ядерный щит, эффективно решивший задачу обеспечения стратегического равновесия, вынудивший США начать на равных переговоры об ограничении гонки стратегических ядерных вооружений, завершившиеся подписанием Договора по ПРО, а затем СНВ-1 и СНВ-2. Можно спорить о том, насколько полно и дальновидно отражены в этих договорах интересы страны, но и эти документы – тоже результат работы системы коллективного принятия решений.

     Многолетнее ядерное противостояние СССР и США в конце концов привело обе стороны к одинаковому пониманию одной простой, но не для всех приятной истины – ракетно-ядерное оружие только тогда выполняет свою функцию, когда самим фактом своего существования удерживает противника от каких-либо попыток разрешать конфликтные ситуации силовыми методами. Такое оружие должно фактически, а не декларативно быть способно нанести удар по объектам на территории противника в любых реально возможных условиях применения, при любых мерах активного и пассивного противодействия со стороны противника.

     И еще, может быть, неожиданное требование – оружие сдерживания бессмысленно создавать и развертывать втайне. Действительно, какой толк от оружия, которое сотрет с лица земли агрессора, не знавшего о нем и поэтому все-таки нанесшего упреждающий удар. Именно исходя из одинакового понимания этой проблемы, СССР и США включили в Договор по СНВ взаимные обязательства уведомлять о создании новых образцов стратегического оружия и демонстрировать его до начала летных испытаний. Эти обязательства неукоснительно выполнялись нашей стороной при разработке комплексов «Барк» и «Тополь-М»...

     Сегодня, как и на заре гонки ядерных вооружений, стратегическую стабильность обеспечивают в первую очередь жидкостные баллистические ракеты наземного и морского базирования, а одним из главных национальных достояний России является существующая более 50 лет и продолжающая успешно работать даже в современных условиях кооперация предприятий, способная вести производство жидкостных ракет любого класса и размерности. Единство применяемых материалов, одинаковый типаж и набор станочного оборудования, единство стандартов и технологических приемов, методов контроля и испытания, работоспособная испытательная база позволяют каждому из предприятий выпускать ракеты как в интересах космической деятельности, так и для стратегических сил. При необходимости, на мой взгляд, может быть налажено и производство ракет класса РС-18 и РС-20 или их современных модификаций. Есть возможность подстраховать программу «Булавы» разработкой на базе серийной ракеты РСМ-54 варианта, совместимого с созданными для комплекса «Булава» системами ракетных подводных лодок нового поколения.

     Мы всегда выигрывали, когда шли своим национальным путем, заимствуя у конкурентов и потенциальных противников только лучшие и пригодные для отечественных условий решения. Главное - это способность и желание выбирать направления военно-технического развития, соответствующие национальным интересам и возможностям. Тогда и шуметь не придется. Ведь только у невежды, как писал Козьма Прутков, шум порождает представление о силе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex