на главную страницу

27 Мая 2005 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Пятница

Встреча с юностью

Юлия КУЗНЕЦОВА.



Тот, кто хотя бы недолго служил здесь, никогда не забудет о действительно героических днях и мирового значения задачах, выполненных ими. Каждый год ветераны собираются вместе, несмотря на расстояния и границы.

     В этой части служили многие известные байконурцы. Начальник космодрома генерал-лейтенант Л. Баранов тут начинал начальником стартовой команды. Начальник штаба космодрома генерал-майор В. Томчук был инженером отделения. В свое время здесь служили руководители федерального космического центра «Байконур» Е. Кушнир, Е. Черный, Д. Чистяков, директор представительства НПО им.С.А. Лавочкина Ю. Проценко,
     В. Григорьев, многие начальники центров, служб и отделов штаба космодрома и первый летчик-космонавт из Космических войск Герой России Ю. Шаргин.
     
Для справки.

     В свое время со стартовых установок части уходили в полет космические корабли по пилотируемой программе, спутники научного и военного назначения: «Союзы», «Лунники», «Янтари», «Космосы»... Часть стояла на боевом дежурстве, работала по программам исследования планет дальнего космоса. Когда в 83-м после неудачного запуска на первой площадке сгорел старт, на протяжении двух лет восстановительной работы вся нагрузка по выполнению пилотируемой программы легла на них. Напряженно трудились и во время групповых полетов. Было осуществлено 343 пуска. Подготовлено более 350 космических аппаратов. С площадки №31 стартовали 12 экипажей «Союзов», в том числе международных и с участием космонавта Светланы Савицкой. Здесь готовились боевые расчеты будущего северного космодрома Плесецк.
     В 1960 году прибыл сюда и Рифхат Гильфанович Гизатулин (на снимке) и прослужил в части двадцать лет. Десять из них он просто прожил на площадке. Прибыл молодым лейтенантом, а закончил службу начальником штаба стартовой группы. В те годы под его командованием служил нынешний начальник космодрома. Шестнадцать лет Рифхат Гильфанович не был на Байконуре. А в канун юбилея части тоска одолела. «Еду!» - решительно прервал он уговоры родных.
     Так вышло, что его встреча с городом юности прошла на наших глазах. Сказать честно, интересно было, каким покажется Байконур ветерану. Он и сам очень волновался, вскользь упомянул, что пристально следит за всеми публикациями в прессе, за общественным мнением о космодроме. Забегая вперед, скажу, что Рифхат Гильфанович ничуть не разочаровался: «Порядка стало гораздо больше», - отметил он. Особенно понравились ему «новые» микрорайоны, построенные специально к программе «Энергия-Буран». Конечно, для байконурцев эти строения двадцатилетней давности вовсе не новы. Но когда Рифхат Гильфанович в 81-ом году уезжал в Москву, многоэтажки еще не встречали гостей, а на их месте поднимал песок колючий суховей.
     В день нашего путешествия в тире космодрома проходили зачетные стрельбы, вспомнить военные будни захотелось и нашему гостю. В числе других стрелков он принял участие в занятиях - с первого выстрела поразил мишень.
     Рифхат Гильфанович отметил, что очень красивой стала набережная Сырь-Дарьи, но вспомнил, что в те годы уровень воды в реке был гораздо выше. Поразился обилию новых памятников в городе, количеству скверов и уютных мест.
     Разумеется, невозможно было удержаться и не попытать гостя о тех днях, которые стали памятными для всего человечества.
     Первый полет человека в космос застал Рифхата Гильфановича уже на космодроме. Хотя сам ветеран особенно то время не выделяет. «Это в Москве, когда узнавали, что в космос очередной космонавт полетел, хватали на улице любого военного и подкидывали-качали. Для нас же это были трудовые будни». Меньше, чем за месяц до гагаринского полета, 16 марта 1961 года части было вручено Боевое Знамя и грамота Президиума Верховного Совета.
     Запомнился приезд делегации президента Франции Шарля де Голля. В те дни заканчивались предстартовые работы по запуску ракеты-носителя «Союз» по программе «Пальма». Де Голль подъехал к ракете на машине за 30 минут до пуска - стоит она красавица, парит, фермы обслуживания раскинуты, по боку надпись внушительная - «Богатырь». Высокий гость полюбовался и - на наблюдательный пункт. У Брежнева интересуется, смотрит ли подобная ракета на Францию. Пока тот думал, как бы подипломатичнее ответить, Косыгин возьми да и скажи: «Конечно!» «Но мы же дружественная страна!» - воскликнул де Голль. «Но у вас же штаб-квартира НАТО в Париже», - парировал Косыгин.
     Неизвестно, посещение ли Байконура сыграло свою роль, мощь ли увиденной громады, но в этот год Франция вышла из НАТО, а штаб-квартира была перенесена в Брюссель.
     - Объект, на котором погиб Комаров, первоначально мы готовили, - вспоминает он. - Больше двух сотен замечаний выявили. Потом его отправили на доработку на «двойку». Что-то, конечно, устранили. Но космонавт погиб.
     Только случайность уберегла самого Рифхата Гильфановича во время другой аварии. Тогда готовили к запуску «Союз» номер «0» - так называли объект - и видеорепортаж о работе шел в Кремль. Дул сильный северный ветер - даже погода в день пуска будто предвещала беду. Прошла команда «Пуск», а через несколько секунд - «Аварийное выключение двигателя». Командир части полковник Гусеница отдал приказ боевому расчету на построение.
     «Мы выполнили все, - вспоминает Рифхат Гильфанович, - что делается в подобных случаях. Я буквально несколько сантиметров не дошел до нулевой отметки, как сработали «пороховики», и головную часть унесло наверх. Правда, с недолетом, полагающимся по технической документации. От пламени пороховых двигателей САС загорелся и взорвался корабль, а затем и ракета. Все рванули в разные стороны, и я бегу - смотрю, куда упадет, благо, нам накануне доходчивую лекцию прочитали по «изделию». Заскочил в пультовую, а там крики: «Отключить Москву!» - это про репортаж. Главный инженер В. Галкин дает команду осмотреть все возможные точки, где могли остаться люди. Я - в потерну. Сверху слышу слабое потрескивание и вдруг два взрыва. Только позже узнал, что был ближе всех к той щитовой, в которой погиб майор. Если бы взрывная волна чуть ближе меня застала - как на шампур нанизало бы на крепления».
     ...Солидный возраст, богатое на события прошлое - не аргументы для спокойной бездеятельной жизни, считает Рифхат Гильфанович. Он планирует увидеть любимый космодром в дни его пятидесятилетнего юбилея и пройти на параде в строю ветеранов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex