на главную страницу

25 Июня 2005 года

Планета людей

Суббота

Критику учтем

Россия и ПАСЕ корректируют свои позиции
по отношению друг к другу

Марианна ГРИШИНА.




     Большинством депутатов ПАСЕ в среду вечером в Страсбурге был одобрен проект резолюции Совета Европы по ситуации в России. За несколько дней до этого ПАСЕ опубликовала довольно жесткий доклад, характеризующий реализацию российской стороной своих обязательств, взятых при вступлении в эту структуру в 1996 году. После чего указанные в докладе «недостатки» и «недоработки» обсуждались в ходе дебатов между европейскими парламентариями. Спорных моментов возникло довольно много: по мнению России, в докладе обнаружился ряд тенденциозных и неприемлемых положений. В то же время глава российской делегации в Страсбурге Константин Косачев, подводя итог обсуждению, отметил, что Россия принимает многие из критических замечаний Совета Европы и обещает продолжить выполнение своих международных обязательств перед ПАСЕ.
     В мониторинге ПАСЕ, итогом которого стал подготовленный британцем Дэвидом Аткинсоном и немцем Рудольфом Биндигом 122-страничный доклад, анализировались проблемы выполнения Россией своих обязательств перед ПАСЕ по более чем 400 пунктам, касающимся ситуации во внешней и внутренней политике. Представители ПАСЕ, в частности, потребовали от Москвы законодательно отменить смертную казнь, начать судебные процессы над ответственными за нарушение прав человека в Чечне, прекратить фактический контроль государства за СМИ. Среди других претензий называлось слишком медленное решение вопроса с выводом российских войск из Приднестровья и Грузии. Разногласия в позициях России и европейских парламентариев прошли рефреном еще через две темы – об отношениях Москвы и Минска и об «оккупации» прибалтийских стран. Депутаты из стран Балтии критиковали Россию на заседании ПАСЕ с особым усердием, что вполне объяснимо. Буквально на днях Россия заявила, что вступление в силу пограничного договора между Россией и Эстонией может быть на неопределенное время отложено. Как пояснили в российском МИДе, поправки, внесенные в документ перед его ратификацией эстонским парламентом, и прежде всего преамбула с упоминанием об «оккупации», делают невозможной его ратификацию в Москве. Столкнувшись с жесткой позицией Москвы, Эстония и другие прибалтийские страны попытались отыграться в Страсбурге. Некоторые из их формулировок все-таки вошли в итоговый текст резолюции ПАСЕ, несмотря на противодействие российской делегации и попытки воспрепятствовать этому со стороны ряда парламентариев.
     Критику ПАСЕ вызвала также экономическая и политическая поддержка Россией Белоруссии, к которой ряд международных наблюдателей имеют претензии с точки зрения соблюдения прав человека и «недемократичности» политического режима. Российский и белорусский МИД уже выступили с официальными протестами против подобных заявлений. В итоговую резолюцию эти политизированные заявления не вошли.
     Примечательно, что уже по окончании заседания ПАСЕ глава российской делегации Косачев поднял вопрос о сокращении размера ежегодных взносов со стороны России, уплачиваемых Совету Европы. Сейчас российский вклад в бюджет ПАСЕ составляет около 25 миллионов евро в год при его общем объеме в 160-180 миллионов. Учитывая, что на российские программы ПАСЕ расходует приблизительно 5 миллионов евро в год, столь значительные взносы со стороны России представляются излишними, заявил Косачев. В связи с этим Россия теперь намерена платить в два раза меньший взнос. Косачев при этом подчеркнул, что сокращение финансирования не имеет никакого отношения к принятой ПАСЕ резолюции.
     Остается упомянуть, что рассмотренный в ПАСЕ доклад и принятая резолюция по России - это политические документы, свидетельствующие лишь о том, как ситуация в нашей стране видится из Европы. Они отнюдь не являются «руководством к действию» и не имеют силы закона.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex