Взяв старт 17 июня, двадцать седьмой по счету Московский международный кинофестиваль вышел на финишную прямую.
По сравнению с предыдущими годами реальный бюджет нынешнего кинофорума сократился на треть, что не могло не сказаться на количестве фильмов-участников. Причина проста: общее сокращение национального бюджета по культуре составило 20 процентов. Если же говорить о состоянии здоровья российского кинематографа в целом, то, скажем так, ребенок начал поправляться. За последние 12 месяцев 30 российских фильмов собрали в прокате до 1,4 млрд. рублей. «Ночной дозор», «Бой с тенью», «Статский советник», «Турецкий гамбит» шли с аншлагами. И это уже тенденция. Правда, сейчас в России всего 650 кинотеатров, а рынку нужно порядка 3 тысяч. В регионах инвесторы и банковский сектор пока не готовы к кредитованию. Москва более мобильна, здесь уже 70 современных кинотеатров с общим числом 180 экранов, на которых идет весь мировой кинорепертуар. Это значит, что кино стало окупаемым продуктом.
Несмотря на то что Международная ассоциация кинопродюсеров разрешила включать в конкурс фильмы, которые «засветились» на других фестивалях, президент ММКФ Никита Михалков с «сэконд-хендом» решил не спешить. Лишь на открытии была продемонстрирована лента «Желанная жизнь» (режиссер Джузеппе Пиччони, Италия – Германия), ранее показанная в «Панораме» Берлинале. Остальные 16 конкурсных лент – премьеры. По зрительскому опросу, «Желанная жизнь» пока в твердой серединке.
Этот год для нашей страны особый: 60 лет прошло со Дня Победы. И хотя Михалков определил главной темой ММКФ современность, он отметил, что «…только искусство может донести правду о великой Победе нашего народа до грядущих поколений. Военное поколение отечественных режиссеров внесло свой огромный вклад, создав золотой фонд лент о войне. Теперь дело за нашими современниками. Мы намереваемся показать на фестивале самые яркие антивоенные картины, снятые зарубежными кинематографистами в последние годы, и это не формальная дань юбилею, а попытка нового осмысления главой трагедии ХХ века. Это осмысление необходимо еще и потому, что грохот войны слышен и сегодня на всех континентах».
В конкурсной программе пока лучшей антивоенной пропагандой можно считать произведение режиссера Казема Маасуми из Ирана «Левой, левой, левой!». Две враждующие стороны, почти забывшие о поводе конфликта, разделяет крохотный прудик с грязной водой. При изнуряющей жаре эта вода – единственный смысл жизни. Это и примиряет людей. Фильмы «Улыбка Хасана» (режиссер Фредерик Гупиль, Франция) и «Дорогая Венди» (режиссер Томас Винтерберг, Дания – Германия – Франция – Великобритания) вроде бы и не на военную тему, но тоже из этой же пацифистской обоймы.
ХХVII ММКФ вообще проходит под знаком реализма. Даже программа для киногурманов Петра Шепотинника «81/2 фильмов» засветилась «реалити» братьев Дарденн «Дитя». В списке внеконкурсных программ в этом году остаются традиционные для Московского кинофестиваля гала-премьеры. Программы «Национальные хиты» демонстрируют фильмы с ярко выраженным национальным своеобразием. Впервые проходит программа «Азиатский экстрим», в нее вошли наиболее радикальные и энергичные фильмы Дальневосточного региона, к которому в последние годы особенный интерес. «Датское кино сегодня» - это панорама современного датского кино, ставшего в последнее время известной на весь мир кинолабораторией, пробующей вольно показать на экране различные киностили и методы подхода к действительности. Полюбившаяся зрителям программа «Русский след» дает возможность увидеть работы соотечественников, созданные за рубежом.
Обширна программа российского кино: 97 фильмов. У нас есть что показать, в Музее кино в Москве хранится уникальная российская синематека. Но если не предоставить Музею кино новое здание, сохранность и целостность его уникальных фондов никто гарантировать не может.
На ХХVII ММКФ нет такого «звездного» скопления, как на прошлом. Но и фестиваль на этот раз структурируется по-иному. На показ своего фильма «Чемоданы Тульса Люпера», вызвавшего большой интерес во всем мире, приехал Питер Гринуэй. На торжественной церемонии открытия фестиваля была вручена награда «За вклад в мировой кинематограф» Иштвану Сабо. Полный список VIP-персон предоставлю вам по закрытии кинофорума.
Главное, что на том же открытии ХХVII ММКФ прозвучало (правда, в том году так же пафосно) в Москве будет постороен Дворец кинематографии!
Он на самом деле нужен, потому что всегда должна быть некая точка притяжения. Пусть ею станет эдакий «полюс кино».