на главную страницу

23 Июня 2005 года

Трудоустройство

Четверг

РАССКАЖИТЕ ПАРУ ИСТОРИЙ,

или Как военному найти себя в запасе

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ.



Недавно в подмосковном Ногинске был проведен «круглый стол» по проблемам трудоустройства военнослужащих запаса и членов их семей. Заседание проводилось на базе Государственного учреждения Московской области «Центр социальной адаптации военнослужащих» (ГУ «Центр САВ»), а в организации встречи активное участие приняли и Центр «Россия - НАТО» вместе с экономическим директоратом Североатлантического альянса. Цель преследовалась одна: привлечь муниципальные органы и командование воинских частей к проблемам социальной адаптации увольняемых военнослужащих.

     Открыл заседание директор Центра «Россия - НАТО» генерал-полковник запаса Леонид Майоров, который рассказал об основных направлениях деятельности центра, акцентировав внимание на проблемах переподготовки увольняющихся или уже уволенных военнослужащих на гражданскую специальность и последующего их трудоустройства. К участникам обратились и замглавы Ногинского района Ольга Рябкова, начальник управления военно-социальной работы Главного управления воспитательной работы ВС РФ полковник Алексей Цыганков.
     Экономический директорат НАТО был представлен заместителем директора Райнером Вайхардтом, вторым секретарем немецкого представительства при НАТО Майклом Мулинером и экспертом по экономическим вопросам обороны и безопасности Жан-Полем Ровесом. Иностранные гости дали высокую оценку деятельности Центра «Россия - НАТО», а Мулинер с удовлетворением выразил уверенность в успешном развитии этого совместного проекта, рассказав о создании необходимых условий для открытия своего дела, о системах кредитования и экономического стимулирования, принятых на Западе. В обсуждении этих насущных для современной России вопросов также приняли участие представители МИД РФ, администрации и правительства Московской области.
     В целом все сошлись во мнении, что для успешного развития малого предпринимательства необходимо разработать доступную систему кредитования, которая смогла бы минимизировать риски. Также акцентировалось внимание на необходимости не только совершенствовать работу по профориентации, переподготовке, но и организовать научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства, разработать нормативно-правовое обеспечение процесса создания дополнительных рабочих мест.
     Подводя итоги встречи, Райнер Вайхардт отметил, что очень важно разработать пилотный проект, направленный на создание дополнительных рабочих мест. По его словам, целесообразно было бы предусмотреть создание центра поддержки малого предпринимательства и проведение профессиональной переподготовки слушателей из числа военнослужащих запаса по совместным программам. При этом он предложил более предметно обсудить эту проблему на семинаре в Брюсселе, намеченном на грядущую осень.
     В итоговой резолюции отмечалось, что одним из главных направлений решения проблемы трудоустройства кадровых военнослужащих запаса и членов их семей остается развитие малого предпринимательства на территории военных городков, содействие в открытии и становлении частных фирм. С учетом этого сочтено целесообразным сосредоточить дальнейшие усилия на развитии сотрудничества с НАТО российских структур федерального и местного значения в решении вопросов социальной адаптации, предложить Центру «Россия - НАТО» и комитету по развитию предпринимательства Московской области, ГУ «Центр САВ» инициировать разработку концепции и целевой программы трудоустройства, создания дополнительных рабочих мест. «Активизация этого процесса остро необходима, потому как здесь еще очень много работы», - резюмировали участники встречи.
     Кстати, на своей странице в Интернете Центр «Россия - НАТО» разместил материалы, которые могут оказаться полезными при устройстве на работу. В частности, это «особо острые углы» в беседе с «покупателем», уловки и «штучки», с помощью которых можно избежать попадания впросак и, более того, найти достойное рабочее место.
     Один из таких материалов мы предлагаем читательскому вниманию.

     
ИНТЕРВЬЮ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

     Конечная цель поиска работы - интервью с человеком, который принимает решение о найме. К чему же надо готовиться, отправляясь на это интервью? Как ни банален ответ, к тому, чтобы произвести хорошее впечатление. Если вы специалист не совсем того уровня, который нужен фирме, это выяснится в лучшем случае при прохождении испытательного срока. А вот если вы нарушите ожидания к вашему поведению во время интервью, то реакция будет незамедлительная, вероятнее всего отказ.
     С точки зрения психолога, эта ситуация представляет собой общение людей, когда одному из них нужно произвести необходимое впечатление на другого. Большинство кандидатов делает акцент на информационную составляющую, они ожидают, что им предстоит прежде всего рассказать о себе, ответить на вопросы. Но дело в том, что процесс общения - это не только обмен информацией, но еще и восприятие человека человеком и взаимодействие между ними, задающие основу взаимоотношений, в нашем случае - между кандидатом и работодателем.
     Итак, что можно порекомендовать? Для начала попробуйте повлиять на психологический климат, в котором проходит встреча, попытайтесь установить доверительность в общении. Открытая демонстрация намерений предполагает сообщение работодателю истинных мотивов трудоустройства: дескать, почему вы выбрали именно его компанию, что привлекает вас в данной работе. Человек, который скрывает свои намерения, вынужден внимательно следить за тем, что он сообщает о себе. Прибегая для этого к различным отвлекающим маневрам, кандидат не только нарушит процесс коммуникации, но и даст повод подозревать его в неискренности. Так что постарайтесь максимально открыто выказывать свои намерения. Например, если вам нравится уровень зарплаты, так и скажите: «Здесь хорошо платят». И чем проще и яснее мотив, тем больше уверенности у работодателя, что перед ним тот, кто нужен.
     Не секрет, что компетентность кандидата способствует возникновению симпатии к нему со стороны работодателя. Однако не следует показывать, что вы выше работодателя во всех вопросах. Особенно в тех, где он считает себя специалистом. По мнению американского психолога Э. Аронсона, демонстрация чрезмерной компетентности вызывает раздражение - нельзя быть успешным во всем. Покажите, что есть вопросы, которые и у вас вызывают затруднение, но тем не менее вы с ними справитесь.
     Об умении убедительно излагать мысли существует обширная литература. Поэтому здесь приведены самые существенные рекомендации. Во-первых, верьте в важность и ценность того, что говорите, демонстрируйте заинтересованность и уверенность в том, что чувствуете и думаете, так как человек, высказывающийся нейтрально, выглядит неубедительным. Во-вторых, берите ответственность за то, что говорите, избегайте выражений типа «многие полагают», «обычно в таких случаях», то есть безличных суждений. Говорите «я думаю, что...», «мне кажется...». В-третьих, не стесняйтесь повторить то, что хотели сказать, подтвердите то же самое жестом или предъявите ту же информацию в письменном виде. Пользуйтесь различными каналами для передачи информации. убедитесь, что вы были правильно поняты.
     Стоит отметить, что интервью представляет собой не что иное, как последовательность вопросов, которые работодатель задает кандидату. Однако на интервью могут присутствовать и эксперты, которые тоже задают вопросы, нацеленные на определение уровня профессионализма, в том числе «каверзные»…
     Часть этих вопросов - «проективные». Отвечая на них, кандидат как бы привносит в содержание ответа только ему присущее видение той или иной ситуации, отношение к какой-то проблеме. В этом и проявляются его индивидуальность, его внутренний мир, которые так интересуют работодателя. Другие, откровенно «лобовые» вопросы ставят кандидата в положение, когда круг возможных ответов жестко предопределен. Именно они вызывают наибольшее затруднение - кандидат оказывается в ситуации морального выбора: мол, ответишь прямолинейно - повредишь себе, ответишь неискренне - опять нехорошо.
     Предположим, вам задали вопрос: «За что вас критиковали в последние четыре года?» Ясно, что ответ приведет к тому, что работу вы не получите. Но здесь есть уловка. Так, менеджеры могут сказать: «За чрезмерную требовательность к подчиненным», а работники: «За то, что не успевал выполнять свои служебные обязанности в рабочее время и был вынужден задерживаться после работы». Дело в том, что работодатель вряд ли надеется получить достоверный ответ, и предложенный вариант свидетельствует о том, что, следуя правилам игры, вы избрали тактику, которая не может повредить вам. Вы даете понять - каков вопрос, таков и ответ.
     А вот основная идея вопроса «Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием?» состоит в том, что, увлекшись описанием должностных обязанностей, вы раскроете личностно значимые для вас ценностные ориентации. К ответу следует подойти формально. Менеджеры могут сказать: мол, «больше всего мне нравится поощрять подчиненных за хорошо выполненную работу». Большинство управленцев согласятся с таким ответом, тем более что это действительно одна из самых приятных обязанностей. Тем же, у кого подчиненных нет, можно порекомендовать следующий ответ: «Мне нравится решать новые задачи, где может быть задействован мой личностный потенциал и есть возможность проявить себя».
     К слову, «покупатели» ставят и более сложные вопросы. Такой, например, как: «Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха». Откровения по этому поводу изначально будут характеризовать вас негативно и поставят под сомнение ваш профессионализм. Ни в коем случае нельзя приводить примеры, имеющие отношение к вашей карьере. Лучше расскажите пару историй, которые произошли с вами либо на отдыхе, либо в другой нейтральной ситуации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex