на главную страницу

16 Июня 2005 года

Армия и общество

Четверг

Мой адрес — не дом и не улица…

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси).
Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Совместное заявление министров иностранных дел Российской Федерации и Грузии наконец-то определило срок окончательного вывода российских военных баз с грузинской территории. Военнослужащим ахалкалакской и батумской баз Группы российских войск в Закавказье, частей Тбилисского гарнизона ГРВЗ и управления Группы, а также членам их семей предстоит очередной переезд к новому месту службы. Там, на новом месте, на своей земле, каждому из них еще бы ключи от квартиры… Однако квартир не хватает даже тем офицерам и прапорщикам ГРВЗ, кто уже сейчас стоит «одной ногой» в запасе.


     В вопросе обеспечения военнослужащих Группы, выслуживших установленные сроки пребывания на военной службе, на сегодняшний день сложилась критическая ситуация. За 2004 год офицерам ГРВЗ было предоставлено всего 10 квартир на территории Российской Федерации и оформлено 9 ГЖС. При этом один сертификат был соответствующими службами оформлен неправильно. Еще один не удалось реализовать по причине отсутствия у офицера регистрации по месту жительства в России (с какой стати он должен иметь регистрацию в России, если проходит службу на территории Грузии?).
     Даже тот мизер, что был выделен, вызывает у офицеров вопросы к выделяющей инстанции. Спрашивается, например, чем руководствовались квартирмейстеры, решив, что большинство квартир для увольняемых из ГРВЗ должно находиться в ростовских, кубанских и ставропольских станицах? Далеко не все военнослужащие ГРВЗ родом из этих мест. и неужели нельзя учесть пожелание каждого увольняемого офицера, как это принято во многих других странах с уважительным отношением общества и власти к людям в погонах? Тем более что и в России право в данном случае на стороне будущего отставника, поскольку ст. 6 п. 3 Закона РФ «О статусе военнослужащего» гласит, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеет право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации. Понятно, что с квартирным вопросом армия, как и страна в целом, переживает далеко не лучшие времена. Тем не менее бросать людей государевых на произвол судьбы, тем более за пределами родного Отечества, вряд ли позволительно.
     На сегодняшний день в соединениях и частях ГРВЗ, дислоцирующихся на территории Грузии, проходят службу около 100 офицеров и прапорщиков, выслуживших установленные сроки службы еще в прошлом и позапрошлом годах. Если быть точнее, то в тбилисском гарнизоне их 34, на 62-й военной базе (Ахалкалаки) - 26, на 12-й (Батуми) – 47. Уволить их в запас без предоставления жилья на территории России не представляется возможным.
     В этом году к «заветным» срокам в 45 и 50 лет в трех вышеуказанных гарнизонах приблизились еще около 300 военнослужащих. К этой цифре необходимо прибавить и более 200 человек, проходящих службу в Ереванском и Гюмрийском гарнизонах (102-я военная база и Группа боевого управления в Армении).
     Итого, список бездомных в этом году в ГРВЗ пополнится более чем на 500 человек. Из них около 200 написали рапорта на получение квартир, а около 300 - на обеспечение ГЖС. Учитывая прошлогоднюю статистику (10 квартир и 9 ГЖС в год), на удовлетворение их потребностей может понадобиться 20-30 лет. В подобной ситуации мечтать об увольнении даже и не приходится. Ведь до получения своего угла там, в запасе (с учетом средней продолжительности жизни мужчин в России), просто-напросто не дожить…
     В целом около 50 процентов военнослужащих ГРВЗ в настоящее время имеют законное право на получение жилья на территории России (отслужили 10 календарных лет и в связи с этим не могут быть уволены с военной службы в статусе бесквартирных), но не обеспечены таковым.
     ГЖС у военнослужащих по-прежнему вызывают огромное недоверие. Если прапорщики, а также рядовые и сержанты по контракту все же соглашаются на сертификаты, то офицеры открещиваются от них, как только могут. На 11 тыс. 170 рублей за квадратный метр (сумма, определенная сертификатом), всю жизнь промотавшись по отдаленным гарнизонам, только в подобном же гарнизоне и можно купить что-либо отдаленно напоминающее благоустроенное жилье.
     Кто-нибудь, может, считает, что офицеры нынешней России не заслужили дворцов, что защитники Отечества вполне могут довольствоваться хижинами. Мол, бедность – не порок... Однако при нормальном общественном устройстве бедность - признак ущербности, неспособности к тому труду, который считается общественно значимым. Неужели ратный труд российских офицеров, в том числе тех из них, которые служат в Закавказье, стране почти не нужен?
     У прапорщиков и военнослужащих по контракту несколько иная ситуация. Многие из них являются местными как в Грузии, так и в Армении. В воинских частях и соединениях, дислоцирующихся на территории Грузии, они составляют 52 процента от общего числа прапорщиков и около 20 процентов от общего числа военнослужащих по контракту. Даже на те скромные суммы, которые предусмотрены ГЖС, после их обналички вполне возможно приобрести квартиру в Ахалкалаки, Батуми. Может быть, даже и в Тбилиси (скромную, типа благоустроенной коммуналки). Но даже так называемые местные прапорщики и контрактники в большинстве своем совсем не желают по завершении службы оставаться на постоянное место жительства в Грузии или Армении, так как являются гражданами России. Еще больше стремятся в Россию офицеры, 87 процентов которых – ее уроженцы и не имеют в Грузии никаких корней.
     Справедливости ради необходимо отметить, что КЭУ СКВО и КЭО ГРВЗ прилагают максимум усилий для того, чтобы если и не решить эту проблему в полном объеме, то хотя бы смягчить ее остроту. На 2005 год для военнослужащих ГРВЗ запланировано выделение около 50 квартир и оформление более 70 сертификатов, что является существенной прибавкой по сравнению с прошлыми годами. Однако напомним, что только в этом году по достижении предельного возраста нахождения на военной службе должны быть уволены около 500 (плюс добрая сотня с прошлого года) военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем на территории Российской Федерации. Кроме того, как показывает практика последних лет, запланировано и выделено – это далеко не одно и то же. Вот и возникает вопрос: военные базы будут выведены окончательно в 2008-м, а куда деваться военнослужащим, уже достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и тем, кто достигнет его раньше вывода войск?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex