на главную страницу

16 Июня 2005 года

Планета людей

Четверг

Новые взаимоотношения возможны

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».
Тбилиси. При содействии управления информации и печати МИД Грузии.



После подписания министрами иностранных дел Российской Федерации и Грузии Сергеем Лавровым и Саломе Зурабишвили политического заявления о выводе российских военных баз с территории этого закавказского государства многие заговорили (особенно с грузинской стороны) о своеобразном прорыве в отношениях между двумя соседними государствами. Некоторые даже посчитали, что теперь Россия и Грузия вышли на прямую к подписанию рамочного договора о дружбе и сотрудничестве. Однако дальнейшее развитие политической ситуации в сфере российско-грузинских отношений складывается таким образом, что говорить сегодня о снятии с повестки дня всех проблемных вопросов еще рано. В связи с этим «Красная звезда» попросила прокомментировать позицию официального Тбилиси министра иностранных дел Грузии Саломе ЗУРАБИШВИЛИ.

     - Президент Грузии Михаил Саакашвили после подписания вами и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым совместного заявления по вопросу вывода российских военных баз заявил, что настало время пересмотра сложившихся между Россией и Грузией взаимоотношений (кстати, не отличающихся до настоящего времени особой теплотой). Можно ли это заявление считать предпосылкой к полному отходу от негативных интонаций в диалоге между Тбилиси и Москвой?

     - Не могу сказать ничего по поводу полного отхода, так как в подобного рода вопросах невозможно исключить сложности, инциденты или другие явления. Поэтому определенно говорить об этом очень сложно, хотя с уверенностью можно отметить, что существует возможность начала новых взаимоотношений между Грузией и Россией. Во всяком случае мы к этому готовы, о чем после подписания соглашения заявили как президент Грузии, так и я. Подтверждением этому служит и направленное президентом Грузии Михаилом Саакашвили Президенту Российской Федерации Владимиру Путину приглашение посетить страну.
     
- Нечто схожее происходило и после победы «революции роз». Тогда и в Грузии, и в России говорили о возможности установления прочных дружественных связей и подписании наконец так называемого рамочного договора о дружбе и сотрудничестве. Но в итоге так ничего и не произошло. Ситуация повторяется, или на этот раз можно с уверенностью говорить о том, что руководители наших стран окончательно поняли друг друга и готовы к новому этапу развития взаимоотношений?

     - Не могу с вами согласиться. С тех пор произошло многое, во всяком случае со стороны Грузии. Мы сделали знаковые шаги, свидетельствующие о нашей искренней готовности к установлению новых отношений. Первым шагом стало упрощение визового режима, за которым не последовало аналогичных действий со стороны России. Но Грузия приняла это решение и не изменила его. И сегодня граждане России могут приехать в Грузию и без проблем получить визу в аэропортах городов Тбилиси и Батуми, а также на контрольно-пропускном пункте Казбеги – Верхний Ларс. Вторым очень серьезным шагом стал пропуск российских инвесторов к тендерам, проходящим в Грузии, с тем чтобы они приняли полноценное участие в приватизационном процессе. Это является большим знаком доверия, так как означает, что мы не страшимся вхождения российского капитала в Грузию. Тот факт, что большая доля газового и электроэнергетического сектора Грузии находится в руках России, также свидетельствует о том, что мы открыты для России, а в экономической области готовы даже к определенному влиянию с ее стороны. Вместе с тем мы не увидели от России готовности к началу нового процесса во взаимоотношениях, которого ожидали. Возможно, сегодня это будет исправлено и мы действительно приступим к новому этапу отношений.
     
– В каком ключе, по-вашему, должно происходить построение этих новых взаимоотношений? В каких областях возможен наиболее тесный контакт?

     – Сотрудничество между Грузией и Россией возможно во всех сферах. Как я уже отметила, в области экономики этот процесс уже начался. Российский рынок является очень важным, и, несомненно, экспорт в этом направлении должен осуществляться. Особого внимания заслуживают контакты в области культуры, и в этом плане также примечательно, что общественность Грузии готова к углублению культурных взаимоотношений. Как вам известно, в Грузии успешно прошли Дни культуры России.
     Что касается сотрудничества в военной сфере, то следует завершить уже начатое, с тем чтобы и в этом направлении было восстановлено доверие. Самым же значительным фактором стала бы нормализация ситуации в политической сфере. В нынешнем году или в начале будущего года, вероятно, состоится визит Президента Путина в Грузию.
     Чрезвычайно важно и участие России в процессе урегулирования конфликтов, поскольку для общественности Грузии этот вопрос является очень чувствительным. Все с большим интересом наблюдают за тем, какие шаги предпримет Россия. Продолжит ли она процедуру выдачи паспортов, назначения на официальные должности в так называемой Южной Осетии россиян, покупку собственности в Абхазии или изменит свою политику на более открытую, которая соответствовала бы декларированным Россией принципам, как-то: признание суверенитета и территориальной целостности Грузии.
     
- Однако в проекте концепции национальной безопасности Грузии заложен ряд пунктов, указывающих на Российскую Федерацию как на источник прямой угрозы для Тбилиси. В частности, в ней говорится о возможности некой оккупации (или интервенции) со стороны соседей. Вы действительно верите в такую возможность?

     - На данном этапе концепция национальной безопасности Грузии находится в стадии рассмотрения. Проект передан в парламент. Нам предстоит еще много работы, с тем чтобы довести концепцию до окончательной формы. Только после этого мы сможем говорить об этом документе, обсуждать его отдельные пункты, в том числе и прописанные в ней потенциальные угрозы. Оценка угроз будет зависеть не только от нас, но и от развития событий.
     
- Официальный Тбилиси, в том числе и вы, как непосредственный его представитель, неоднократно заявлял о невозможности размещения на территории Грузии военных баз каких-либо государств. В связи с этим как сегодня вами трактуется одно из положений Соглашения между правительством Грузии и правительством США в сфере сотрудничества в области обороны от 10 декабря 2002 года, в котором говорится о возможности размещения на территории Грузии подразделений вооруженных сил США?

     - Мы заявляли и продолжаем повторять, что не собираемся размещать на территории Грузии иностранные военные базы, что является одной из составных частей политики нашего государства. Президент Грузии заявил об этом официально перед участниками сессии Генеральной Ассамблеи ООН и не раз повторял это заявление уже в рамках иных форматов. И я неоднократно заявляла об этом и вновь хотела бы отметить, что это является политикой Грузии, с которой солидарен также парламент, и в этом отношении вопросов не возникает.
     Вопрос военных баз и сотрудничества с различными странами в военной сфере – это две различные темы. Известно, что мы сотрудничаем с США в военной сфере, и этот процесс осуществляется транспарентно. Мы намерены обновить военное сотрудничество с Россией. Это касается нашей работы в рамках совместного антитеррористического центра, сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, который представляет сегодня реальную угрозу для Грузии, региона и мира в целом. В будущем возможно сотрудничество Грузии с любой другой европейской страной, но речь будет идти о сфере сотрудничества, а не о размещении на нашей территории военных баз. На территории Грузии никогда не будет иностранных военных баз.
     
- В вопросе сроков вывода российских военных баз поставлена, вероятно, окончательная точка. Значит ли это, что российские военнсслужащие не будут больше сталкиваться с проблемой получения так называемых въездных виз? Как скоро командующий ГРВЗ генерал-майор Александр Беспалов и ряд его заместителей смогут приступить к выполнению своих прямых должностных обязанностей непосредственно в месте дислокации управления и штаба ГРВЗ (Тбилиси) и к выполнению положений достигнутых договоренностей?

     - Мы договорились о том, что вступит в действие согласованный режим в отношении так называемых военных виз, который предусматривает ротационный ввод и вывод определенного персонала, с тем чтобы была проведена необходимая для организации вывода военных баз работа. Хотя это не означает, что возможно все. Тем более если вопрос касается выдачи виз лицам, которым уже было в этом отказано в силу ряда причин. Эти личности сначала были назначены на другие должности, но, невзирая на их новое качество, мы дали понять, что их пребывание на территории Грузии нежелательно. Упомянутый случай не связан с общим вопросом выдачи или невыдачи виз военнослужащим, но касается, как я уже отметила, некоторых лиц, въезд которых в Грузии нежелателен.
     
- Существует договоренность о создании совместного российско-грузинского антитеррористического центра. Каким видится его практическая деятельность официальному Тбилиси? Какие задачи, по мнению грузинской стороны, должны быть на него возложены?

     - В Грузии проходит обсуждение вопросов, связанных с созданием антитеррористического центра, окончательная концепция которого еще не выработана. Исходя из того что терроризм является реальной угрозой, мы желаем сотрудничать в этой сфере как с Россией, так и с любой другой страной. Очевидно, что сотрудничество в этой области в первую очередь означает оперативный обмен информацией, с тем чтобы обе страны смогли вовремя начать действовать. Оно может включать также вопросы подготовки персонала в этой сфере. По аналогии нашего сотрудничества с американцами можно готовить определенный контингент как в Грузии, так и в России или делать это сообща. Следует продумать много вопросов, по которым, как я уже сказала, еще не выработана определенная концепция.
     
- Насколько известно, парламентарии Грузии уже неоднократно поднимали вопрос об интернационализации миротворческих контингентов в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. Что следует ожидать в этом направлении от грузинской стороны?

     - Вопрос российских миротворческих сил стоял и продолжает стоять в повестке дня, хотя не направлен против России, а касается самих конфликтов. Если в какой-то момент возникнет необходимость интернационализации миротворческих сил, расширения их мандата, то почему бы и нет. Сегодня мы работаем в направлении усиления мониторинга в Южной Осетии, необходимость которого ясно показали события прошлого лета. Мы считаем, что необходима демилитаризация этого региона, и об этом достигнуто соглашение, но его имплементация зависит как раз от увеличения миссии по мониторингу.
     Для урегулирования конфликта в Абхазии необходимо, чтобы начала действовать международная комиссия в рамках ООН, о чем достигнуто принципиальное согласие. Открытие в Гали офиса по правам человека является очень важным этапом этих процессов. Сегодня мы работаем именно над этими вопросами, что, конечно же, не исключает в случае возникновения необходимости рассмотрения и других вопросов.

     В последний час
     Грузия начинает крупные военные учения «Броня-2005». Маневры, в которых примут участие более ста танков и бронированных машин грузинской армии, пройдут на полигоне Орфоло в Ахалцихском районе. Учениями будет руководить непосредственно начальник генштаба вооруженных сил Грузии Леван Николеишвили. Проведение учений с привлечением столь большого количества бронетехники вызвали протесты в Южной Осетии, где их посчитали угрозой. Официальный Тбилиси заявил, что учения «Броня-2005» никак не угрожают Южной Осетии и направлены на повышение боеспособности грузинских танкистов.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex