на главную страницу

31 Мая 2005 года

Планета людей

Вторник

ФРАНЦУЗСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ...

Вадим МАРКУШИН.



     Главная мировая новость - отрицательный результат на референдуме во Франции по вопросу о проекте конституции Единой Европы. Воскресное голосование, в котором приняли участие более двух третей граждан страны, имеющих право голоса, подтвердило ожидания: французский народ оказался неготовым дать свое согласие на принятие столь фундаментального проекта Европейского Союза. При том что, судя по высказываниям местных обозревателей, в стране мало кто знаком с текстом будущего основного закона.
     Итак, официальный Париж первым из 25 столиц Евросоюза был вынужден растерянно развести руками и произнести смущенное «увы». Разочарование итогами референдума охватило Елисейский дворец, правительство, общеевропейские структуры. Старания политического руководства, прежде всего президента Жака Ширака, оказались тщетными. Основная масса низов, не пожелавшая рисковать тем минимумом благ, который ей обеспечен в теперешнем состоянии, отказала в поддержке своему лидеру. В этом отказе, очевидно, есть немалая доля недовольства не выполненными властью обещаниями улучшить социальное положение низших слоев общества.
     В зависимости от отношения многочисленных наблюдателей к проявленной в данном историческом эпизоде черте национального характера французов ее называют осторожностью, нерешительностью, эгоистичностью, равнодушием к судьбам Европы и т.д. У кого-то среди союзников по ЕС французское носовое «non» вызвало неприкрытое раздражение, а у кого-то, может быть, и облегчение - тем, что конституционное ограничение национального суверенитета откладывается на неопределенное время.
     Впрочем, среди известных национальных элит распространено вполне отрицательное отношение к европейскому своду законов. И это отношение выразилось в прямых попытках повлиять на итоги референдума во Франции. Так, в Лондоне некоторые СМИ, в том числе «Экономист», «Сан», выступали в последние дни с горячими призывами к французам отвергнуть предложенный проект, чтобы получить «паузу для размышлений».
     Насколько эти призывы сыграли свою роль, сказать трудно. Тем не менее одна из главных опор европейского единства сегодня оказалась во власти демоса, который продемонстрировал, что так называемое европейское общественное мнение ему не указ и что он будет выражать волю соответственно собственным предпочтениям.
     Кстати, если говорить в целом о национальных предпочтениях Франции, то следует заметить, что они всегда отличались полутонами, отсутствием таких понятий, как «полностью и окончательно» или «единственно верное решение». В 1966 году Париж, как помнится, счел необходимым состоять лишь в политической организации НАТО, выйдя из ее военной структуры. «Полунатовская» Франция этим своим статусом внесла немало неудобств в функционирование альянса как беспрекословно послушного Вашингтону механизма. А ведь за этим голлистским демаршем стояли не только политические соображения элиты, но и настроения в низах.
     И вот сейчас мы вновь стали свидетелями того, как политическое руководство страны решение по столь важному вопросу предоставило сделать простым гражданам. Хотя, наверное, президент Ширак при желании мог бы упростить процедуру путем голосования в парламенте. И тогда результат наверняка был бы положительным.
     Однако такого импульса не получилось. И теперь аналитикам предстоит углубиться в размышления над причинами провала на французском фланге. Возможно, в число первых таких причин они поставят торопливость с принятием в ряды Евросоюза бедноватых восточноевропейских стран, рассчитывающих на финансовые вливания богатых западных соседей. Что бы ни говорили о высоких стремлениях к единству в общеевропейском доме, о поступательном движении Евросоюза в восточном направлении, на берега Днепра, делиться достигнутым благополучием население основателей ЕС особым желанием не горит. В минувшее воскресенье это показала Франция.
     Естественно, мысль при подобных поворотах событий на мировой арене неизменно возвращается к России, к нашим коллизиям. К сожалению, новейшая национальная история не зафиксировала практически ни одного случая, когда судьбоносные свершения осуществлялись бы с учетом ясно выраженной воли народа. В марте 1991 года такая воля была продиктована на референдуме о сохранении Союза. Однако меньше чем через год ее проигнорировали «герои» Беловежья, реализовавшие свои амбиции ценой упразднения СССР. Его враги сразу записали этот самороспуск на счет своей победы в «холодной войне». А теперь они не прочь повеселиться на похоронах самой России, когда-то объединившей отсталые национальные окраины, а потом одарившей их суверенитетами.
     Непростая это материя - объединение и разъединение государств и народов. Формирование и расширение Евросоюза казалось уж таким отлаженным процессом! И вот французский сюрприз. Предполагавшийся, но все равно сюрприз.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex