Точный прогноз
Май 2005-го. Пятница,13-е. Андижан. Активисты подпольных исламистских организаций экстремистского толка устраивают самый натуральный мятеж. Беспорядки в виде многочисленных бандитских нападений и терактов приводят к людским жертвам.
По данным генпрокуратуры Узбекистана, тогда погибли 176 и были ранены 295 человек. Среди них – мирные жители, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, а также террористы. Имущественный ущерб исчисляется суммой, превышающей 3 миллиарда сумов (более 76 млн. рублей). Повреждены, в том числе в результате поджога, 73 автомобиля и более 20 зданий.
Как сообщил на днях первый заместитель генпрокурора Узбекистана Анвар Набиев, «анализ материалов на данном этапе следствия показывает, что андижанские события являются тщательно спланированной и организованной акцией международных радикальных сил, конечной целью которых является насильственное изменение конституционного строя и построение так называемого халифата». По его словам, следствие уже располагает сведениями, что в андижанских событиях принимали участие члены международных террористических организаций (таких как «Исламское движение Туркестана», «Хизб-ут-Тахрир» и одного из его ответвлений «Акрамийлар»), в том числе граждане иностранных государств.
После андижанской трагедии террористическая угроза в Центрально-Азиатском регионе стала очевидной для всех. Однако высокая вероятность активизации террористического подполья на постсоветском пространстве давно просчитывалась спецслужбами стран СНГ. Не случайно еще на саммите глав государств Содружества в 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Для координации противодействия террористам всех мастей 21 июня 2000 г. Советом глав Государств СНГ была утверждена Программа государств - участников Содружества по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Эта дата и стала точкой отсчета истории Антитеррористического центра Содружества - специализированного отраслевого органа, своеобразного штаба по координации совместных шагов с целью противодействия террористическим проявлениям, организации информационного обмена, концентрации и систематизации оперативной информации.
По штату в центре должно быть 60 человек, по списку же на сегодняшний день их меньше. Из стран СНГ в центре пока не представлены Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Туркмения, хотя места для сотрудников из этих стран в штатном расписании зарезервированы.
Руководит центром с момента его создания генерал-полковник ФСБ России Борис Мыльников. Первый заместитель руководителя АТЦ СНГ генерал-майор Бексултан Сарсеков представляет Республику Казахстан и одновременно - Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ.
Два других заместителя – генерал-полковник Валерий Верчагин и генерал-майор Анатолий Никитин – являются представителями Киргизии и Белоруссии. При этом Верчагин представляет еще и Совет командующих пограничными войсками, а Никитин - Совет министров обороны государств – участников СНГ.
С момента утверждения в 2000 г. положения об АТЦ СНГ и структурного формирования центра началось изучение различных постсоветских регионов на предмет угроз террористического характера. Собирая и обрабатывая информацию, поступающую из компетентных органов государств Содружества, а также различных информационных систем (Интернет, информагентства, электронные и печатные СМИ), специалисты центра пришли к выводу, что одним из наиболее опасных в данном отношении регионов является Центрально-Азиатский. В документах АТЦ СНГ уже тогда получил отражение тот факт, что территория этого региона рассматривается рядом террористических организаций не только как транзитная область для нелегальной миграции, переправки и укрытия боевиков, канал переброски оружия, а также наркотиков из Афганистана в Россию, Европу и США, но и как конкретный объект экстремистских устремлений. Зарубежные и доморощенные идеологи религиозного экстремизма уже давно замыслили покончить со светской властью на территории региона и создать там исламское государственное образование халифат.
Специалисты АТЦ СНГ увидели, что одним из активных проводников этой идеи в регионе выступает «Исламская партия Туркестана» (ИПТ), действовавшая прежде под названием «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Несколько лет назад уже была получена достоверная информация о том, что ИПТ наладила устойчивые контакты с афганскими талибами, «Аль-Каидой» и боевиками «Исламской партии Афганистана». Были известны и планы ИПТ: перенести экстремистскую деятельность в республики Центральной Азии, прежде всего в Узбекистан, с целью свержения конституционного строя.
Обстановка в других регионах СНГ была менее напряженной, ситуация же в Средней Азии требовала более пристального внимания. В связи с этим в августе 2001 г. в Бишкеке было открыто отделение Антитеррористического центра СНГ по Центрально-Азиатскому региону. Отделение укомплектовано сотрудниками спецслужб Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Зарезервирована также должность для представителя Узбекистана.
Координация усилий
Кроме ИПТ, дестабилизирующее влияние на обстановку в Центральной Азии довольно длительное время оказывает «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ). Она распространила свое влияние на уйгурские диаспоры Казахстана, Киргизии, Узбекистана, а также Пакистана и Афганистана. Ее лидеры сумели наладить тесные связи с афганскими моджахедами, представителями террористических организаций Ближнего и Среднего Востока и обеспечить получение от них вооружений, финансов и литературы экстремистского содержания.
Подпольные сети террористических структур, как известно, не признают госграниц. В связи с этим необходимость координации усилий правоохранительных органов и спецслужб стран СНГ для успешного противодействия экстремистам сразу стала очевидной. Причем одного лишь обмена оперативной информацией, на основании которой аналитики центра могли бы готовить и рассылать во все заинтересованные ведомства стран Содружества свои рекомендации и готовить предложения для принятия конкретных решений руководством государств СНГ, было мало. Требовалось выработать четкий алгоритм практических мер по противодействию терроризму в рамках Содружества.
С момента создания АТЦ СНГ внимание его сотрудников сфокусировано на вопросах повышения эффективности взаимодействия при проведении согласованных мероприятий, направленных не только на борьбу с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, но и другой преступной деятельности, представляющей серьезную угрозу общественной безопасности. Свою лепту АТЦ СНГ вносит в пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконного оборота наркотических, сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ; выявление и ликвидацию каналов финансирования террористической деятельности, а также защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность.
Для того чтобы взаимодействие правоохранительных структур государств – участников СНГ по этим направлениям стало эффективным, требовалось прежде всего выстроить правовую основу взаимопомощи. Ведь чтобы, например, группа спецназа какого-то государства Содружества могла быть использована на территории другой страны СНГ, должны существовать не противоречащие законодательству этой страны юридические основания. И правовая база на основе предложений специалистов АТЦ была создана. Сейчас она представляет собой довольно обширный перечень соответствующих решений советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, руководителей органов безопасности и спецслужб, а также Положение об АТЦ СНГ от 1 декабря 2000 г.
Дабы убедиться, что созданная правовая основа позволяет своевременно принимать практические меры по противодействию терроризму, а также с целью обмена опытом под эгидой АТЦ СНГ ежегодно проводятся командно-штабные учения.
В апреле 2001 г. прошло КШУ «Юг-Антитеррор-2001» на территории Киргизии, в апреле 2002-го - «Юг-Антитеррор-2002» на территориях Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В тактико-специальном учении «Азов-Антитеррор-2003» на керченской паромной переправе были задействованы антитеррористические структуры службы безопасности Украины, комитета национальной безопасности Казахстана и ФСБ России.
В прошлом году КШУ «Запад-Антитеррор-2004» по организации и проведению оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций с целью пресечения диверсионно-террористических акций на объектах железнодорожного и воздушного транспорта прошло на территории Молдавии. В ходе учения для отработки вопросов взаимодействия спецслужб государств Содружества при проведении оперативно-розыскных мероприятий действовала совместная учебная группа из числа сотрудников ФСБ России, КГБ Республики Беларусь, службы безопасности Украины и службы информации и безопасности Республики Молдова.
По сценарию КШУ на первом этапе группа «террористов» через территории России, Белоруссии, Украины и Молдавии пробирается в Кишинев, где производит захват спецпоезда с боеприпасами. Одновременно их сообщники захватывают в воздушном пространстве России белорусский гражданский самолет с пассажирами на борту и требуют его посадки в аэропорту Кишинева. Необходимо одновременно провести две спецоперации: на железнодорожном и воздушном транспорте. В связи с этим руководство Молдавии запрашивает руководство Белоруссии о направлении спецназа КГБ РБ для освобождения «заложников» и нейтрализации «террористов». Руководство Белоруссии идет навстречу, и в Кишинев прибывает спецназ белорусского КГБ. В это время развернутый молдавской стороной национальный штаб по руководству спецоперацией, в состав которого в качестве координаторов входят представители АТЦ СНГ, оценив обстановку, принимает решение об использовании на захваченных объектах антитеррористических подразделений СИБ Молдавии и КГБ Белоруссии. Затем молдавские и белорусские спецназовцы делают свою мужскую работу…
В этом году подобное КШУ под кодовым названием «Каспий-Антитеррор-2005» запланировано на август на территории Казахстана.
Для повышения уровня профессиональной подготовки антитеррористических спецподразделений стран Содружества в рамках АТЦ СНГ организована профессиональная учеба. К примеру, только за 2003 г. на базе Центра специального назначения ФСБ России были подготовлены порядка 60 инструкторов спецподразделений Белоруссии, Казахстана и Киргизии по различным направлениям.
Практические действия АТЦ СНГ не ограничены организацией профессиональной учебы сотрудников спецслужб государств Содружества. В его задачи входят разработка, подготовка и содействие в проведении не только учебных, но и реальных совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю центра. Это относится в том числе и к организации розыска лиц, совершивших преступления, подпадающие под статью «терроризм», и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора, а также лиц, финансирующих террористическую деятельность. При координирующей роли АТЦ СНГ ряд таких лиц на территории Содружества удалось обнаружить и задержать. Речь прежде всего идет о тех случаях, когда разыскиваемый скрывался за пределами своей страны на территории какого-то другого государства, входящего в СНГ. Сколько бы бед натворили эти террористы, если бы их не удалось своевременно обезвредить…
Кстати говоря, информация о нейтрализации того или иного террориста на постсоветском пространстве держится в людской памяти, как правило, недолго. Зато трагедии, подобные бесланской, остаются в умах и сердцах навсегда. Эта особенность восприятия создает у многих людей впечатление, что работа антитеррористических структур у нас и в ближнем зарубежье могла бы быть более результативной.
Конечно же хотелось бы, чтобы каждого террориста брали с поличным еще тогда, когда он только готовит злодейство. А еще лучше, чтобы общественное устройство изменилось так, чтобы никто и не захотел быть террористом.
Впрочем, у каждого ведь свое собственное понимание справедливости. Идеалы миропорядка тоже разные. И пока в одних людях будет живо желание навязать другим свое представление о том, что есть благо, живо стремление заставить других изменить своим традициям, поступиться принципами и жить иначе, останется опасность террора. Значит, будет необходимость и в госструктурах, способных противостоять террористам, и в межгосударственном органе, предназначенном координировать антитеррористическую деятельность как минимум в региональном масштабе.
Одним словом, надобность в АТЦ СНГ еще долго не отпадет. И в этот день первого маленького юбилея всем специалистам центра мы желаем успехов в их трудной, но очень нужной работе. Всем структурам каждого из государств Содружества, которые призваны бороться с терроризмом, тоже хочется пожелать успешного выполнения поставленных задач. Для этого у них есть прекрасный, получивший высокую оценку в ООН инструмент для координации взаимодействия - Антитеррористический центр СНГ. Как показали последние события в Центрально-Азиатском регионе, в наше неспокойное время – время сражений (с использованием стратегии непрямых действий) за контрольный пакет акций фирмы под названием «Планета Земля» не стоит пренебрегать возможностями совместной борьбы с терроризмом и экстремизмом.
На снимке: Финальный аккорд КШУ «Юг-Антитеррор-2002», руководитель АТЦ СНГ генерал-полковник Борис Мыльников, «Запад-Антитеррор -2004»:разблокирование поезда.