на главную страницу

27 Мая 2005 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Пятница

Крылья космодрома

Юрий ЮРЬЕВ, Александр БОГАТЫРЕВ.



     В настоящее время основными задачами авиационной части являются обеспечение опытно-испытательной работы космодрома, перевозка грузов и пассажиров, поисково-спасательное обеспечение прилетающих и перелетающих самолетов...
     Летное мастерство авиаторов Байконура всегда было на высоком уровне, ведь не шуточное дело обеспечивать город и космодром такого масштаба. Квалификацию «летчик-снайпер» имеют командир эскадрильи подполковник В. Репях и его заместитель подполковник О. Аникеенко. Они каждодневно обучают молодых летчиков и техников, делятся с ними своим опытом.
     В любую погоду и в любых условиях все годы своего существования авиаторы с высоким качеством выполняли и выполняют стоящие перед ними задачи, не допуская летных происшествий. Положительно отмечаются экипажи заместителя командира эскадрильи по воспитательной работе летчика 1 класса майора Н. Кондратенко, командира отряда
     Ан-12 летчика 1 класса майора В. Шакирова, командира звена Ан-26 летчика 1 класса майора И. Федина, командира звена Ми-8 летчика 1 класса майора Е. Носоновского, командира звена Ан-72 летчика 1 класса майора С. Бойчука, командира корабля Ан-72 летчика 1 класса майора С. Ярукова, командира корабля Ан-12 летчика 1 класса майора
     И. Свирилина.
     В авиацию не попадают случайно. Это слишком серьезная военная отрасль, поэтому ни один молодой лейтенант за всю историю части не уволился из армии. С первых дней общения с коллективом они осознают свою необходимость, важность работы, которую выполняют.
     Неоднократно авиаторы становились единственным спасением для космодрома. Так было в 1993 году. Из-за природной стихии в отдаленные части можно было попасть только на вертолетах.
     Были случаи, когда мастерство летчиков помогало избежать трагедии. Пилоты не раз проявляли мужество, высокий летный профессионализм, спасали машины и пассажиров при возникновении нештатных ситуаций.
     Так, капитан И. Гребенщиков первым в ВВС сумел посадить вертолет Ми-6 с разрушившейся концевой балкой. Он был поощрен генеральным конструктором М.Л. Милем, а КБ сумело выяснить причину аварии и устранить дефект на вертолетах этого типа.
     Летчики капитаны В. Аникеев, Б. Бурачков, подполковники А. Борунов, В. Ушаков, капитан П. Смирнов при отказе одной силовой установки успешно сажали самолеты на одном двигателе, а капитан Л. Кукишев посадил самолет Ли-2 на грунт с пассажирами на борту при отказе двух силовых установок.
     История авиации космодрома Байконур начинается с весны 1955 года, когда на аэродром поселка Джусалы прибыли прикомандированные летные экипажи для обеспечения работ по строительству полигона. Они стали основой для создания первого авиационного звена.
     Летом 1955 года его командиром был назначен фронтовик старший лейтенант Николай Лубнин.
     В то время основными задачами авиационного звена были доставка на полигон грузов различного назначения, обеспечение авиационной разведки, перевозка пассажиров с аэродрома и на аэродром Джусалы. Первоначально авиационное звено базировалось на аэродроме в поселке Джусалы. Этот аэродром был построен еще в 1943 году для обеспечения перегона советскими летчиками американских боевых самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу союзниками. После войны он был законсервирован, но с началом грандиозной стройки ракетного полигона старый грунтовый аэродром возродили, и он стал первым воздушным портом Байконура.
     В середине лета 1956 года в трех километрах северо-западнее жилого поселка Заря, так ранее назывался город Байконур, начали строить первый аэродром полигона, а уже в середине лета 1957 года начались регулярные полеты со взлетной полосы из сборных ажурных плит. Аэродром представлял собой грунтовое летное поле и имел взлетно-посадочную полосу с искусственным глиняным покрытием толщиной 7 сантиметров и стоянку по штатной численности самолетов Як-12 и Ли-2.
     В июне 1957 года авиационное звено было преобразовано в отдельную смешанную авиационную эскадрилью.
     В связи с быстрым строительством, значительным увеличением объема авиаперевозок по обеспечению опытно-испытательных работ, проводимых на полигоне, в 1960 году на базе отдельной смешанной авиационной эскадрильи создается отдельный смешанный авиационный полк.
     Командиром полка был назначен фронтовик полковник Алексей Ефремович Жуков, награжденный в годы войны за мужество и героизм тремя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. 17 января 1961 года авиаполку было вручено Боевое Знамя части. В 1964 году было завершено строительство и введен в строй новый аэродром 1-го класса «Крайний».
     В настоящее время на вооружении части четыре типа авиационной техники. Это самолеты Ан-12, Ан-72, Ан-26 и вертолеты Ми-8. С конца 1999 года полк переформирован в отдельную смешанную авиационную эскадрилью в составе одного отряда, двух звеньев самолетов и звена вертолетов.
     В связи с проводимым сокращением численности подразделений обеспечения на эскадрилью была возложена функция и поисково-спасательного обеспечения. Подготовкой наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы занимаются начальник ПС и ПДС летчик 1 класса капитан В. Седельников и штурман корабля Ан-72 штурман 1 класса капитан И. Арсентьев.
     Реальность последних лет такова, что новая техника не поступает, а имеющаяся стареет, и здесь на первый план выходит поддержание ее в исправном состоянии. Высококвалифицированные специалисты инженерно-авиационной службы полностью справляются с поставленными задачами. Особенно хотелось бы сказать о работе начальника группы РЭО специалиста-мастера майора А. Гладкого, начальника группы АО специалиста-мастера майора А. Кузнецова. С целью регламентного обслуживания техники с 2002 года в состав авиационной эскадрильи введена техническо-эксплуатационная часть.
     ...На юбилей в часть ждут авиаторов-ветеранов Байконура и серьезно готовятся к этому событию: сняли фильм, заказали памятные комплекты медалей, календарей, вымпелов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex