на главную страницу

8 Июня 2005 года

Армия и общество

Среда

Булыжник как оружие солдата

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



По результатам 2004 учебного года Приволжско-Уральский военный округ в восьмой раз (!) подряд признан лидером в Вооруженных Силах РФ по организации и проведению спортивной работы. По словам начальника отделения физической подготовки и спорта ПУрВО полковника Юрия Золотова, сложившуюся с годами традицию «быть первыми» в принципе удержать по силам. Хотя с каждым годом делать это становится сложнее. Все активнее на «пятки» наступают войсковые спортсмены Московского военного округа и команда КСПН ВВС. «Но и мы не стоим на месте, - отмечает офицер. – Изыскиваем новые и вдыхаем вторую жизнь в оправдавшие себя методы работы с личным составом». Вот только какими «нервами» это дается, полковник Золотов решился рассказать не сразу.

     
Курица – не птица. Срочник – не спортсмен

     - В 2004 году на различные первенства ВС РФ округ представил 642 участника. Они собрали достойный «урожай» наград, - издалека излагает ситуацию полковник Золотов. – В этом году пошли еще дальше. Только в зимнем периоде обучения (а впереди еще полгода) выставили 527 спортсменов и завоевали свыше 250 медалей, из которых 69 золотых. Более того, сухопутный ПУрВО оказался в числе призеров по плаванию в ластах. К тому же мы остались единственными, кто до сих пор культивирует состязания по зимнему лыжному ориентированию. Словом, перечисляя нашу неординарность, пальцы на руке можно загибать и дальше. Но…
     А «но» таково: из года в год число приходящих в войска парней с навыками спортивной подготовки катастрофически снижается. Если сегодня в массе призывников за год окажется один-два кандидата в мастера спорта – это событие для окружных спортивных руководителей: будет с кем работать «на будущий результат».
     В принципе с подобной ситуацией
     можно было смириться, если бы «под ружьем» оказывался физически здоровый контингент. «Но в том и неприятность, - в унисон констатируют военмеды ПУрВО и офицеры окружного управления воспитательной работы, - что до 25 процентов новобранцев приходят в войска с уже выявленными ограничениями по здоровью, дефицитом массы тела и набором вредных привычек». К тому же, как выясняется, большинство из новобранцев, к примеру, с кроссовыми дистанциями знакомы лишь по рассказам. А в войсках их встречают, увы, реальные нормативы. В результате в ходе первого забега на три километра в положительную оценку укладывается не более 16-20 процентов бегунов. Норматив по подтягиванию из десяти сдает не больше половины. Временные рамки стометровки по силам лишь единицам. И здесь, как говорится, не до жиру (точнее, не до воспитания будущих спортсменов, что в условиях срочной службы вообще-то даже нереально) – удержать бы «в рамках» средний балл подразделения.
     Огорчает и тот факт, что надежды, возлагавшиеся на приходящих в войска контрактников, себя также не оправдали. Ведь по своему физическому развитию волонтер – тот же срочник. И ждать спортивных результатов от него не приходится. Хуже того, в погоне за нормой «сдачи» войскам добровольцев на службу отдельные военкоматы умышленно завышают данные физического развития будущих контрактников. Факты подтасовок разоблачаются быстро, при первом же занятии в спортгородке. Но обратной дороги уже нет.
     Поэтому сегодня ставка в ПУрВО делается на курсантов военных училищ как контингент, имеющий в запасе несколько лет стабильной плановой физической подготовки. Более того, базовые военно-прикладные виды спорта внедряются в учебный процесс СВУ. Причем настолько удачно, что некоторые из кадетов уже сегодня имеют опыт выступления на первенствах округа по офицерскому троеборью, в штатной стрельбе из автомата Калашникова и пистолета Макарова.
     
Бульдозером по ЕПП

     Судьба у лозунгов такая: пока все хорошо, их смысл не волнует.
     Вряд ли кого в прежние времена задевали выведенные на кумаче слова: «Отличная учебно-материальная база - залог высоких результатов». Сегодня фраза «забирает» аж до костей. Потому что с этой самой спортивной, учебной и материальной базой в ПУрВО, мягко говоря, не все в порядке. За последние 12 лет по системе централизованного обеспечения в округ не поступило ни одного мяча, ни одной пары боксерских перчаток, ни одной пары лыж. В счет погашения последней заявки отделения физической подготовки и спорта округа (более 50 инвентарных наименований) в ПУрВО поступила лишь «лапа боксерская» в... одном экземпляре.
     - Обеспеченность лыжным инвентарем - полпроцента от потребности округа, - с горечью констатирует полковник Золотов. - Провели инвентаризацию: оказалось - в полках постоянной готовности в состоянии одномоментно экипировать не более одного взвода лыжников. Да и те вряд ли далеко уйдут. Практически все крепления - самоделки: изготовлены из солдатских ремней и прикручены к лыжам шурупами. Ощущается нехватка лыжных палок. И самое обидное, что заменить этот «спортинвентарь» ничем нельзя…
     Последнюю фразу офицер произнес не случайно. Дело в том, что за минувшие годы в разряд дефицита в ПУрВО попали не только лыжи, но и, кто бы мог подумать, учебные Ф-1. Те самые металлические болванки, помогающие военнослужащим отрабатывать навыки в метании гранат. В иных частях муляжей «ручной артиллерии» осталось по 3—5 штук. «При таком наличии учебного инвентаря взвод обучить - надо сутки потратить», - в сердцах отмечает полковник Золотов.
     От подобной безысходности в Тоцком гарнизоне восстановили забытый тренажер по метанию гранат на тросовой растяжке. В ряде частей командиры вынуждены были назначать «дежурных плавильщиков», обязанностями которых стала отливка из лома свинца весовых габаритов гранат. Там же, где под рукой свинца не оказалось, разработали свой метод тренировки солдат. Так, в Чебаркульском гарнизоне отсутствующие гранаты подменили… булыжниками, равными по весу Ф-1. Теперь на занятиях бойцы делятся на две группы. Первая перебрасывает кучу «гранат» с огневого рубежа в поле, вторая, в обратном порядке, - на исходный рубеж.
     И, по словам полковника Золотова, в сложившейся ситуации поражает не то, что кто-то из руководящего звена полков вынужденно воплощает в жизнь нестандартные решения по обучению личного состава, а то, что встречаются отдельные отцы-командиры, кому «до лампочки» даже имеющийся спортивный фонд.
     Так, минувшей зимой личный состав Верхне-Пышминского полка ввиду реконструкции казарменного фонда был временно отселен в палаточный городок. Переселиться-то переселились, но достаточного количества дров для обогрева «полевых квартир» подразделений командование части не запасло. В итоге замерзшие, но «находчивые» бойцы в одночасье спалили в буржуйках все деревянные элементы конструкций полковой единой полосы препятствия (ЕПП). Теперь на восстановление утраченного окружным «спортсменам» необходимо где-то изыскать несколько десятков тысяч рублей.
     Схожий «сюрприз» с убытками, правда, в гораздо больших размерах, преподнесло отделению физподготовки и спорта ПУрВО командование дислоцирующегося в Екатеринбургском гарнизоне мотострелкового соединения. По не объяснимым до сих пор причинам в январе текущего года в одночасье была снесена полоса препятствий, закрепленная за батальоном связи. На правомерный вопрос полковника Золотова: «Зачем?» инициатором сноса ЕПП был дан столь же лаконичный ответ: «Затем!» Мол, не на месте полоса располагалась.
     - Свыше десяти лет полоса никому не мешала, эксплуатировалась по назначению. И вдруг стала «крайней», - не скрывает возмущения Золотов. - Спрашиваю: «Где хотя бы остатки металла?» Руками разводят: «Знать не знаем, куда все подевалось».
     Аналогичное исчезновение элементов конструкции полосы препятствий приключилось и с ЕПП разведбата того же соединения. В одну из ночей весь тренировочный комплекс был буквально срезан стальным ножом бульдозера. «Была дана команда: представить к утру котлован под фундамент будущего общежития контрактников, - оправдывался позже прораб стройучастка. - Мне ничего не оставалось, как выполнить приказ».
     Чрезмерная исполнительность прораба, по словам полковника Золотова, обернулась округу убытками в 250.000 рублей - именно столько стоит сегодня возведение с нуля новой полосы препятствий. А ведь отделаться можно было меньшей «кровью», если бы о сносе спортивного объекта было своевременно проинформировано руководство отделения физической подготовки и спорта ПУрВО. По крайней мере полосу можно было перенести на новое место. А так на территории екатеринбургской части мотострелкового соединения не осталось ни одной ЕПП. Восстановление утраченного потребует, по самым приблизительным подсчетам, 500 тысяч рублей. Для справки: именно такая сумма выделяется раз в год военным округом на все спортивно-массовые нужды, в том числе и на содержание в эксплуатационном режиме плоскостной спортивной базы - ЕПП, гимнастических городков, площадок рукопашного боя и игровых площадок.
     
Кто не успел – тот проиграл

     И все же, несмотря на сопутствующие проблемы, в ПУрВО удается ежегодно привлекать на внутренние чемпионаты до 1.700 участников. Заслуга в этом в первую очередь штатных специалистов по физподготовке частей и соединений.
     Правда, как уверяет полковник Золотов, и на этом «фронте» мог быть провал, если бы он сам не взял ситуацию под личный контроль. А именно: несколько лет подряд Юрий Семенович строго следует правилу – раз в год посещать Санкт-Петербургский военный институт физической культуры и отбирать выпускников для ПУрВО. Как говорится, игра стоит свеч. Из 13 выбранных в прошлом году лейтенантов сегодня лишь один не удовлетворяет руководство отделения физической подготовки и спорта округа своими профессиональными качествами. Раньше было куда хуже. Чуть ли не нормой воспринималась ситуация, когда из партии выпускников, распределенных в округ, три-четыре лейтенанта буквально с порога заявляли о своем твердом намерении расстаться с войсками. А месяцы спустя появлялись новые рапорты на увольнение. И скатертью дорога.
     - В принципе, конечно, лучше пусть будет вакант, чем балласт на должности, - соглашается полковник Золотов. - Да только мы, планируя перспективу, возлагаем надежды на «свежую кровь». А ее всегда недостаточно. Поэтому сегодня только части постоянной готовности могут похвастать штатными специалистами по физподготовке. Стыдно говорить, но в Екатеринбурге и Ульяновске наши вузы до сих пор без начальников кафедр по физподготовке. Несколько месяцев подбирали кандидатуру в Челябинское высшее военное автомобильное училище. С трудом закрыли вакант.
     Остальные воинские коллективы, как выяснилось, довольствуются назначенными «внештатниками». Из кого? Вот это - вопрос из вопросов.
     По данным отделения физподготовки и спорта ПУрВО, сентябрьский анализ спортивных результатов участников ежегодного окружного сбора лейтенантов говорит о том, что уровень подготовки выпускников армейских вузов нельзя в полной мере считать соответствующим предъявляемым требованиям. Так, результаты забега половины участников кросса-2004 оказались за рамками положительной оценки. К тому же методическая подготовка выпускников оставляет желать лучшего.
     Еще проблемнее обстоят дела с офицерами по призыву, или, как чаще именуют их в войсках, двухгодичниками. Эта категория лейтенантов ввиду напрочь отсутствующего курса теории на военных кафедрах в принципе не знакома с вопросом физической подготовки в войсках. Как следствие, они ничего не знают, не умеют и к тому же сами в большинстве своем физически не подготовлены. В этой ситуации вселяет опасение тот факт, что в отдельных частях данная категория молодых «воспитателей со звездами на погонах» достигает 60–70 процентов от общей численности офицеров взводного звена, то есть тех, кто в силу служебных обязанностей обязан принимать непосредственное участие в становлении и обучении военнослужащих по призыву.
     Интересуюсь: так как же в столь сложных условиях жизнедеятельности военному округу удается из года в год удерживать пальму спортивного первенства?
     - Очень просто – не покидая войска дни и ночи, - поясняет полковник Золотов. - Офицеры нашего отделения не выходят из командировочного состояния. Три дня, к примеру, в Чебаркуле. Пять - в Самаре. Еще два дня - в Елани. Далее, что называется, со всеми остановками. Хорошо если командир части, училища душой болеет за спорт. Там и рабочих вопросов немного. Скажем, легко работается в Вольском училище тыла, в Пензенском артиллерийском инженерном институте. У артиллеристов, например, каждый курсант имеет приобретенные на личные средства добротный спортивный костюм, лыжи и по выпуске с этим инвентарем приходит в линейные части. Сложнее находить взаимопонимание в войсковых коллективах. Но мы и там ищем приемлемые точки соприкосновения. Ведь время для нас - залог будущих результатов. Просто говорится у нас по этому поводу чуть по-иному: кто не успел - тот проиграл.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex