на главную страницу

15 Июня 2005 года

Тема номера

Среда

КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ.

Юрий БЕЛОУСОВ.



Те, кто с замиранием сердца наблюдал в тот день посадку Ми-8, пилотируемого Игорем Родобольским, потом вспоминали: «Машину, как в шторм, таскало из стороны в сторону. Даже на расстоянии была заметна сильная вибрация. За вертолетом, будто в Отечественную войну за подбитым самолетом, тянулся темно-серый шлейф».

     
Где родился - не пригодился

     - Родился в Гродно, в сугубо штатской семье. Окончил школу в Новополоцке, - бегло рассказывает о себе Игорь Олегович. – Вынашивал планы об институте, но острого желания в том не испытывал: расхолаживал приближавшийся срок службы в армии. Появившуюся было апатию прервал отец, уговорив подать заявление в Витебский аэроклуб.
     Встреча с малой авиацией изменила и настроение, и душевный склад юноши. Он всерьез увлекся небом, винтокрылыми машинами. Именно поэтому учеба давалась ему достаточно легко. В считанные месяцы Родобольский освоил Ми-1. Выбрав положенные 60 часов практического налета, успешно завершил курс летного обучения. По выпуску ему, как передовику учебы, вручили погоны сержанта.
     С того дня Игорь Родобольский уже и в мыслях не представлял себя студентом гражданского вуза. Стряхнув пыль со школьных учебников по математике и физике, он занялся подготовкой к поступлению в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков.
     В том, что он поступит непременно, несмотря на внушительное число кандидатов на учебное место, сомнений не было. Ведь Игорь претендовал на учебу, уже имея за плечами начальное профессиональное образование.
     …Годы учебы в армейском вузе пролетели, как один день. По распределению ему выпала дорога в транспортно-боевой полк Южной группы войск. На месте благодаря основной специализации стал членом экипажа Ми-8, а некоторое время спустя – командиром винтокрылой машины. Тогда казалось, что жизнь устоялась, определилась надолго: есть интересное дело, удачно складывающаяся служба, есть семья, ребенок.
     
Поменял Европу на Азию…

     Но служба не получилась. В 1986 году из ЮГВ пришлось отправиться в мятежный Афганистан. О том, есть ли такого рода желание, не спрашивали. «Тревожный» чемодан в руки - и вперед, в Забайкалье для слаживания. Недели спустя вертолетчика Родобольского встретил Кундуз.
     Вообще-то высаживаться десантом «за речку» Игорю Родобольскому довелось дважды. Второй раз – в 1988 году. Обе спецкомандировки прошли удачно. «С той лишь разницей, - поясняет спустя годы Родобольский, - что ко времени второй командировки Афганистан наводнился «стингерами». Пришлось не только переходить на предельно малые высоты, но и менять время боевой работы, день на ночь. Было ли трудно? Не то слово. Особенно с ориентировкой. Это сейчас мы используем спутниковые навигационные приборы. А тогда вся надежда – на маломальское знание местности, реакцию да напарника, прокладывающего маршрут «пальцем по карте».
     Высадка разведгрупп, обеспечение десантирования, перехват и блокирование караванов, эвакуация раненых из-под огня в безопасное место – вот лишь немногие из задач, решавшихся вертолетчиками.
     На просьбу вспомнить из минувшей боевой работы конкретный эпизод Игорь Родобольский откликнулся не сразу: «Давно это было. Дневников не вел. Потому многое подзабылось». Впрочем, один боевой вылет он все же выделил особо. В тот день в составе эскадрильи и двух звеньев Ми-24 Родобольский участвовал в высадке десанта. Шел крайним ведомым и был наделен ролью поисково-спасательного обеспечения.
     - Как правило, десант высаживается там, где он нужен, – в районе дислокации бандформирования, - поясняет суть того эпизода Родобольский. – Без огневого противодействия с земли обходится редко. Досталось нам и тогда. Но не сразу…
     Освободившись от десанта, вертолеты взяли обратный курс, когда одна из высаженных групп, нарвавшись на противника, понеся потери, запросила помощь. «Пройди над нашими, - получил приказ Родобольский. – Оцени обстановку. Будет возможность – забери «трехсотых».
     Под прикрытием пары «двадцатьчетверок» Родобольский с первого захода мастерски посадил Ми-8 в центре круговой обороны десантников. Эвакуация группы произошла столь стремительно, что душманы даже не успели пристреляться по вертолету.
     - Наверно, случай не впечатляет? Что поделать: все дни похожи. Обычная рутинная работа, хотя и рискованная, - подвел черту рассказу Родобольский.
     А, между прочим, за ту «рутинную работу» в Афганистане Игорь Олегович удостоился трех орденов. Два из них - Красной Звезды.
     
Испытание Северным Кавказом

     Хотя с позиции участника северокавказских событий полковник Родобольский, несомненно, прав. В Чечне российским военнослужащим противостояли боевики, подготовленные лучше, основательнее, чем мятежные афганцы. Поэтому даже не самые сложные задания разрабатывались с учетом мельчайших деталей, вплоть до поиска самого рационального выхода из «нештатно развивающейся ситуации».
     …Декабрь 2001 года. Половина третьего ночи. Экипаж подполковника Родобольского получает приказ на эвакуацию из окрестности Аргуна тяжелораненых военнослужащих. В качестве дополнительной информации прилагалось сообщение авианаводчика о том, что в том районе продолжается ожесточенный бой, в том числе на опасном для вертолета при посадке расстоянии 400 метров.
     Позже в представлении к награде будет сказано: «Родобольский имел полное право отказаться от выполнения полученной задачи, потому что сложившиеся условия влекли непременное повреждение авиатехники».
     - Я никогда не летал очертя голову, - коментирует эту запись Игорь Олегович. - Но что значит отказаться, когда понимаешь, что остаешься последним средством спасения тех, кто нуждается в срочной медицинской помощи? Подчеркну это: срочной... Я понимал, чем все грозит для меня, экипажа, машины. Но иного варианта действий не видел.
     При подлете к месту боя Родобольский приказал авианаводчику обозначить место посадки зеленой ракетой. Световой сигнал конечно же выдавал место предстоящей эвакуации. Но сигнальной ракеты хватило, чтобы с помощью спутниковой системы навигации определить точные координаты площадки приземления, без предварительных пролетов над простреливаемым районом зайти на посадку и таким образом опередить в действиях боевиков.
     Последние открыли огонь на звук работающих в темноте двигателей винтокрылой машины. Пулеметная очередь буквально прошила десантное отделение вертолета. Одна из пуль, дырявя металл обшивки, прошла в сантиметрах от борттехника. Надо было иметь характер, выдержку, чтобы сесть, дождаться окончания загрузки...
     Выдержки подполковнику Родобольскому хватило и тогда, и во многих других случаях.
     Из представления к награждению: «В Шаро-Аргунском ущелье боевики оборудовали базу, выстроив вокруг нее глубоко эшелонированную оборону. По данным разведки, в распоряжении боевиков находилось несколько единиц ПЗРК «Игла». Командованием Объединенной группировки войск (сил) была разработана операция по ликвидации базы террористов внезапным ударом вертолетами армейской авиации и высадкой тактического десанта, сил спецназа в непосредственной близости». Возглавить воздушную группу поручили подполковнику Родобольскому.
     При входе в заданный квадрат Родобольский оставил вертолетную группу в районе барражирования. Сам же выступил в роли приманки. Умело уходя из-под пулеметного и гранатометного(!) огня, опытный летчик вынудил боевиков обнаружить свои огневые точки. По разведанным целям тут же нанесли удар Ми-24.
     - Высадка тактического десанта много времени не заняла, - вспоминает ту операцию Игорь Олегович. - На «спешивание», установление связи с наземными группами понадобились минуты… Все складывалось поразительно гладко.
     Многолетний опыт участия в подобных операциях подсказывал Родобольскому: что-то тут не так.
     А «не так» прошла выброска одной из групп спецназа. Сразу после десантирования они попали под огонь АГС-17. Первые же разрывы выбили из строя шестерых солдат. Группа запросила помощи.
     И вновь ответственность взял на себя Родобольский. Он вернулся в район высадки десанта. Из-за сложности рельефа осуществил посадку только на две точки опоры и в таком положении под непрерывным огнем боевиков удерживал вертолет, принимая на борт спецназовцев. В очередной раз пулеметной очередью оказался пробит десантный отсек. Хуже того, достоверной оказалась развединформация о том, что боевики владеют ПЗРК. Лишь своевременный и мастерски выполненный противозенитный маневр позволил Родобольскому уйти от поражения «Иглой». Но одновременно уклониться от огня стрелкового оружия не удалось. Длинная очередь прошла уже по пилотской кабине. «Экипаж спасли бронеплиты кабины, - записано в представлении к награждению. - Но несколько пуль повредили приборную доску, что вызвало отказ части пилотажно-навигационного оборудования».
     - Одна из пуль, ударив в край бронезащиты, отколола кусок, - вспоминает, хмурясь, Игорь Родобольский. - Осколок с такой силой ударил меня по левой руке, что она моментально стала неметь… До сих пор удивляюсь, как мне тогда удавалось не только вести машину по прямой, но и маневрировать.
     При наборе высоты в лопасть несущего винта попал гранатометный выстрел, вырвав из нее сразу два отсека. Ми-8 «окунулся» в сильнейшую вибрацию с постепенно возрастающей амплитудой. Возникла реальная угроза полного разрушения несущего винта в воздухе. Но даже с такими повреждениями дотянули-таки до ближайшей площадки приземления.
     Из представления к награждению: «В результате операции были уничтожены скрытая база террористов, склад боеприпасов, 36 боевиков. Захвачено 4 ПЗРК «Игла». Со стороны федеральных сил безвозвратных потерь нет».
     …Весной 2000 года в районе Харсеноя одна из групп войсковой разведки оказалась в блокаде боевиков. На спасение окруженных вышли три Ми-8. Бойцов нашли, но выполнение задачи осложнило редколесье, не позволившее приземлиться для эвакуации. Пришлось задействовать вертолетные лебедки.
     Огневое противодействие боевиков началось, как только один из вертолетов завис над группой.
     «Я - три полсотни. Работать не буду - ухожу на прикрытие», - передал ведущему группы свое решение Игорь Родобольский и, получив одобрение, направил боевую машину на самый интенсивный участок огневого сопротивления. Пока коллеги-вертолетчики на тросах вытаскивали разведчиков из западни, пилотируемый Родобольским Ми-8 ходил по кругу, расстреливая наседавших боевиков бортовым вооружением. И вдруг…
     - Командир, - ворвался в пилотскую один из стрелков десантного отделения, - мы сейчас загоримся. Керосин хлещет струей!
     В то же мгновение в наушниках Родобольский услышал голос ведущего группы: «Три полсотни! За тобой тянется шлейф. Сейчас загоришься. Уходи на базу! Прикроем!»
     Согласно действующему положению в подобной ситуации экипажу вертолета разрешается покинуть терпящий бедствие борт.
     - Даже с пустым десантным отсеком я бы сразу на это не пошел. А тут, представьте, за спиной - шесть бойцов, причем раненых. Обречь их на гибель? Никогда! - эти слова Игорь Олегович произносит не громко, но твердо, убежденно.
     Единственное, что мог допустить он в той ситуации: рискуя жизнью, тянуть до расположения своих войск. И довел до площадки подбитый Ми-8.
     О том, что испытали наблюдавшие в тот день посадку Ми-8 Игоря Родобольского, сказано в начале этих заметок.
     - Не поверишь, - подводит итог эпизоду Родобольский, - но последний керосин из поврежденной топливной системы ушел в землю точно в момент выключения двигателей…
     Позже кроме вырванных отсеков на лопасти несущего винта на поврежденном вертолете техники насчитали около тридцати пробоин.
     Это лишь два эпизода боевой работы летчика-снайпера Игоря Родобольского. Подобных им по степени опасности, риска, по словам его сослуживцев, было не менее двадцати. В том числе (с боевым применением вооружения Ми-8) - поиск в районе Итум-Кале пропавшей пары Су-25, неоднократные эвакуации с поля боя в условиях ограниченной видимости раненых военнослужащих, боевая операция по уничтожению близ Самашек замаскированного нефтеперегонного мини-завода, высадка в составе группы массированного десанта в периметре населенных пунктов Мескур-Юрт, Чечен-аул и Агишты, а также участие в операции по ликвидации бандгруппы, пришедшей с грузинской стороны. К слову, эта группа в бою под Галашками изрядно покалечила Ми-8 подполковника Родобольского. На аэродром борт вернулся с двумя десятками пробоин. Летела в его сторону тогда еще одна «Игла», не достигшая, к счастью, цели.
     
Не боем единым

     Впрочем, Игорь Родобольский употребляет слово «к счастью» в ином смысле. В Чечне ему, к счастью, пришлось не только боевиков уничтожать, но и простым людям помогать. Что, по словам Игоря Олеговича, «гораздо приятнее».
     …В июле 2002 года отдельные районы Чеченской Республики оказались в зонах локальных затоплений. Жители ряда населенных пунктов в одночасье были отрезаны водной стихией от соседних территорий. Для них единственным средством связи с «большой землей» была малая авиация российских ВВС. В тот ответственный период Игорь Родобольский, выполнив 98 вылетов, перевез 5 тонн гуманитарной помощи, эвакуировал в безопасные районы 170 человек, треть из которых были больными и ранеными.
     Вершинным испытанием на гражданском поприще для авиатора стало 15 июля. В тот день из горного села, что в Аргунском ущелье, требовалось срочно вывезти больного ребенка.
     - До этого в ущелье два дня стоял туман, исключающий посадку, - вспоминает Родобольский. - На третий день ветер временами разгонял белую пелену до видимости в 300—500 метров. В момент одного из таких «прояснений» я и взлетел, не думая, какими окажутся метеоусловия при возвращении. Лететь все равно надо.
     Долетел тогда Родобольский благополучно. Но на месте выяснилось, что выбранная жителями площадка из-за сильного уклона абсолютно не пригодна для посадки Ми-8. А сгущавшийся туман времени на поиск другого подходящего участка не оставлял. Подполковник Родобольский принял единственно возможное в той ситуации решение: несмотря на сильный ветер, проводить эвакуацию больного с зависания, то есть без посадки на грунт.
     Парнишку и сопровождавших его родственников подняли на борт. Вертолет лег на обратный курс.
     - Не знаю, молитвы ли пассажиров помогли в тот раз или просто удача сопутствовала нам, но из переделки, которая сродни боевой, мы выбрались, как видишь, целыми, - шутит Игорь Олегович.
     Может, и молитвы помогают. Но больше все-таки значит земное - профессионализм летчика.
     
Летчик от Бога

     «Игорь Родобольский – летчик от Бога».
     Это выражение я слышал, и не раз, от однополчан героя этой публикации. Так, впрочем, характеризуют многих одаренных, сильных пилотов. Но от этого оценка расхожей не становится. Судите сами: лишь за период участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе подполковник Игорь Родобольский выполнил 1.680 боевых вылетов, и сегодня общий налет летчика-снайпера достиг 4.800 часов. Непосредственно с поля боя им эвакуированы более 500 раненых российских солдат и офицеров. Меня эта цифра потрясает.
     В ходе «чеченского практикума» подполковник Родобольский разработал и опробовал ряд новых тактических приемов по скрытному, быстрому и внезапному десантированию и эвакуации разведгрупп и тактического воздушного десанта, что способствовало эффективному проведению операций по уничтожению бандформирований.
     За время спецкомандировок Игорь Олегович подготовил к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высотах до 3.000 метров 18 боевых летчиков.
     Отечество оценило самоотверженность и профессионализм своего сына. Вроде бы в мирное время служил и служит Родобольский. А на груди - планки ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, двух орденов Красной Звезды, трех орденов Мужества, ордена «За военные заслуги». А над ними - знак высшей степени отличия - Звезда Героя Российской Федерации.
     Теперь полковник Родобольский служит в управлении авиации штаба уральской армии ВВС и ПВО. На вопрос «Вы все так же, на крыле?» отвечает шутливо: «Летаю по-прежнему, но уже чаще - пассажиром. По-настоящему вернуться в небо удается, лишь работая в войсках. Но форму не потерял: если возникнет необходимость, займу кресло командира Ми-8». И после паузы уже серьезно добавляет: «Именно это кресло определило судьбу».
     На снимке: Борт привез боеприпасы (Чеченская Республика).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex