на главную страницу

11 Июня 2005 года

Из жизни звезд

Суббота

Александр Балуев:
Не надо все мерить Голливудом

Владимир СИДОРОВ.




     В «Спецназе» он майор, «Благословите женщину» - полковник, «Олигархе» и «Каменской» - генерал, «Московской саге» - советский маршал, «Гибели империи» - штабс-капитан, а в «Турецком гамбите» - царский генерал... И везде он достоверен и точен, немногословен и убедителен, строен и внушителен. Вспомните, например, штабс-капитана Сергея Костина из «Гибели империи»: мундир сидит как влитой. Крепкий торс весь в ремнях. Плечи развернуты. Одним словом, ваше благородие.

     - На самом деле я большой и сутулый, но когда надеваю форму, то ее надо как-то нести. Я стараюсь мундир красиво носить, - признался в одном из интервью артист Александр Балуев, создавший за последнее время в кино и телесериалах впечатляющую галерею военных. Действительно, на экране Балуеву очень идут погоны, военная форма на нем сидит как влитая. Кажется, этот человек родился в мундире.

     В какой-то мере это так - Александр из семьи кадрового военного, через суровый опыт службы которого понял, что такое армия и настоящая мужская профессия. Естественно, отец хотел, чтобы сын избрал профессию офицера. Но победила мамина страсть к театру, оперному искусству и балету. Она увлекла Александра, выросшего в московских двориках на Смоленке, настолько, что по окончании школы он решил стать артистом.

     С армией же встретился лишь после окончания школы-студии МХАТ, когда пришло время службы в армии. Проходил он ее в Театре Советской Армии, где вместе с некоторыми другими современными российскими звездами учился наматывать портянки, ходил в наряды, выполнял «трудовую повинность». Иногда «проказничали», за что Александр однажды попал «на губу». Армейскому театру, в котором Балуев после службы остался работать, он благодарен до сих пор. Прежде всего потому, что в нем, по его словам, были и есть артисты, уважающие труд партнера, в каком бы звании они ни находились, - Зельдин, Пастухова.

     Что касается армии, то Балуев, вновь столкнувшийся с военными уже в зрелом возрасте, считает, что она сегодня переживает сложные времена. И в первую очередь потому, что военные в наши дни - это нечто другое, чем в царское и даже советское время. «Тогда ведь самые достойные сыны России почитали за честь послужить Отечеству, их тяжелая и рискованная работа достойно оплачивалась, люди в погонах вызывали восхищение всего гражданского населения, не говоря уже о дамах... Сегодня же престиж службы в армии упал ниже критической отметки». Выход из создавшейся ситуации артист видит в создании профессиональных и контрактных вооруженных сил. «Настоящей, боеспособной армии нужны специалисты, они должны получать за это хорошие деньги. И пусть бы армия стала не столь многочисленной, зато очень мобильной. И без всякой «дедовщины». Да в такую армию невозможно было бы попасть», - подчеркивает Александр Балуев.

     Решив стать артистом, он в 17 лет сделал попытку поступить в Щукинское училище, но потерпел неудачу. Следующий год Александр работал помощником электрика на «Мосфильме» - таскал фонари, которые сдавали в ремонт, вставлял в них грифели, выполнял другие работы на съемочной площадке. И наблюдал, как работали Владимир Высоцкий в «Арапе Петра Великого», Людмила Гурченко в «Маме», Евгений Евстигнеев и другие именитые артисты страны. А затем была школа-студия МХАТ с ее великолепными педагогами - Павлом Масальским, Иваном Тархановым, Ольгой Фрид и Софьей Пилявской. Учился в свое удовольствие, играл в «Утиной охоте» Зилова, «Спешите делать добро».

     Просмотр Людмилой Касаткиной и Федором Чеханковым дипломного спектакля с его участием, а также необходимость прохождения военной службы определили выбор Александра. Со сценических постановок «Часы без стрелок», «Дама с камелиями» в Театре Советской Армии и началась артистическая карьера Балуева. Проработав в нем до 1987 года, Александр перешел к Валерию Фокину в театр им. Ермоловой, где играл главные роли в спектаклях: «Второй год свободы», «Снег, недалеко от тюрьмы», «Калигула». Но в конце 80-х покинул и его, так как не желал быть привязанным к одному театру и одному режиссеру. Сейчас Балуева можно увидеть только в антрепризах, поскольку актерское дело, считает он, настолько кочевое и цыганское, что бывает трудно привязать себя к какому-то конкретному месту. Ему нравится, когда собираются хорошие актеры под руководством хорошего режиссера и играют материал, который им интересен.

     В кино он объявился уже зрелым человеком. И вовсе не потому что не стремился попасть в него. Просто ему отказывали, а один из кинорежиссеров даже сказал: «Нет, этот сниматься никогда не будет. У него губы какие-то порочные, нос висит». Александр Кайдановский был первый, который, как выразился Балуев, «увидел что-то такое не в моем лице, а в моем внутреннем мире», и пригласил Александра в 1989 году в свою картину «Жена керосинщика» на главную роль, построив ее на том, что с помощью грима до неузнаваемости изменил внешность артиста.

     Потом пришли «Мусульманин» Хотиненко, «Му-му» Грымова, «Москва» Зельдовича, «Затворник» Кончаловского-младшего, «Праздник» Сукачева, и конечно же фильмы о военных, сделавшие Александра Балуева одним из самых популярных и востребованных артистов в стране. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что за 15 лет Балуев снялся в 58 картинах. Нет необходимости особо подчеркивать, что за каждой ролью стоят огромная работа и не всегда простые отношения с режиссером. Например, как признался Александр, ему сложно работалось с Говорухиным в фильме «Благословите женщину». «По моему разумению, - говорит Балуев в одном из интервью, - режиссер - это тот человек, который прежде всего должен понимать, уметь и, главное, знать, зачем он берет тот или иной материал, что он хочет этим сказать и как он свою идею выражает. Станислав Сергеевич обладает всеми этими качествами и понимает, зачем он что-то или кого-то берет. Но работать с ним непросто: он человек довольно целостный, убежденный и порой, конечно, наши убеждения не совпадали, не совпадают и будут не совпадать. Тем не менее все это пошло на пользу - я имею в виду наши разногласия».

     Что же касается самой работы артиста в нашей стране, то он, по словам Балуева, имеет гораздо больше возможностей для творчества, чем в Голливуде. Так, на самое абсурдное предложение актера: «Давай-ка я отсюда выйду, а здесь я, пожалуй, свалюсь с крыши в рыжем парике», наш режиссер вполне может ответить: «Давай». И если видит, что получилось лучше, чем задумано, утверждает. А в Голливуде у каждого режиссера есть большой толщины талмуд, в котором весь фильм по кадрам расписан и нарисован, остается только сделать своего рода «живую картинку». Поэтому там не может вот этот человечек нарисованный куда-то отойти или что-то сдвинуть. Он должен сидеть вот здесь и произносить вот этот текст.

     Рассказывает об этом Александр Балуев со знанием дела: он один из немногих российских актеров, кому удалось сняться аж в трех голливудских лентах. Причем все - полновесные хиты с полновесными звездными именами: «Миротворец» с Николь Кидман и Джорджем Клуни, «Столкновение с бездной» с Робертом Дюволлом и Ванессой Рэдгрейв и «Доказательство жизни» с Мэг Райан и Расселом Кроу. Но «фабрика грез» его не увлекла, и остаться там навсегда он не захотел. Почему? Да потому что у всех русских артистов, приезжающих на Голливудские холмы, существуют, по его словам, два амплуа: какой-нибудь мафиозный ублюдок или какой-нибудь военный подонок, жаждущий кому-нибудь подложить бомбочку или продать ракеточку, которые у нас, как думают американцы, валяются на каждом углу.

     - Вот этих типов я тиражировать не хочу. Мне, с одной стороны, повезло: я сыграл космонавта в фильме «Столкновение с бездной», персонажа не отрицательного. Но мне и не дали сыграть ничего положительного. По мнению американцев, русские не имеют права на какие-то хорошие, добрые чувства, - подчеркивает Александр. И добавляет, что у хорошего американца или даже не очень хорошего, нарушающего закон, должны быть враги, оправдывающие в том числе и нарушение закона. А этими врагами являются русские, корейцы, кубинцы... И «холодная война» никуда не делась. На публике наши лидеры жмут друг другу руки. А в большом масштабе мы остались врагами, и в сознание американцев внедряется, что русские - это мафия, наркотики и все прочее. К примеру, того же Сикорского они не считают русским - им просто не преподают, что он из России. Или вот уже шестьдесят лет они убеждены, что Вторую мировую войну выиграли американцы.

     Это политика, проводимая и средствами кинематографа. И это все сказки про свободное кино и безграничную демократию. Там запретов для гражданина и для общества ограничений столько, что нам и не снилось. В том же Голливуде запретили высокобюджетные, типа нашей «Бригады», картины и положили их на полку из-за того что эти фильмы стали служить руководством к действию - как подложить, как нажать, как взорвать и так далее: это опаснее, чем иногда кажется.

     Александр не понимает, почему мы пытаемся пойти по американскому пути развития кино. Ведь у нас когда-то был свой Голливуд. Мы просто тогда не заметили этого. А потом отдали кинотеатры под мебельные салоны, склады. И сейчас имеем то, что имеем. А зрители до сих пор с восхищением смотрят такие фильмы, как «Девчата», «Алые паруса», «Офицеры». По мнению Балуева, актерам того поколения повезло больше. Все-таки в том тенденциозном кино они играли любовь, дружбу, простые истины. Сегодня снимают социальные условия и срезы. Драматургии нет, любовь не выписана. Очень мало сценариев, которые цепляли бы своей историей.

     Кстати, о российской истории. Балуев уверен, что прошлое надо знать, а посему он против любого насилия над историей. Ведь какая бы она ни была - она наша, и нам никуда от нее не деться. Как можно вычеркнуть из истории всех замученных в лагерях людей? Но точно так же нельзя вычеркнуть победу СССР в Великой Отечественной войне, немыслимую без Сталина.

     - Я совершенно точно знаю, что забывать о существовании Сталина нельзя, - говорит он в одном интервью. - Стерев с лица земли все «следы» Сталина, мы сделаем большую ошибку. Сейчас активно убирают из сознания школьников и студентов фигуру Ленина - это равносильно тому, как в свое время ее активно туда внедряли. Мне кажется, и то и другое - преступление против истории.

     Нормально он относится и к идее восстановить памятник Дзержинскому на Лубянке. Вот то, что этот памятник снесли, считает глупостью. Сжигание книг, поломка памятников - это все варварские поступки, которые ничего в нашей стране не меняют. Памятник - это память. На его взгляд, надо менять отношение к памятникам, потому что это не только история, забыть о которой - большая беда. Это еще и культурное наследие.

     В этой связи естественен и ответ Балуева на вопрос, в какой стране он чувствует себя как дома, - только в России. Но любит бывать в Англии, и особенно в Лондоне. Ему нравится ритм этого города. Но все же по душе ему ближе родная страна - Сибирь, Приморье, где люди более непосредственны. И еще Подмосковье.

     Несколько лет назад Александр построил в 22 километрах от окружной дороги по Успенскому шоссе дом. Это обыкновенная крестьянская изба, насыщенная всевозможными стирально-телевизионными причиндалами, светом и газом. В ее необходимости он утвердился, когда стал чувствовать, что мегаполис не дает больше вдохновения, не приносит расслабления. А потому захотелось быть ближе к природе. И сегодня он может дышать свежим воздухом, лежать на поляне или косить траву, поливать деревья, которые сам посадил. Другими словами, получать такое удовольствие, что, как говорит Александр, ни на какие светские рауты не променяешь. Да он не ходит на модные нынче тусовки. Они его тяготят.

     Его же больше тянет домой. Несмотря на создаваемый им на экране образ крутого супергероя и плейбоя, Александр мягкий и добрый по жизни человек и к тому же однолюб. Он очень любит свою супругу Марию и детей. Супруга Балуева Мария по национальности полька, а по профессии - журналистка. Познакомились они в 1991 году в Коктебеле, где 33-летний Александр, снимался в фильме «Ричард Львиное Сердце», а Мария с детьми отдыхала. У нее на тот момент был муж, с которым она затем развелась. Несколько лет Александр и Мария жили такой цыганской кочевой жизнью, мотаясь друг к другу из Варшавы в Москву и обратно. Пока наконец не обрели постоянное место проживания - собственный дом. К тому времени выросли и дети Марии - дочь Оля, ей сейчас 25 лет, и сын Юлик, которому 20 лет. А 8 июля 2003 года у Александра Балуева родилась дочь Маша, которая, по признанию отца, изменила всю его жизнь.

     - Я стал... осторожнее, что ли. Теперь даже медленнее вожу машину, стараюсь понапрасну не рисковать. Недавно возвращался из Саратова, самолет уже вырулил на взлетную полосу, как вдруг нам объявили, что он неисправен, и пересадили на другой. Меня тогда посетила единственная мысль: если бы я сейчас грохнулся, что было бы с Марусей, с ними обеими? Особенно мучаюсь, оттого что приходится часто уезжать. Прямо физически ощущаю, как каждый день теряю эти драгоценные моменты, - хочу быть с дочкой как можно больше, словами не передать, как мне ее не хватает. Маруся сейчас очень быстро меняется, каждый день что-нибудь новенькое - новые словечки, она уже по-другому реагирует на окружающий мир, более осознанно. Мечтаю о том времени, как она еще чуть-чуть подрастет, и я уже буду с ней болтать, выслушивать ее, отвечать на вопросы.

     И эти чувства, по словам Балуева, никакими высокими гонорарами не компенсируешь. Тем более что ему не нужны яхты, самолеты. Он спокойно летает обычными авиарейсами, ездит в метро, когда спешит. У него нет потребности купить остров и назвать своим именем. Если существует средний класс, то, скорее, он относит себя к нему. Частный дом за городом, причем не коттедж, а срубленный из обычного кругляка, машина «Мерседес». Это он может себе позволить, не жалуясь на то, что некогда продохнуть.

     Он амбициозен. Но его амбиции местечковые, что ли. У Балуева нет желания покорить мир, завоевать признание всех женщин планеты. Он счастлив, оттого что ему не нужно какое-то бессмысленное количество вещей. Может спокойно одеваться не из бутика на улице Тверской, а с рынка ЦСКА. Когда удается вырваться в Лондон, то ходит по секонд-хендам. И покупает то, что ему нравится.

     Популярность на него никак не влияет. Он также реально относится к себе, как и тогда, когда не было этой популярности. Тем не менее ему приятно, когда его узнают.

     - Я тут зашел в магазин «Перекресток» купить какую-то вещь, выбираю, и подходит какая-то женщина, примерно моя ровесница. Она ничего от меня не хотела. «Я вот вас встретила и не могу вам не сказать. Пока в нашей стране есть такие актеры, не все так плохо». И ушла. Причем она по облику из бизнеса. Я не задаюсь вопросом: ценнее я Березовского или Абрамовича или не ценнее? Вот я не думаю, что к ним кто-то подойдет и скажет такие cлова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex