на главную страницу

24 Июня 2005 года

Планета людей

Пятница

Невеселая улыбка российского кино

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Павла ГЕРАСИМОВА




     Взяв старт 17 июня, двадцать седьмой по счету Московский международный кинофестиваль вышел на финишную прямую.
     По сравнению с предыдущими годами реальный бюджет нынешнего кинофорума сократился на треть, что не могло не сказаться на количестве фильмов-участников. Причина проста: общее сокращение национального бюджета по культуре составило 20 процентов. Если же говорить о состоянии здоровья российского кинематографа в целом, то, скажем так, ребенок начал поправляться. За последние 12 месяцев 30 российских фильмов собрали в прокате до 1,4 млрд. рублей. «Ночной дозор», «Бой с тенью», «Статский советник», «Турецкий гамбит» шли с аншлагами. И это уже тенденция. Правда, сейчас в России всего 650 кинотеатров, а рынку нужно порядка 3 тысяч. В регионах инвесторы и банковский сектор пока не готовы к кредитованию. Москва более мобильна, здесь уже 70 современных кинотеатров с общим числом 180 экранов, на которых идет весь мировой кинорепертуар. Это значит, что кино стало окупаемым продуктом.
     Несмотря на то что Международная ассоциация кинопродюсеров разрешила включать в конкурс фильмы, которые «засветились» на других фестивалях, президент ММКФ Никита Михалков с «сэконд-хендом» решил не спешить. Лишь на открытии была продемонстрирована лента «Желанная жизнь» (режиссер Джузеппе Пиччони, Италия – Германия), ранее показанная в «Панораме» Берлинале. Остальные 16 конкурсных лент – премьеры. По зрительскому опросу, «Желанная жизнь» пока в твердой серединке.
     Этот год для нашей страны особый: 60 лет прошло со Дня Победы. И хотя Михалков определил главной темой ММКФ современность, он отметил, что «…только искусство может донести правду о великой Победе нашего народа до грядущих поколений. Военное поколение отечественных режиссеров внесло свой огромный вклад, создав золотой фонд лент о войне. Теперь дело за нашими современниками. Мы намереваемся показать на фестивале самые яркие антивоенные картины, снятые зарубежными кинематографистами в последние годы, и это не формальная дань юбилею, а попытка нового осмысления главой трагедии ХХ века. Это осмысление необходимо еще и потому, что грохот войны слышен и сегодня на всех континентах».
     В конкурсной программе пока лучшей антивоенной пропагандой можно считать произведение режиссера Казема Маасуми из Ирана «Левой, левой, левой!». Две враждующие стороны, почти забывшие о поводе конфликта, разделяет крохотный прудик с грязной водой. При изнуряющей жаре эта вода – единственный смысл жизни. Это и примиряет людей. Фильмы «Улыбка Хасана» (режиссер Фредерик Гупиль, Франция) и «Дорогая Венди» (режиссер Томас Винтерберг, Дания – Германия – Франция – Великобритания) вроде бы и не на военную тему, но тоже из этой же пацифистской обоймы.
     ХХVII ММКФ вообще проходит под знаком реализма. Даже программа для киногурманов Петра Шепотинника «81/2 фильмов» засветилась «реалити» братьев Дарденн «Дитя». В списке внеконкурсных программ в этом году остаются традиционные для Московского кинофестиваля гала-премьеры. Программы «Национальные хиты» демонстрируют фильмы с ярко выраженным национальным своеобразием. Впервые проходит программа «Азиатский экстрим», в нее вошли наиболее радикальные и энергичные фильмы Дальневосточного региона, к которому в последние годы особенный интерес. «Датское кино сегодня» - это панорама современного датского кино, ставшего в последнее время известной на весь мир кинолабораторией, пробующей вольно показать на экране различные киностили и методы подхода к действительности. Полюбившаяся зрителям программа «Русский след» дает возможность увидеть работы соотечественников, созданные за рубежом.
     Обширна программа российского кино: 97 фильмов. У нас есть что показать, в Музее кино в Москве хранится уникальная российская синематека. Но если не предоставить Музею кино новое здание, сохранность и целостность его уникальных фондов никто гарантировать не может.
     На ХХVII ММКФ нет такого «звездного» скопления, как на прошлом. Но и фестиваль на этот раз структурируется по-иному. На показ своего фильма «Чемоданы Тульса Люпера», вызвавшего большой интерес во всем мире, приехал Питер Гринуэй. На торжественной церемонии открытия фестиваля была вручена награда «За вклад в мировой кинематограф» Иштвану Сабо. Полный список VIP-персон предоставлю вам по закрытии кинофорума.
     Главное, что на том же открытии ХХVII ММКФ прозвучало (правда, в том году так же пафосно) в Москве будет постороен Дворец кинематографии!
     Он на самом деле нужен, потому что всегда должна быть некая точка притяжения. Пусть ею станет эдакий «полюс кино».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex