на главную страницу

31 Мая 2005 года

Планета людей

Вторник

Пороги стратегической стабильности

Алексей ЛЯЩЕНКО.



В Нью-Йорке завершилась VII конференция, на которой рассматривался ход действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В работе форума, продолжавшейся почти целый месяц, участвовали представители более 180 стран. Конференция привлекла внимание к ситуации вокруг режимов нераспространения и поставила вопрос о дальнейшей судьбе ДНЯО – чувствительные для документа скандалы происходят с завидной регулярностью. Одновременно с этим появляется все больше сообщений из США, свидетельствующих о стремлении Вашингтона пересмотреть основные «сдерживающие» международные соглашения, в том числе ДНЯО, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и договоры по немилитаризации космоса.

     
Форум на фоне скандалов


     Прошедшая конференция, согласно официальным формулировкам, была призвана «подтвердить значимость и жизнеспособность договора, который за время своего функционирования убедительно доказал, что был и остается важнейшим и эффективным инструментом сдерживания угрозы расползания ядерного оружия». В 1968 году 3 страны-депозитария (Великобритания, СССР и США) подписали Договор о нераспространении ядерного оружия. Через два года, когда к документу присоединились еще 44 государства, документ вступил в силу. В 1995 году была проведена обзорная конференция по ДНЯО, которая приняла решение о бессрочном продлении договора (изначально срок его действия составлял 25 лет). И сегодня ДНЯО - это самый масштабный по количеству участников международный договор по безопасности: к нему присоединились 188 государств, то есть практически все страны мира. В договор не входят фактически ядерные державы - Индия, Пакистан, Израиль и считающаяся близкой к таковой Северная Корея.
     За прошедшие с последней обзорной конфренции пять лет в ядерной сфере случилась масса скандалов, каждый из которых во многом стал чувствительным ударом по ДНЯО. Так, о демонстративном выходе из договора заявила Северная Корея. Буквально с началом конференции в начале мая о «провале» многомесячных переговоров с Евросоюзом заявил Иран, отказывающийся свернуть свою ядерную программу. Ситуация вокруг Тегерана и сейчас остается весьма напряженной. Можно вспомнить и о «черных» ядерных рынках, утечках и потерях секретных технологий в нескольких странах, и в первую очередь в США, эпопее о «ядерных чемоданчиках» и незаконнных поставках компонентов оружия массового поражения (ОМП) или средств его доставки.
     Так что начиналась и проходила конференция без особого оптимизма. Да и само согласование повестки дня форума оказалось скандальным. Представители США пытались сконцентрировать дебаты на вопросах «ядерного терроризма», распространения ОМП и особенно на проблемах Северной Кореи и Ирана. Однако, например, делегация Египта при поддержке Движения неприсоединившихся стран возражала против такой повестки дня, настаивая на обсуждении ядерного разоружения в целом, в том числе на Ближнем Востоке.
     
Двойные стандарты

     По сути, мировое сообщество по-прежнему отметило стремление США использовать процессы нераспространения для решения собственных задач. Так, Вашингтон активно поднимает «ядерную угрозу» со стороны Ирана или Северной Кореи. При этом, однако, не высказывает никакого беспокойства в отношении весьма внушительного ядерного потенциала Израиля (считается сопоставимым с арсеналом Великобритании, но ядерные испытания в Израиле не проводились – все было получено извне, в том числе от США) или «прощает» Пакистан, который в начале прошлого года отметился скандально активным экспортом чувствительных технологий.
     Следует также отметить, что после терактов 11 сентября 2001 года в США развернулась широкомасштабная кампания против симбиоза угрозы со стороны международного терроризма и распространения ОМП. Периодически озвучиваются заявления представителей «Аль-Каиды» о готовности «наказать» Америку с помощью ОМП и призывы экстремистов к «каждому правоверному мусульманину» содействовать этим планам. Таким образом создается мнение, что распространение в мире ядерного, химического и биологического оружия приобретает все более неуправляемый характер, а существующий международный режим контроля за ОМП, сравнительно эффективный в период «холодной войны», сегодня малопродуктивен. В этой связи США провозгласили переход к концепции «превентивной» войны против стран, стремящихся получить ОМП, сопоставляя их с международным терроризмом. И такие удары Вашингтон готов наносить любыми видами современного оружия, вплоть до ядерного.
     Под предлогом решения таких задач сегодня идет целевое финансирование военных программ, направленных не только на модернизацию существующих образцов ядерного оружия США, но и на создание новых типов ядерных боеприпасов. Сообщалось, что Пентагон и министерство энергетики США ведут исследования по созданию ядерного оружия малой мощности, разрабатывают новые системы оружия, способные глубоко проникать в грунт и уничтожать высокопрочные сооружения. Все эти работы, очевидно, вряд ли совпадающие с принципами ДНЯО, ставят под удар и еще один основополагающий международный документ в ядерной сфере – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который, кстати, чтобы не связывать себя обязательствами, США до сих пор не ратифицировали. Ведь без полноценных натурных испытаний новых образцов боеприпасов Пентагон не будет принимать их на вооружение – на кону миллиарды долларов и национальная безопасность США. Как сообщалось, США уже выделили средства на сокращение срока приведения в готовность к ядерным испытаниям полигона в Неваде с 36 до 18 месяцев.
     К сожалению, такие действия заставляют страны, которые неугодны в силу многих обстоятельств Вашингтону, искать пути получения ОМП, в том числе ядерного оружия, чтобы гарантировать свою безопасность. Сегодня около 50 государств мира считаются пороговыми, то есть могут в достаточно короткие сроки перевести свои мирные ядерные программы в военное русло и получить ядерное оружие. Что, собственно говоря, и подтвердилось на конференции в Нью-Йорке. Ее участникам так и не удалось согласовать итоговый документ, в котором планировалось наметить дальнейшие шаги в сфере нераспространения ядерного оружия.
     
К «звезде смерти»

     Есть опасность, что будет перейден порог милитаризации космоса. В американской прессе прошла информация, что ВВС США добиваются от президента Буша одобрения директивы, которая приблизит США к развертыванию наступательных и оборонительных вооружений в космосе. Новая директива, позволяющая размещать оружие стратегического назначения на космической орбите, призвана заменить документ администрации Клинтона 1996 года, где акцент делался на более мирном использовании космоса в интересах обороны - поддержке спутниками-шпионами военных операций, контроля над вооружениями и договоров о нераспространении. Президентская директива ожидается в ближайшие недели, сообщил «Нью-Йорк таймс» источник в администрации.
     Пентагон уже потратил миллиарды долларов на разработку космического оружия и подготовку планов его развертывания, пишет американское издание. Например, стратегия ВВС Global Strike («Глобальный удар») предусматривает создание космического самолета, несущего высокоточное оружие и полтонны боеприпасов. У ВВС США уже есть и потенциальное космическое оружие. В апреле ВВС осуществили запуск XSS-11, экспериментального микроспутника, технически способного мешать работе разведывательных и коммуникационных спутников других стран. Еще одна космическая программа ВВС разрабатывает идею отражения лазерных лучей от зеркал, подвешенных к спутникам или огромным высотным дирижаблям, и направления этих смертоносных лучей на цель в любой точке планеты. Четвертая занимается превращением в оружие радиоволн.
     Новый толчок стремлению ВВС в космос дала неспособность США выстроить эффективную систему противоракетной обороны на земле. Американская пресса указывает, что, потратив 22 года и почти 100 миллиардов долларов, Пентагон говорит, что сегодня он не может с высокой степенью надежности обнаруживать и уничтожать угрозы.
     При этом известно, что некоторые элементы системы американской национальной ПРО будут размещаться в космическом пространстве. Это не только информационно-разведывательные спутники, но и боевые элементы, например лазеры военного назначения. По оценкам военных специалистов, физиков и инженеров, система космического базирования, способная защитить страну от небольшого количества ракет, может стоить от 220 миллиардов до 1 триллиона долларов. Несмотря на большие технические и финансовые проблемы, США планируют уже в 2012 году начать испытания лазеров космического базирования, а к 2020 году и вовсе принять их на вооружение.
     Предлагаемые изменения, указывают американские СМИ, дадут толчок гонке вооружений в космосе: потребуются новые вооружения, спутники, способы ведения войны и сотни миллиардов долларов.
     
Сохранять и развивать

     В такой ситуации большое значение имеет позиция России – страны, которая традиционно в силу своего, в частности, ядерного и космического потенциала совместно с США определяла стратегическую стабильность. Выступая в Нью-Йорке на открытии конференции по ДНЯО, глава российской делегации замминистра иностранных дел Сергей Кисляк заявил, что Москва верна своим обязательствам в плане сокращения стратегических наступательных вооружений и выполняет их с опережением графика. По данным МИД РФ, за пять лет — с 1 января 2000 года по 1 января 2005 года — РФ сократила свои стратегические ядерные силы на 357 носителей и 1.740 ядерных боезарядов. Кроме того, в четыре раза сокращены нестратегические ядерные вооружения. В совокупности же по сравнению с 1991 годом общее количество запасов ядерного оружия сокращено более чем в пять раз. России и США еще предстоит выполнение подписанного в Москве в 2002 году Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, который предусматривает взаимное сокращение суммарного количества стратегических ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года до 1.700 – 2.200 единиц у каждой из сторон. «Наш вклад в обеспечение необратимости ядерного разоружения - и в реализации программы переработки в топливо для атомных электростанций 500 тонн высокообогащенного урана, извлеченного из российского ядерного оружия, - заявил Сергей Кисляк. - К осени 2005 года в сотрудничестве с США будет перейден количественный «экватор» - переработано 250 тонн такого высокообогащенного урана. Это эквивалент многих тысяч ядерных боеголовок».
     Что же касается космоса, то официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко отметил: «Сегодня в космической деятельности в той или иной степени участвуют более 130 государств. Они либо имеют собственные космические программы, либо разрабатывают программы использования информации от космических средств, в том числе при решении задач обороны». «Однако оружие в космосе до сих пор не размещалось, и сейчас его там нет. Это стало результатом целого ряда международных договоренностей, – отметил дипломат. – Так, например, в свое время СССР выступил инициатором заключения договора о частичном запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года. Этот договор вошел в историю как Московский. За ним последовали договор по космосу 1967 года и соглашение о деятельности на Луне 1979 года».
     Россия, согласно заявлениям и дипломатов, и представителей Вооруженных Сил, не намерена выводить оружие в космос. Но подчеркивает, что в случае осуществления такой деятельности другими государствами, в первую очередь США, будет вынуждена на это реагировать. Москва также отмечает, что существующая сегодня международно-правовая база в этой области регулирует лишь отдельные аспекты использования космического пространства в военных целях и ее явно недостаточно для предотвращения появления в космосе других видов оружия. Так что дело за переговорами и подготовкой нового объемного документа по космосу.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex