на главную страницу

21 Июня 2005 года

Тема номера

Вторник

Центр антитеррора

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



21 июня исполняется пять лет Антитеррористическом центру Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ). Создание Центра было обусловлено точным прогнозом развития ситуации в Центрально-Азиатском и других регионах. Аналитики спецслужб стран СНГ уже в конце 1990-х увидели рост угрозы терроризма на постсоветском пространстве. Их рекомендации были услышаны политическим руководством стран Содружества, и на территории СНГ началась координация антитеррористической деятельности. К сожалению, на сто процентов обезопасить от террористов всех граждан государств Содружества невозможно. Но без работы АТЦ СНГ на постсоветском пространстве террористических акций могло быть значительно больше.

     
Точный прогноз

     Май 2005-го. Пятница,13-е. Андижан. Активисты подпольных исламистских организаций экстремистского толка устраивают самый натуральный мятеж. Беспорядки в виде многочисленных бандитских нападений и терактов приводят к людским жертвам.
     По данным генпрокуратуры Узбекистана, тогда погибли 176 и были ранены 295 человек. Среди них – мирные жители, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, а также террористы. Имущественный ущерб исчисляется суммой, превышающей 3 миллиарда сумов (более 76 млн. рублей). Повреждены, в том числе в результате поджога, 73 автомобиля и более 20 зданий.
     Как сообщил на днях первый заместитель генпрокурора Узбекистана Анвар Набиев, «анализ материалов на данном этапе следствия показывает, что андижанские события являются тщательно спланированной и организованной акцией международных радикальных сил, конечной целью которых является насильственное изменение конституционного строя и построение так называемого халифата». По его словам, следствие уже располагает сведениями, что в андижанских событиях принимали участие члены международных террористических организаций (таких как «Исламское движение Туркестана», «Хизб-ут-Тахрир» и одного из его ответвлений «Акрамийлар»), в том числе граждане иностранных государств.
     После андижанской трагедии террористическая угроза в Центрально-Азиатском регионе стала очевидной для всех. Однако высокая вероятность активизации террористического подполья на постсоветском пространстве давно просчитывалась спецслужбами стран СНГ. Не случайно еще на саммите глав государств Содружества в 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Для координации противодействия террористам всех мастей 21 июня 2000 г. Советом глав Государств СНГ была утверждена Программа государств - участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Эта дата и стала точкой отсчета истории Антитеррористического центра Содружества - специализированного отраслевого органа, своеобразного штаба по координации совместных шагов с целью противодействия террористическим проявлениям, организации информационного обмена, концентрации и систематизации оперативной информации.
     По штату в центре должно быть 60 человек, по списку же на сегодняшний день их меньше. Из стран СНГ в центре пока не представлены Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Туркмения, хотя места для сотрудников из этих стран в штатном расписании зарезервированы.
     Руководит центром с момента его создания генерал-полковник ФСБ России Борис Мыльников. Первый заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-майор Бексултан Сарсеков представляет Республику Казахстан и одновременно - Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ.
     Два других заместителя – генерал-полковник Валерий Верчагин и генерал-майор Анатолий Никитин – являются представителями Киргизии и Белоруссии. При этом Верчагин представляет еще и Совет командующих пограничными войсками, а Никитин - Совет министров обороны государств – участников СНГ.
     С момента утверждения в 2000 г. положения об АТЦ СНГ и структурного формирования центра началось изучение различных постсоветских регионов на предмет угроз террористического характера. Собирая и обрабатывая информацию, поступающую из компетентных органов государств Содружества, а также различных информационных систем (Интернет, информагентства, электронные и печатные СМИ), специалисты центра пришли к выводу, что одним из наиболее опасных в данном отношении регионов является Центрально-Азиатский. В документах АТЦ СНГ уже тогда получил отражение тот факт, что территория этого региона рассматривается рядом террористических организаций не только как транзитная область для нелегальной миграции, переправки и укрытия боевиков, канал переброски оружия, а также наркотиков из Афганистана в Россию, Европу и США, но и как конкретный объект экстремистских устремлений. Зарубежные и доморощенные идеологи религиозного экстремизма уже давно замыслили покончить со светской властью на территории региона и создать там исламское государственное образование халифат.
     Специалисты АТЦ СНГ увидели, что одним из активных проводников этой идеи в регионе выступает «Исламская партия Туркестана» (ИПТ), действовавшая прежде под названием «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Несколько лет назад уже была получена достоверная информация о том, что ИПТ наладила устойчивые контакты с афганскими талибами, «Аль-Каидой» и боевиками «Исламской партии Афганистана». Были известны и планы ИПТ: перенести экстремистскую деятельность в республики Центральной Азии, прежде всего в Узбекистан, с целью свержения конституционного строя.
     Обстановка в других регионах СНГ была менее напряженной, ситуация же в Средней Азии требовала более пристального внимания. В связи с этим в августе 2001 г. в Бишкеке было открыто отделение Антитеррористического центра СНГ по Центрально-Азиатскому региону. Отделение укомплектовано сотрудниками спецслужб Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Зарезервирована также должность для представителя Узбекистана.

     
Координация усилий


     Кроме ИПТ, дестабилизирующее влияние на обстановку в Центральной Азии довольно длительное время оказывает «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ). Она распространила свое влияние на уйгурские диаспоры Казахстана, Киргизии, Узбекистана, а также Пакистана и Афганистана. Ее лидеры сумели наладить тесные связи с афганскими моджахедами, представителями террористических организаций Ближнего и Среднего Востока и обеспечить получение от них вооружений, финансов и литературы экстремистского содержания.
     Подпольные сети террористических структур, как известно, не признают госграниц. В связи с этим необходимость координации усилий правоохранительных органов и спецслужб стран СНГ для успешного противодействия экстремистам сразу стала очевидной. Причем одного лишь обмена оперативной информацией, на основании которой аналитики центра могли бы готовить и рассылать во все заинтересованные ведомства стран Содружества свои рекомендации и готовить предложения для принятия конкретных решений руководством государств СНГ, было мало. Требовалось выработать четкий алгоритм практических мер по противодействию терроризму в рамках Содружества.
     С момента создания АТЦ СНГ внимание его сотрудников сфокусировано на вопросах повышения эффективности взаимодействия при проведении согласованных мероприятий, направленных не только на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, но и другой преступной деятельности, представляющей серьезную угрозу общественной безопасности. Свою лепту АТЦ СНГ вносит в пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконного оборота наркотических, сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ; выявление и ликвидацию каналов финансирования террористической деятельности, а также защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность.
     Для того чтобы взаимодействие правоохранительных структур государств – участников СНГ по этим направлениям стало эффективным, требовалось прежде всего выстроить правовую основу взаимопомощи. Ведь чтобы, например, группа спецназа какого-то государства Содружества могла быть использована на территории другой страны СНГ, должны существовать не противоречащие законодательству этой страны юридические основания. И правовая база на основе предложений специалистов АТЦ была создана. Сейчас она представляет собой довольно обширный перечень соответствующих решений советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, руководителей органов безопасности и спецслужб, а также Положение об АТЦ СНГ от 1 декабря 2000 г.
     Дабы убедиться, что созданная правовая основа позволяет своевременно принимать практические меры по противодействию терроризму, а также с целью обмена опытом под эгидой АТЦ СНГ ежегодно проводятся командно-штабные учения.
     В апреле 2001 г. прошло КШУ «Юг-Антитеррор-2001» на территории Киргизии, в апреле 2002-го - «Юг-Антитеррор-2002» на территориях Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В тактико-специальном учении «Азов-Антитеррор-2003» на керченской паромной переправе были задействованы антитеррористические структуры службы безопасности Украины, комитета национальной безопасности Казахстана и ФСБ России.
     В прошлом году КШУ «Запад-Антитеррор-2004» по организации и проведению оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций с целью пресечения диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта прошло на территории Молдавии. В ходе учения для отработки вопросов взаимодействия спецслужб государств Содружества при проведении оперативно-розыскных мероприятий действовала совместная учебная группа из числа сотрудников ФСБ России, КГБ Республики Беларусь, службы безопасности Украины и службы информации и безопасности Республики Молдова.
     По сценарию КШУ на первом этапе группа «террористов» через территории России, Белоруссии, Украины и Молдавии пробирается в Кишинев, где производит захват спецпоезда с боеприпасами. Одновременно их сообщники захватывают в воздушном пространстве России белорусский гражданский самолет с пассажирами на борту и требуют его посадки в аэропорту Кишинева. Необходимо одновременно провести две спецоперации: на железнодорожном и воздушном транспорте. В связи с этим руководство Молдавии запрашивает руководство Белоруссии о направлении спецназа КГБ РБ для освобождения «заложников» и нейтрализации «террористов». Руководство Белоруссии идет навстречу, и в Кишинев прибывает спецназ белорусского КГБ. В это время развернутый молдавской стороной национальный штаб по руководству спецоперацией, в состав которого в качестве координаторов входят представители АТЦ СНГ, оценив обстановку, принимает решение об использовании на захваченных объектах антитеррористических подразделений СИБ Молдавии и КГБ Белоруссии. Затем молдавские и белорусские спецназовцы делают свою мужскую работу…
     В этом году подобное КШУ под кодовым названием «Каспий-Антитеррор-2005» запланировано на август на территории Казахстана.
     Для повышения уровня профессиональной подготовки антитеррористических спецподразделений стран Содружества в рамках АТЦ СНГ организована профессиональная учеба. К примеру, только за 2003 г. на базе Центра специального назначения ФСБ России были подготовлены порядка 60 инструкторов спецподразделений Белоруссии, Казахстана и Киргизии по различным направлениям.
     Практические действия АТЦ СНГ не ограничены организацией профессиональной учебы сотрудников спецслужб государств Содружества. В его задачи входят разработка, подготовка и содействие в проведении не только учебных, но и реальных совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю центра. Это относится в том числе и к организации розыска лиц, совершивших преступления, подпадающие под статью «терроризм», и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора, а также лиц, финансирующих террористическую деятельность. При координирующей роли АТЦ СНГ ряд таких лиц на территории Содружества удалось обнаружить и задержать. Речь прежде всего идет о тех случаях, когда разыскиваемый скрывался за пределами своей страны на территории какого-то другого государства, входящего в СНГ. Сколько бы бед натворили эти террористы, если бы их не удалось своевременно обезвредить…
     Кстати говоря, информация о нейтрализации того или иного террориста на постсоветском пространстве держится в людской памяти, как правило, недолго. Зато трагедии, подобные бесланской, остаются в умах и сердцах навсегда. Эта особенность восприятия создает у многих людей впечатление, что работа антитеррористических структур у нас и в ближнем зарубежье могла бы быть более результативной.
     Конечно же хотелось бы, чтобы каждого террориста брали с поличным еще тогда, когда он только готовит злодейство. А еще лучше, чтобы общественное устройство изменилось так, чтобы никто и не захотел быть террористом.
     Впрочем, у каждого ведь свое собственное понимание справедливости. Идеалы миропорядка тоже разные. И пока в одних людях будет живо желание навязать другим свое представление о том, что есть благо, живо стремление заставить других изменить своим традициям, поступиться принципами и жить иначе, останется опасность террора. Значит, будет необходимость и в госструктурах, способных противостоять террористам, и в межгосударственном органе, предназначенном координировать антитеррористическую деятельность как минимум в региональном масштабе.
     Одним словом, надобность в АТЦ СНГ еще долго не отпадет. И в этот день первого маленького юбилея всем специалистам центра мы желаем успехов в их трудной, но очень нужной работе. Всем структурам каждого из государств Содружества, которые призваны бороться с терроризмом, тоже хочется пожелать успешного выполнения поставленных задач. Для этого у них есть прекрасный, получивший высокую оценку в ООН инструмент для координации взаимодействия - Антитеррористический центр СНГ. Как показали последние события в Центрально-Азиатском регионе, в наше неспокойное время – время сражений (с использованием стратегии непрямых действий) за контрольный пакет акций фирмы под названием «Планета Земля» не стоит пренебрегать возможностями совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом.

     На снимке: Финальный аккорд КШУ «Юг-Антитеррор-2002», руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник Борис Мыльников, «Запад-Антитеррор -2004»:разблокирование поезда.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex