на главную страницу

11 Июня 2005 года

Технология обмана

Суббота

За кадром «25-го кадра»

Валерия ВОЛКОВА.



     Трудно сейчас найти человека, который хоть раз в жизни не слышал о феномене 25-го кадра. Считается, что человеческий глаз может «обработать» лишь 24 кадра в секунду, поэтому если на 25-й вмонтированный в ленту кадр записать любую информацию, то она сразу пойдет в подсознание без всякой «обработки». За красивую идею ухватились сначала в стране изобретения, Америке, потом в Европе, ну и конечно же, как это бывало не раз с другими «новшествами», после полного провала везде она нашла уютное местечко в России. Все новые и новые слухи об эффективности 25-го кадра появляются в нашей стране с завидной частотой и до смерти пугают не просвещенный в этой области народ.

     Однако специалисты прекрасно знают об отсутствии какого-либо «феномена», связанного с 25-м кадром. Но вместо того чтобы раз и навсегда развеять все слухи и сплетни, как это сделали в Европе и Америке еще в середине прошлого столетия, они неизвестно зачем стращают наших граждан либо откровенно их дурачат.

     Забавно видеть людей, которые уверенно заявляют, что «скрытые кадры пагубно воздействуют на подсознание людей». Или если, например, в таком кадре написано «Убей соседа», то человека может внезапно охватить беспричинная агрессия и он возьмется за выполнение указанного. На телеэкране полно спекулирующих на 25-м кадре различных псевдолекарей вроде некоего доктора Крыласова. Он прославился благодаря бесчисленному количеству рекламных роликов, в которых за символическую сумму (40.000 рублей, между прочим) абсолютно безопасно (!) и со стопроцентной гарантией готов вылечить методом 25-го кадра любого пациента от наркомании, табакокурения, алкоголизма и еще бог знает от чего.

     А ведь еще в конце 50-х годов в Нью-Йорке федеральная комиссия по коммуникациям и другие специалисты в области физики, медицины и психологии разнесли в пух и прах «теорию 25-го кадра» некоего Д. Вайкари и все, что с ней связано. Напомним, что американский мошенник Джеймс Вайкари заявил всем крупным корпорациям Нью-Йорка о создании им новой блестящей теории о «подсознательной рекламе» и предлагал им за хорошее вознаграждение, разумеется, свои услуги в качестве консультанта. И многие купились, о чем свидетельствуют заработанные Вайкари 22,5 млн. долларов. При этом выяснилось, что весь «бизнес» Вайкари держался лишь на его способностях как неплохого рекламщика, так как никакого «феноменального» да и вообще какого-либо воздействия на человека 25-й кадр не имеет. В этом признался и сам Вайкари.

     Тем не менее в России успешно действуют его последователи. И пока неизвестно, сколько еще времени и денег нужно потратить в нашей стране, чтобы дойти наконец до того, что всему миру было ясно уже в 1957 году. Подсознательная реклама, вернее, то, что под нею понимается, не может работать в принципе. Почему? Каждый день наши органы чувств регистрируют миллиарды листочков, травинок, бликов, комаров, птиц, облаков, снежинок, человеческих лиц, автомобилей, домов, слов, реклам… И все это двигается, издает звуки и запахи. Это колоссальный объем информации! Как же наш мозг со всем этим справляется? Потому что нас защищает мудрая природа.

     Она выработала в организме человека массу страховочных механизмов. Один из них касается информации о внешнем мире. Когда эта информация через наши органы чувств поступает в наш мозг, она вначале проходит «неглубокую обработку» на уровне подсознания. Если за очень короткое время наше сознание ее не востребует, она теряется. Такую информацию называют подсознательной, подпороговой или «сублиминальной» – она не смогла превысить порог важности для наших рефлексов и сознания. Таким образом, мы с утра до вечера купаемся в подсознательном океане, сами того не замечая. Если в этом океане наш мозг выделяет нечто, представляющее для нас интерес, например знакомое лицо в толпе или несущийся на нас автомобиль, то подключается наше сознание, и глубина обработки увеличивается.

     Будет ли информация выделена нашим мозгом или нет, зависит от двух параметров – от интереса, который она для нас представляет, и от времени воздействия. Так, вид и звук несущейся на нас машины заставят нас среагировать за сотую долю секунды. Но мы не вспомним лиц пассажиров в метро, напротив которых мы сидели целых полчаса. Это называют «умственной слепотой». Именно умственной слепотой объясняется то, что, даже смотря на экран, мы не запоминаем большой процент телереклам. Пролистывая журнал в поиске интересной статьи, мы пробегаем незаинтересованным взглядом десятки реклам, ничего не запоминая; в потоке машин или в толпе спешащих людей мы не видим очень многого, особенно аляповатые пятна, которые кому-то кажутся рекламой.

     Итак, если наш мозг часто совершенно не интересуют даже огромные объемы информации, на которые он может переключиться вполне осознанно в любую секунду, то насколько же надо быть наивным или невежественным, чтобы полагать, что его может заинтересовать информационная пылинка, о существовании которой он даже не подозревает.

     Во время испытаний 25-го кадра в Канаде (в январе 1958 года) телезрителей, на которых ставился эксперимент, заранее предупредили о присутствии «вставок», и люди были на них зациклены, то есть они почти не следили за содержанием фильма. Но даже в этих искусственных условиях были получены нулевые результаты. А что же тогда говорить об обычных условиях показа, когда мозг зрителя всецело поглощен мощным раздражителем – содержанием фильма.

     Те, кто пугает легковерных простаков, увязывают сверхъестественные возможности вставок с их краткосрочностью. Но чем это воздействие отличается от воздействия мелькнувшего в толпе лица или надписи на чьей-то майке? Не зря, когда Вайкари приперли к стенке, он стал сравнивать подсознательную рекламу с придорожным щитом, который глаз выхватывает на мгновение боковым зрением. Когда Вайкари предлагал свой метод рекламодателям, он делал упор не на краткость действия рекламы, хотя и это он приводил как продающий момент – придется меньше платить за более короткую рекламу. Его основной «привлекалкой» было то, что зритель не замечает воздействия и не испытывает раздражения. Однако именно это и пугало людей: кто-то будет оказывать на них воздействие без их ведома. Но общественности никто не разъяснил, что без их ведома каждый день на них воздействуют миллионы раздражителей. При этом никакого зомбирования не происходит!

     У борцов с подсознательной рекламой есть еще один аргумент – многократность повторений вставок. Проверим. Вставки в передаче обычно повторяются несколько десятков раз. Вы же можете тысячи раз иметь дело с теми или иными вещами, но… Сколько ступенек на вашем крыльце, ламп в коридоре и пуговиц на вашей любимой рубашке? Какого цвета обложка вашей любимой книги, обои в спальне, стены на лестнице, глаза у вашего начальника? С какой стороны навешена дверь у холодильника? Где расположены выключатели? Есть ли столб у вашего подъезда?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex