на главную страницу

27 Мая 2005 года

«Торгау-2005»

Пятница

МЕЛОДИЯ ИЗ ОДУВАНЧИКОВ ДЛЯ КАПИТАНА КУЗИО

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



     «Где переводчик?!» - это полное надежды и нетерпения восклицание, наверное, можно было бы зачислить в число самых популярных полигонных высказываний преподавателей, командиров и солдат, участвующих в учении «Торгау-2005». И хотя стороны выставили немало переводчиков, их явно не хватало, особенно для того, чтобы живо общаться со знанием военного дела.
     На точке, где наши войсковые разведчики обучали коллег из США стрельбе из ПК, в глазах присутствующих царили уверенность и взаимопонимание. А вот чуть в сторонке от огневого рубежа, в тени домика - пункта боепитания - шел эдакий многосторонний солдатский разговор. Общий язык, вследствие занятости переводчика на позиции, приходилось находить самим, в большей степени жестами. Прибор Джи-Пи-Эс - американская система глобального позиционирования с помощью спутника, без которой ни один командир ВС США сегодня просто не мыслится, очень заинтересовал российских солдат. На некоторое время американец оказался в центре внимания и, полушутя- полусерьезно, комментируя работу свой техники «стратегическим» жестом руки, показал направление – Moscow…
     - Я в разведку пошел за приключениями, впрочем, как и многие остальные, - рассказал мне 19-летний уроженец штата Флорида рядовой первого класса Стефенс. – Многие из наших уже в Ираке были…
     - Кстати, - добавляет его товарищ, специалист ВС США Дуглас Хендерсон, – там очень сложно было воевать, ведь мы никогда не знали, где враг, откуда он выстрелит и в какой части дороги заложит мину… Я 15 месяцев там был, кое-что могу рассказать... В Ираке мы часто находили «калашниковы», а также пистолеты системы Макарова, - продолжает Хендерсон. – И вот какой вывод я сделал: АК можно проволочь через песок, воду и грязь, и он все равно будет стрелять. Но в общем они кое в чем равны с нашими М-4 и М-16. И мы оценили это оружие.
     Спрашиваю Хендерсона, какую, мол, должность он занимает в армии США. Как оказалось, она соответствует чему-то вроде старшего стрелка. На просьбу рассказать подробнее следует исчерпывающий ответ...
     - Знаете, - сказал Хендерсон, – моя роль как одного из самых младших командиров в ВС США не так высока. Но тем не менее от меня очень многое зависит. Как и в целом от младших командиров, которые следят за всем в своем подразделении. Смотрят, правильно ли солдаты чистят оружие, содержат боевую технику… А уж в условиях войны этих задач в несколько раз больше! Здесь и непосредственное командование, контроль за выполнением приказаний, пошаговое планирование ведения боя каждым человеком в отдельности. Причем в непосредственном и постоянном контакте с офицерами, отношения с которыми носят характер оперативного информирования друг друга обо всем, что касается подразделения. Эти отношения должны быть очень тесными.
     – Мои солдаты хорошо подготовлены, - рассказал командир американской сводной мотопехотной роты капитан Кристофер Кузио. – Конечно, во многом мне помогают младшие командиры, мои сержанты. Да они и сами осознают важность своей службы, понимают, что от них по большому счету зависит, погибнет солдат или выживет. Они у меня отвечают за организацию обороны поста контроля, любой другой боевой позиции… Да просто за все! Если вы здесь, в Солнечногорске, увидите у кого-то шеврон 1-й бронетанковой дивизии армии США, то знайте – это те, кто уже имеет реальный боевой опыт войны в Ираке. Они знают, как действовать. Сам я был в Ираке с июля 2003 года по июль 2004-го.
     Сказав это, американский капитан взял СВД, поскольку подошла его очередь стрелять из этой базовой снайперской винтовки ВС РФ, и пошел на рубеж открытия огня. Раз, два, три… Воздух, исходящий от мощного выстрела, как ножом срезал желтые маковки одуванчиков, из стеблей которых в какие-то пять минут перерыва русские солдаты, проявляя смекалку, научили американских коллег выдувать довольно приличные мелодии. «Мы в Ираке находили и такие винтовки, - вернул меня к теме 29-летний капитан. – Они легкие, хорошие».
     Кстати, офицером Кристофер Кузио стал после того, как окончил госуниверситет в Мериленде и прошел обучение в пехотной школе, побывал на командирских курсах. Мы разговорились и затронули тот период его жизни, когда он пришел в войска молодым лейтенантом. «Меня сразу же поставили командовать взводом, – рассказал он. – С моей помощью подчиненные становились настоящими солдатами, а я, с помощью уже моих командиров, сам учился работать с людьми. Солдаты меня понимали и делали все хорошо. А командир говорил так: «Вы, лейтенант, сделали это, у вас получилось, но в следующий раз я покажу, как то же самое можно сделать лучше».
     - Нормально американский ротный отстрелялся, - уточнили на учебной точке после окончания стрельб. – У него практически не было боковых отклонений, хотя есть разброс по вертикали. Но это, по всей видимости, из-за того, что он не так лег, то есть выбрал неправильное положение для стрельбы. «Кстати, - уточнил один из преподавателей, – американский генерал Белл, когда приезжал на «Выстрел», осматривал наше вооружение. И оно ему очень понравилось, что было видно не по словам, произнесенным в его речи, а по глазам, когда он рассматривал оружие. Особенное же впечатление на гостей, причем всех без исключения, произвел нож разведчика стреляющий».
     Всего на полигоне под Солнечногорском к услугам американских солдат были не только стрелковое оружие, но и
     РПГ-7, РПГ-26, АГС-17, гаубичная артиллерия, минометы, БМП, танки…
     «Вау! Это круто!» – воскликнул,
     вынув из ушей беруши, вернувшийся с позиции американский гранатометчик. Вкусив радость выстрела из «Мухи», он, довольный, улыбался и повторял: «Биг бум, биг бум, биг бум», что в переводе на русский довольно просто – «большой бабах». Обнимаясь, солдаты делали снимки на память, обменивались сувенирами, значками, шевронами. И при этом умудрялись делиться боевым опытом, что-то рассказывать друг другу. Американцы вспоминали про войну в Ираке, а русские - рассказы своих командиров про Афган. Все были довольны и полны впечатлений. Кстати, некоторые американцы, увидев в руках солдат «Красную звезду», припоминали, как и им в Ираке буквально в окопы доставляют свежие номера армейской прессы…
     – Американцы, как я понял, – очень дружелюбный народ, - сказал рядовой Александр Иванов. – Мы в гостинице живем друг напротив друга, общаемся во время занятий или вечером в курилке и видим это. «И в футбол играем, причем команды делим не по национальному признаку, а, наоборот, составляем их смешанными», - добавил стоящий рядом офицер.
     На позиции чуть выше, за холмом, тренировались артиллеристы. «Loaded!» - слышались крики американского заряжающего. Довольно ловко управляясь с нашей пушкой, расчет орудия нацеливал ее на мишени, то поднимал, то опускал маскировочные стенки. Чувствовалось, что время на полигоне потрачено было не зря и те несколько дней, в течение которых солдаты в пыли и на жаре отрабатывали свои действия с целью максимально возможной их механизации, принесли пользу. И это проявлялось в их уверенных действиях. «Let,s go, let,s go», - взывал к скорости американский командир расчета 100-мм орудия МТ-12 «Рапира». Перевода не требовалось.
     Так же споро действовали и танкисты. Всего двенадцать американских военных, ранее сидевших только в «Абрамсах», осваивали Т-72. «Это хорошая машина, хотя и другая, совсем отличная от «Абрамсов», - сказал старший лейтенант Бретт Брикас. – Но дело даже не в этом. Я хочу сказать про русских солдат. Они молодцы, не только профессионально подготовлены, но и обучают нас хорошо. И очень, очень усердно работают со своей техникой».
     В общем, за эти дни участники «Торгау-2005» показали многое. Многому научились и сами. В то время как американские солдаты получали азы применений российских оружия и техники, наши солдаты узнавали, что есть американцы, причем не по фильмам и картинкам, зачастую искажающим реальность, а в жизни, в боевой учебе, на отдыхе в спасительной тени деревьев или за обеденным столом. И все понимали, что отношения солдат, равных друг перед другом, есть нечто большее. То, чего нет у политиков. Нашим, например, очень понравился командир «Абрамса» Дэвид Хэмил, который рвался посмотреть «движок» Т-72, высказывал желание разобрать его и собрать просто потому, что он фанатично предан мощным моторам…
     Как известно, в пятницу, то есть уже сегодня, учебный бой на полигоне завяжет смешанный российско-американский разведывательный дозор, который в лесу наткнется на «противника». Именно это и станет, по замыслу командования, часом «Х» для начала более широкой и динамичной военной игры на местности…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex