на главную страницу

22 Июня 2005 года

Чечня: недельный обзор

Среда

РЕСПУБЛИКА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».



Прошлая неделя в Чечне вновь выдалась неспокойной. Там гремели взрывы, проводились спецоперации. Причем некоторое обострение обстановки отмечалось и в соседних с ней республиках. Однако чеченские власти не склонны драматизировать ситуацию. На фоне предвыборной борьбы за депутатские кресла в парламенте ЧР они развернули словесные баталии и требуют предоставления Чечне особого статуса и привилегий.

     На минувшей неделе руководство республики в очередной раз объявило, что обстановка здесь как никогда стабильна. Первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров в разговоре с журналистами подчеркнул, что на сегодняшний день основные силы незаконных вооруженных формирований обезврежены. С этим утверждением, пожалуй, можно было бы и согласиться. Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос: кто же тогда продолжает устанавливать фугасы, грабить мирное население, убивать сотрудников правоохранительных структур и военнослужащих?
     Между тем на прошлой неделе в Чечне вновь было совершено нападение на командированных в республику милиционеров. В Веденском районе в засаду попал отряд из Самарской области. Пострадали пять сотрудников правоохранительных органов. Это уже второе подобное происшествие за последнее время. Примерно двумя неделями ранее в аналогичную засаду попали милиционеры УВД Тверской области. Тогда погибли семь человек, один получил тяжелое ранение. Кстати, и в том, и в другом случае преступники совершили налет среди бела дня. При этом удивляет то, что такое стало возможным, когда в большинстве районов Чечни ответственность за безопасность и правопорядок полностью передана в руки местной милиции, которую курирует Рамзан Кадыров.
     А вот еще один пример, позволяющий представить общую картину ситуации в республике. Работниками МВД Чечни установлен факт похищения неизвестными заместителя гендиректора по безопасности «Грознефтегаза» Ильяса Магомадова. Похитители потребовали у его родственников выкуп за освобождение в размере 200 тысяч долларов.
     Конечно, нынешняя ситуация в Чечне не идет ни в какое сравнение с той, что была еще несколько лет назад. Справедливости ради надо отметить, что здесь действительно стало спокойнее. Однако до полной стабилизации еще далеко. В республике продолжает действовать бандподполье. Правда, и интенсивность проведения мероприятий по его нейтрализации сейчас тоже существенно возросла.
     Крупная операция на прошлой неделе завершилась в селении Новые Атаги. Группа боевиков, оказавших вооруженное сопротивление, ликвидирована. При этом во избежание потерь федеральные силы вынуждены были использовать бронетехнику. Дом, где укрывались бандиты, пришлось разрушить. Кстати, при разборе завалов там был обнаружен подземный бункер с целой сетью коммуникаций. Хозяин этого домовладения так и не смог объяснить следователям, каким образом под его жилищем появилось хорошо укрепленное укрытие для террористов.
     Несколько оперативно-разыскных мероприятий на прошлой неделе проведено и в Ачхой-Мартановском районе. В результате были задержаны два боевика. Известно, что один из них входил в диверсионную группу, подконтрольную бандлидеру Доку Умарову. Бандит признался, что среди его подельщиков активно распространяются слухи о ранении «шефа»: Умаров подорвался на противопехотной мине и ему ампутировали ногу. Если эта информация подтвердится, то бандподпольем будут руководить уже два безногих главаря (Шамиль Басаев потерял свою конечность еще в начале 2000 года при прорыве из Грозного).
     Не менее активно проводились спецоперации и в соседнем Дагестане. Там было проведено в общей сложности около десятка достаточно успешных мероприятий по задержанию и уничтожению боевиков. В частности, на минувшей неделе правоохранительные органы объявили о полной нейтрализации сразу двух достаточно крупных банд: одной – чеченской, другой – дагестанской. В Хасавюртовском и Новолакском районах милиционеры задержали четырех боевиков бывшего телохранителя Масхадова Ахмеда Авдорханова. За последние месяцы в Чечне и Дагестане были арестованы и уничтожены в бою еще около десяти членов этой банды. Сам Ахмед Авдорханов исчез, но его активные розыски не прекращаются.
     По данным прокуратуры Дагестана, в республике полностью разгромлена и другая бандгруппа, которая специализировалась на убийствах сотрудников милиции: два бандита убиты, пятеро задержаны, один террорист объявлен в федеральный розыск.
     В Хасавюртовском районе в ходе спецоперации «Фильтр» обнаружена очередная мелкая банда, засевшая в частном доме. В результате боя один бандит был уничтожен, второй ранен и задержан. В том же районе милиционерам удалось взять под стражу ваххабита. Он вербовал молодых людей в бандформирования, действующие на территории Чечни.
     В других районах Дагестана также было «жарко». Там арестованы еще 9 членов бандподполья и их пособников. У одного из них под сиденьем автомобиля было обнаружено СВУ, состоящее из тротиловой шашки, соединенной с мобильным телефоном. А в Баба-Юртовском районе у чабана изъяли автомат «Борз» и незарегистрированное охотничье ружье. Наличие ружья еще понять можно. Вокруг все-таки горы. Но вот зачем пастуху овец понадобился автомат, неизвестно. Это сейчас пытается выяснить следствие.
     Кстати, с недавних пор события в Дагестане уже мало отличаются от тех, что происходят в Чечне. В Хасавюртовский горотдел явился с повинной 20-летний житель города. Он признался в том, что принимал участие в НВФ в отряде некоего Хадисова. Также на прошлой неделе появились сообщения о добровольной сдаче населением оружия за денежное вознаграждение. Правда, как и в Чечне, местные жители несут в МВД устаревшие или же негодные к применению стволы. Так, житель селения Калининаул Казбековского района сдал в милицию охотничье ружье и пистолет кустарного производства.
     Вместе с тем в самой Чечне на прошлой неделе возобновилось давление на военных. На заседании Госсовета ЧР, куда были приглашены представители всех силовых структур, активно обсуждался вопрос борьбы с похищениями людей. Некоторые чеченские политики эмоционально дали понять, что виноваты в этом федералы. Так, первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров объявил своим кровным врагом каждого, кто похитит человека или увезет его, не имея на руках надлежащей санкции. Причем «невзирая на погоны и звания», подчеркнул Кадыров.
     В свою очередь представители прокуратуры Чечни, присутствующие на этом заседании, воздержались от столь категоричных заявлений. По данным этого ведомства, ситуация с похищениями людей в республике действительно серьезная. За пять месяцев этого года были похищены 70 человек и возбуждено 63 уголовных дела. Однако раскрываемость таких преступлений составляет всего 8 процентов. Как пояснил заместитель прокурора Чечни Александр Никитин, работу в этом направлении часто осложняет позднее обращение родственников похищенных в милицию или прокуратуру. «Около 30 процентов заявлений от родственников похищенных поступает к нам через две недели, через месяц, а то и более, – сообщил Никитин. – Заявители нам объясняют: надеялись выкупить, примерно знаем, кто украл, пытались сами найти и отомстить».
     Кстати, председатель комитета правительства ЧР по обеспечению конституционных прав граждан Нурди Нухажиев на том же совещании объявил, что желающих отомстить в Чечне не менее 50–60 тысяч человек. «Они имеют в связи с похищениями родственников протестные настроения. Но при этом нельзя причислять этих людей к экстремистам», – считает он.
     В свою очередь Александр Никитин заявил, что также недоволен результатами работы правоохранительных органов в раскрытии этого рода преступлений, но в то же время он подчеркнул, что «того беспредела, который творился раньше, уже нет». По его словам, если в конце 90-х годов прошлого века жертвами похитителей были в основном русскоязычные жители Чечни, в том числе дети и женщины, то в последние годы большинство похищенных – чеченцы по национальности.
     Поддержал прокурорского работника и военный комендант Чечни генерал-лейтенант Григорий Фоменко. В то же время он напомнил присутствующим, что, как правило, похитители разъезжают на автомобилях без опознавательных знаков и с затонированными стеклами. «С 2003 года военная комендатура в Чечне издала шесть приказов, запрещающих передвижение транспорта по территории республики без номерных знаков, однако на практике они не исполняются», – отметил комендант.
     Кстати, то, что в Чечне не исполняются распоряжения и приказы, отметил на прошлой неделе и сам президент республики Алу Алханов. Он сделал такой вывод после того, как побывал в одном из пунктов временного размещения беженцев. Ранее он распорядился, чтобы вернувшимся переселенцам в первую очередь выплачивали компенсации за разрушенное жилье, однако это указание не было выполнено. По словам Алханова, из 1.150 семей, которым положены эти компенсации, их получили только 612.
     Наряду с этим руководство Чечни на прошлой неделе вновь подняло вопрос о предоставлении республике особых привилегий. В опубликованном на официальном сайте правительства ЧР заявлении Алу Алханов сообщил, что собирается добиться передачи ему контрольного пакета акций «Грознефтегаза». Вырученные от реализации «черного золота» средства он обещает пустить на восстановление народного хозяйства. Но этого для Чечни явно недостаточно. Эксперты полагают, что руководство республики начнет более активно оказывать давление на Москву сразу после выборов в парламент республики. И первое, что оно настойчиво потребует, – вывода войск или по крайней мере ограничения их участия в силовых операциях. А то, что в Чечне уже давно бытуют такие настроения, еще раз доказало заседание Госсовета, о котором говорилось выше.
     Их выполнение может обернуться для России потерей оперативного контроля над Чечней. В то же время, как отмечают эксперты, справиться с волной терроризма сегодня могут только федеральные силы – без них чеченские правоохранительные структуры малоэффективны: слишком уж важны там внутричеченские родственные связи.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex