на главную страницу

26 Мая 2005 года

Армия и общество

Четверг

ПРОВЕРЕНО: МИН НЕТ

Наш корреспондент проехал
по чеченским дорогам
с инженерной разведкой.

Алексей КОЗАЧЕНКО, «Красная звезда».
Чеченская Республика.



Светает, легкие облака плывут вдоль Терского хребта. Похоже, саперам сегодня повезло с погодой. Перекатываясь с одного гребня неровной ханкалинской дороги на другой, семь БМП инженерной разведки медленно движутся по заранее определенному маршруту. Оказавшись за охраняемой территорией, солдаты привычным движением присоединяют к автоматам магазины и досылают патрон в патронник. Боевая работа началась.

     До поворота в направлении станицы Петропавловская колонна на большой скорости едет минут пятнадцать. По дороге встречаются несколько милицейских постов, на одном водитель автобуса как-то неестественно пожимает руку постовому. От внимательного взгляда саперов это движение не ускользнуло.
     - Деньги берет, - брезгливо сплевывает контрактник Сергей Игнатьев, - потом вот из-за таких подрывы и происходят.
     Вскоре колонна останавливается на повороте, солдаты и офицеры спешиваются, начинается построение боевого порядка. Впереди вожатые с палевыми лабрадорами, за ними саперы с миноискателями и щупами. Охраняют эту группу два мотострелковых взвода. Еще недавно данный маршрут считался безопасным, но в этом году минная война на убыль не пошла - охранение пришлось увеличить.
     Каждое утро на этом перекрестке инженерную разведку встречает старший сержант милиции. Он одет в черную униформу, вооружен пулеметом Калашникова, на боку висит двенадцатизарядный пистолет. Чеченец немногословен и, кажется, даже немного сторонится наших саперов, зато оживленно здоровается с проезжающими водителями. Этот рослый, физически развитый парень ходит по маршруту с саперами недавно. Его задача – упредить или при необходимости урегулировать конфликты, которые еще недавно то и дело возникали с местным населением. Нововведение было принято не случайно, как говорится, опыт подсказал.
     Водитель головного КамАЗа с генератором радиопомех «Пелена» дал два коротких сигнала, и вереница людей и машин двинулась. Первый километр проходят, особенно внимательно наблюдая за дорогой. Этот участок считается наиболее опасным – мост над железнодорожным полотном, дальше дорога пролегает через Беркат-Юрт. Местные жители выстроились вдоль обочины, ожидая попутный транспорт. То и дело встречаются мужчины, одетые в разношерстную униформу, вооруженные автоматами и пулеметами.
     - Это местные милиционеры на службу едут, - подсказывает заместитель командира батальона майор Алексей Плащевой, - только зря им этот арсенал хранить дома разрешают. Потом в сводках читаешь: у одного оружие похитили, другого из-за автомата убили...
     Чуть впереди следом за собаками идут саперы с миноискателями и похожими на длинные лыжные палки щупами. Они внимательно осматривают обочину. «Головной болью» для солдат являются валяющиеся повсюду металлические банки. Миноискатель, активно реагируя на железо, пищит практически везде.
     - Главное для сапера – внимательность, - поясняет начальник инженерной службы полка. – Мы здесь ходим ежедневно, солдаты знают каждый метр дороги. Если что-то не так - они заметят, почувствуют. Должны почувствовать. К сожалению, некоторые молодые солдаты подчас слишком надеются лишь на нюх собак. Это неправильно, инженерная разведка не должна иметь слабых мест.
     Одно из взрывных устройств, которое зимой здесь было установлено боевиками, сапер обнаружил с помощью миноискателя. Тротиловая шашка лежала под зеленой упаковкой от армейского продовольственного пайка. Опасную находку уничтожили с помощью накладного заряда. Только этот простой и надежный способ разминирования сегодня практикуется в Чечне. Перерезать разноцветные провода, как это делают в голливудских боевиках, или обезвреживать вручную взрывоопасные устройства здесь не принято - слишком большой риск. Боевики применяют различные ухищрения - ставят мины на неизвлекаемость, устанавливают на некоторые взрывные устройства электрозамыкатели. Так что даже просто обследовать предметы становится опасно, ткнул щупом - электрическая цепь замыкается.
     Время к полудню, на трассе начинается оживленное движение. Появившиеся на дороге сотрудники дорожно-постовой службы, по всей видимости, пока не готовы остудить южный пыл джигитов. Легковушки и грузовики порой на запредельных скоростях летят по дороге в обоих направлениях. Саперам, чтобы не попасть под колеса очередного лихача, то и дело приходится озираться по сторонам. Без сомнения, это создает психологическое напряжение, отвлекает солдат и сержантов от работы. Справа появляется редкий лес, на одном из деревьев табличка с надписью: «Аргунский заказник. Всякая охота запрещена». Иронично.
     Колонна приближается к первому большому перекрестку. Здесь военнослужащими будет выставлен блокпост. Саперы подходят к небольшому холму, изрытому траншеями, и внимательно изучают местность. Только после того как окрестности тщательно обследованы, позицию занимает мотострелковое отделение. Дальше подобные посты выставляются вдоль всей дороги возле каждого опасного перекрестка, вплоть до недавно восстановленного моста через Сунжу.
     Каждый блокпост живет своей жизнью. В самом конце маршрута место возле огромной заполненной водой воронки от авиационной бомбы облюбовали подчиненные старшего лейтенанта Максима Тагирова. Бойцы собирают хворост, разжигают огонь и тут же принимаются за приготовление еды. Рецепт фирменного блюда саперов предельно прост. Все содержимое пайка смешивается в одном котелке и разогревается. Получатся вполне съедобно, даже вкусно.
     Пока одни солдаты в «секретах» наблюдают за дорогой, другие обслуживают технику. Для контрактников боевая машина пехоты - это, без преувеличения, дом на колесах. За своими БМП они ухаживают истово.
     Непринужденная обстановка у костра располагает к разговорам. Здесь поднимаются разные темы. Говорят о семье, строят планы на будущее, ведут разговор о службе. Артнаводчик рядовой-контрактник Дмитрий Коробцов, как бы повторяя пройденное, подробно излагает, как он будет действовать в случае нападения на колонну. Он не сомневается, что коллеги-артиллеристы непременно поддержат огнем. Дима уже три года служит в Чечне, и в ближайшее время не в его планах возвращаться.
     - Мне в своей деревне делать нечего, - бросает он фразу, которая заставляет задуматься.
     Незадолго до наступления сумерек с проверки блокпостов возвращаются офицеры – сегодня, впрочем, как и вчера, происшествий не случилось.
     Словно мощный магнит, БМП вытягивает с обочины на дорогу несколько машин. В сумерках водители включают фары. В расположение части инженерная разведка добирается быстро. Хочется простых человеческих радостей: помыться, поесть горячего и в конце концов отоспаться, ведь завтра опять рано вставать.
     Каждое утро по чеченским дорогам движутся десятки групп инженерной разведки. Саперы добросовестно выполняют свою опасную работу. В Чечне, приграничных районах Ингушетии и Дагестана за короткий срок проверено в общей сложности 13.956 километров дорог. Лишь в прошлом году саперами было обеспечено безопасное движение более 3.500 войсковых колонн, на дорогах обезврежено 287 фугасов. Всего же за прошлый год на территории Чечни группами разминирования обнаружено и уничтожено 15.837 взрывоопасных предметов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex