на главную страницу

25 Июня 2005 года

Тема номера

Суббота

С Красной площади — в вечность

60 лет тому назад в Москве состоялся Парад Победы

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».




     Было время, когда «Красная звезда» в канун очередного юбилея исторического Парада легко собирала в актовом зале редакции столько его участников, что их хватило бы на парадный батальон двухротного состава. Но время неумолимо. Сильно поредели ряды тех, кому выпала величайшая честь представлять на Красной площади победившие армию и флот, высоко нести свои боевые знамена и швырять наземь опозоренные регалии поверженного врага, наглядно осуществляя, как в сорок пятом выразился писатель Борис Горбатов, политическую казнь фашизма.
     Идея организовать в Кремле торжественный обед для победителей, а затем их парад на главной площади страны возникла сразу после 9 Мая. На подготовку обеда Верховный Главнокомандующий выделил две недели. Для подготовки парада Генеральный штаб запросил два месяца. Сталин с укором отметил, что органы военного управления слишком уж быстро перестраиваются на мирные рельсы. Парад было предписано провести ровно через месяц после торжественного приема.
     На обеде в Георгиевском зале, состоявшемся 24 мая, прозвучал тот самый тост Сталина, по поводу которого многие готовы делиться впечатлениями и размышлениями до сих пор. Он был посвящен советскому народу, и прежде всего - подчеркивал Сталин - русскому народу, заслужившему общее признание как руководящей силы среди всех народов страны. И в тот же день в войска от имени Верховного Главнокомандующего ушел приказ о подготовке Парада Победы, намеченного на 24 июня.
     Все делалось по-фронтовому оперативно. За сутки-двое отбирались участники, формировались сводные полки, батальоны и роты. Столица готовилась в кратчайшие сроки сшить для дорогих гостей тысячи парадных мундиров.
     В наше время получили хождения слухи о том, что Верховный собирался принимать исторический парад лично, даже якобы проверял себя на коне. Это придуманная версия. Начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил СССР генералу армии А. Антонову перед разработкой приказа о Параде Победы было сказано твердо: принимать парад будет маршал Г. Жуков, командовать им – маршал К. Рокоссовский.
     Вряд ли шестьдесят лет спустя стоит еще раз рассказывать, сколь блестяще было выстроено, как величественно воспринималось торжественное шествие войск по той самой площади, с которой они в ноябре сорок первого без промедления уходили на боевые позиции.
     Знамена, золото погон, блеск орденов... Так принято на парадах. Мундиры скрывали страшные следы войны. Многие из участников триумфального марша имели по два-три и даже более ранений. Свое право подвести итог войне чеканной поступью у стен древнего Кремля они оплатили кровью. И шли они, неся в сердцах имена боевых товарищей, которые остались на полях сражений - от Сталинграда до Берлина.
     В те времена, когда участников победного Парада собирала «Красная звезда», их выступления красной нитью пронизывала мысль: непередаваемую гордость, которую они испытывали в июне сорок пятого, важно, не расплескав ни капли, сохранить навеки, передавать из поколения в поколение как источник духовной силы, непоколебимой веры в свою страну, свой народ. А еще важнее сберечь то обостренное, подчиняющее себе все помыслы, устремления чувство персональной ответственности за судьбы Отечества, без которого военное поколение и каждого из фронтовиков в отдельности представить невозможно. О том же участники самой ожесточенной в истории войны говорят и сегодня...
     Два часа – полк за полком – шли они по Красной площади. Их победному шагу эхом раздаваться в веках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex