на главную страницу

31 Мая 2005 года

ВЕСТНИК РОСТО (ДОСААФ)

Вторник

С помощью можно и опоздать...

Валентина ДРОКИНА,
заслуженный мастер спорта России,
четырехкратная абсолютная чемпионка СССР,
десятикратная чемпионка России.



«Нельзя оставаться равнодушным к виду спорта, в котором в нашей стране такие традиции...» - эти слова директор Федерального агентства РФ по физической культуре и спорту посвятил хоккею. Но то же самое можно сказать и о самолетном спорте. Да, самолетный спорт не является олимпийским и никогда не был столь массовым, как хоккей. Но своими богатыми традициями он ничуть не уступает популярной игре. А слова прославленного спортсмена Вячеслава Фетисова цитирую потому, что самолетный спорт также не терпит равнодушия.

     Но вначале – о традициях. Основоположником фигурных полетов, акробатического пилотажа, которые сейчас выполняют на спортивных поршневых самолетах, был выдающийся русский летчик Петр Нестеров. В 1913 году впервые в истории он совершил полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости. Долгие годы эта фигура называлась «мертвой петлей». Сегодня петля Нестерова – одна из простых фигур высшего пилотажа, разновидностей же петель современный каталог насчитывает несколько десятков.
     Сборная команда нашей страны по высшему пилотажу на самолетах выиграла 8 чемпионатов мира, которые проводятся с 1960 года. Титул абсолютного чемпиона мира отечественные летчики завоевывали 19 раз (8 побед на счету мужчин, 11 – женщин). Особенно впечатляют достижения сборной России за последние 6 лет. На двух последних мировых первенствах подряд – в 2001-м в Испании (Всемирные воздушные игры) и в 2003-м в США – были одержаны поистине уникальные победы. Чемпионский титул россияне завоевали, выступая в гостях у сильных соперников, в сложнейших климатических условиях. В 1999, 2002 и 2004 годах наша сборная завоевала титул чемпиона Европы. Причем в 2004-м весь пьедестал почета европейского первенства заняли русские летчики. Такая победа вдвойне уникальна потому, что целый год вся сборная команда (12 летчиков) тренировалась всего на одном стареньком самолете. В эти годы абсолютными чемпионами Европы и мира становились Сергей Рахманин и Михаил Мамистов, абсолютной чемпионкой мира среди женщин была Светлана Капанина, абсолютной чемпионкой Европы – Светлана Федоренко. Главный тренер «золотой» сборной – абсолютный чемпион мира и Европы, заслуженный тренер России, заслуженный пилот России Виктор Смолин.
     А теперь – о равнодушии. Как известно, в высшей лиге наши пилотажники выступают на самолетах марки «Су». Они доказали, что эти российские спортивные самолеты – лучшие в мире, и поэтому на них летают более 50 процентов участников чемпионатов мира и Европы. Но самая титулованная в мире команда в течение многих лет располагает для тренировок и выступлений на соревнованиях в лучшем случае тремя изношенными самолетами Су-26 и Су-31. Хотя эти машины и лучшие в мире, они прошли уже по два-три капитальных ремонта. К тому же нет ни одного двухместного самолета для подготовки кандидатов в сборную страны. Команда постоянно сталкивается с дефицитом авиабензина (и это в нефтедобывающей стране!), прочих материальных ресурсов, необходимых для обеспечения сборов и соревнований. На наших самолетах установлены надежные двигатели, но они физически устарели, так как эксплуатируются уже не одно десятилетие, бесконечные ремонты сокращают время тренировок. Причем с середины 1990-х годов такие двигатели (М-14П) практически не выпускаются.
     По инициативе и с учетом пожеланий спортсменов сборной России была создана новая модификация самолета – Су-26МЗ с форсированным (до 420 л.с.) двигателем. В 2004 году сборная России получила две такие машины: одну – за две недели, другую – за неделю до чемпионата Европы. Выполненных в остававшееся время тренировочных полетов было явно недостаточно. Но наши ребята все-таки выиграли и это первенство! Однако вскоре полеты на новых самолетах были прекращены, так как и сами самолеты, и двигатели, установленные на них, являются экспериментальными, требуют дополнительных испытаний. А средств на эти испытания, как выяснилось, нет. Вот уж поистине парадокс: в стране есть лучшие в мире летчики и лучшие в мире спортивные самолеты, но некому позаботиться о том, чтобы они летали.
     В 2005 году сборной команде России предстоит участвовать в чемпионате мира в Испании. Наши соперники непрерывно тренируются, каждый из них имеет свой личный самолет и спонсоров. При минимальном количестве тренировок побеждать таких конкурентов крайне трудно. Но разве можно допустить потерю лидерства по причинам, которые не зависят ни от тренера, ни от спортсменов. Поэтому мы надеемся на дальнейшее и более плодотворное сотрудничество, помощь со стороны ОКБ имени Сухого и ОКБ имени Яковлева.
     Тот факт, что самолетный спорт не является олимпийским видом спорта, отнюдь не означает, что ему можно не уделять внимания в свете президентской программы развития спорта в России. Высший пилотаж на самолетах наряду с хоккеем, фигурным катанием и борьбой – наш национальный вид спорта, наше достояние. Ценой поистине героического труда спортсменов и тренеров в нем по-прежнему живы и сильны славные победные традиции. Поэтому сборная команда России по высшему пилотажу нуждается в особом внимании со стороны государства. «Экономия», прямо скажем, не таких уж больших средств, необходимых для поддержания нашего вида спорта на достойном уровне, может обернуться несоизмеримо большими потерями. Если мы хотим по-прежнему быть великой авиационной державой, Правительство России должно наконец-то вспомнить о существовании самолетного спорта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex